Угнать за 365 дней
Угоняли, угоняют и будут угонять. Ибо бизнес, причем выгодный многим, а не только самим исполнителям. Тут очень много заинтересованных лиц, начиная с хозяина авто и заканчивая крутыми парнями, устроившимися на вершине автокриминальной пирамиды. Между ними огромный пласт чиновников, нечистых на руку гаишников, юристов, около которых всегда и во все времена вьется немало разношерстных проходимцев.
Лирика…
Казалось бы, враг известен и бить по нему надо из всех правоохранительных калибров, тем более что сомневаться в мощи государственной машины с каждым днем приходится все меньше и меньше. Достаточно взглянуть хотя бы на список сидельцев владивостокского СИЗО. Но почему-то звук главного калибра государства в деле пресечения или профилактики краж и угонов АМТС больше смахивает на тихий пшик из воздушного ружья. От которого зарождаются нехорошие мысли: видать, и на самом верху могущественной машины это кому-то выгодно. Подозрения усиливаются, когда знакомишься с предложениями бизнесменов, правоохранителей среднего и низового звена, людей науки и техники, ежегодно выдающих массу теоретических и практических предложений по борьбе с этим всеобъемлющим злом!
Мне могут возразить: мол, во всем мире автокражи – весьма доходный криминальный бизнес, который до конца не побежден, не остановлен и где-то даже процветает. Например, в США, где страховые компании просто стонут под прессом многомиллиардных выплат, а число краденых машин исчисляется миллионом и более в год. А Европа? После открытия границ и принятия в Евросоюз новых членов никто в Старой Европе не может спать спокойно.
Однако российская действительность еще хуже. Глядя на многостраничный список украденного автотранспорта, невольно ловишь себя на вопросе: сколько же миллионов долларов потеряли приморцы только за прошлый год? А по всей России? По официальной версии, озвученной недавно на Всероссийской многосторонней конференции по вопросам автомобильных краж, убыток составил 1 млрд. долларов! Но и он относителен хотя бы потому, что речь идет о новых машинах и цифра основывалась на данных страховых компаний.
Почему до этого никому нет дела? Где официальное внедрение противоугонной системы маркировки «ДатаДот» и обещанная несколько лет назад единая информационно-поисковая система МВД?
...физика…
Анализируя статистику краж и угонов в Приморском крае за 2007 год, нельзя пройти мимо интересной тенденции. Если верить цифрам, предоставленным отделом розыска Управления ГИБДД Приморского края, «неправомерно завладевать» транспортными средствами граждан у нас стали… меньше: по сравнению с прошлым годом на 11% меньше было зарегистрировано угонов и почти на 10% – краж.
Сотрудники ГИБДД действительно сработали в минувшем году в меру сил и возможностей, о чем говорят более 2,5 тыс. раскрытых ими уголовных дел и поимка почти 3 тыс. преступников, однако в ситуации с кражами и угонами есть один небольшой нюанс. Все более популярным становится угон под выкуп, когда злоумышленники по «особой» договоренности или через посредников возвращают машины владельцам за «вознаграждение». Методу еще называют хабаровской, по названию города, откуда, собственно, это веяние и пошло.
Приморские гаишники занимают третье место в стране по своей доле в раскрываемости подобных преступлений, составившей по итогам года почти 9%. То есть сотрудниками ГАИ в Приморье раскрывается каждый 10–11-й угон, что при ориентировании службы на обеспечение безопасности дорожного движения очень даже неплохо. При этом речь идет только о тех преступлениях, где дело дошло до суда и преступники получили реальные сроки заключения.
За 2007 год сотрудники ГИБДД ПК вычислили и обезвредили две преступные группировки, промышлявшие автокражами. Одна банда специализировалась на Toyota Corolla (особенно ценилась модификации Fielder), вторая группа была неравнодушна к Honda Fit. Эта сравнительно недавно появившаяся в Приморье модель моментально завоевала популярность у автоворов. Если учесть, что на момент задержания банды «фитолюбов» было зарегистрировано чуть более 500 машин, а украдено около тридцати, то нехитрая математика позволяет высчитать, что каждый 10–15-й владелец остался без своего Fit.
…и математика
Особой любовью у преступников пользуются автомобили Toyota. Самой популярной остается Corolla – с началагода украдено около сотни. Потом идут Land Cruiser (угнано 80 шт.), Land Cruiser Prado, Crown, Mark II и т.д. Из представителей других японских автогигантов очень популярны у воров грузовики Nissan Atlas (в неизвестном направлении «ушли» 30 шт.) и джипы MMC Pajero (25 шт.).
Впрочем, крадут и угоняют все подряд. Если кто-то думает, что можно уберечься от кражи авто, купив себе «деревянный» ВАЗ, то он глубоко ошибается. Почти 70 «Жигулей», «Нив» и «Самар» также исчезло с родного подворья. И это больше, чем пропало популярных у воров Toyota Town Ace Noah! Не защищают от посягательств ни гаражи, ни охраняемые парковки. За неполный год со стоянок было похищено 55 автомобилей, больше половины из них – во Владивостоке.