Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Строго и постепенно

Строго и постепенно
Полная версия

Именно так можно расценить политику государства в отношении нарушителей правил дорожного движения. Не успели еще стихнуть эмоции после августовского повышения штрафов, как с 1 января недобросовестных водителей накрыла вторая волна. А на горизонте маячат очередные изменения в законодательстве, которые вступят в силу летом этого года. Не раз эта тема уже обсуждалась, но все же интерес к ней не ослабевает. И это понятно, ведь кроме размытых рассуждений о повышении безопасности хочется убедиться в обоснованности каждого конкретного пункта, услышать аргументы и необходимые разъяснения. С этой целью мы обратились к старшему инспектору отдела УГИБДД УВД Оренбургской области майору милиции Сергею Пугаеву.

– Сергей Алексеевич, давайте начнем с непристегнутого ремня безопасности – он «подорожал» аж в пять раз!

– Сейчас по всей стране действует федеральная программа повышения безопасности дорожного движения. Она направлена на то, чтобы снизить тяжесть последствий дорожнотранспортных происшествий. И на это тратятся огромные средства. Но, согласитесь, если сами участники движения не будут соблюдать элементарных вещей, которые уже предусмотрены законодательством, то все остальные более серьезные меры не возымеют того эффекта, который запланирован. Можно улучшать качество дорожного покрытия, строить транспортные развязки, но вот эта возможность повысить безопасность находится буквально под рукой у каждого водителя.

Я согласен, что 500 рублей – это много. В конце концов, это полбака бензина. Но тем более стоит задуматься, за что их отдавать.

– И все же многие воспринимают многократное повышение штрафов как неоправданное давление со стороны государства…

– Законодатели взяли именно те нарушения, которые реально влияют на безопасность движения на дорогах. Давайте назовем вещи своими именами и скажем, что все эти меры предусмотрены для нарушителей. Соблюдайте правила, и вас это никак не коснется. А возьмите моральный аспект проблемы: вы едете и не нарушаете, а рядом практически безнаказанно пролетает злостный нарушитель. Теперь же вы будете знать, что он заплатит не 50 рублей, а кудабольше. И даже если с первого раза сумма ему не покажется существенной, после нескольких штрафов у него появится повод задуматься. И человек поймет, что нарушать невыгодно.

– По отдельным видам нарушений, к примеру за езду в нетрезвом виде, денег теперь вообще брать не будут, предусмотрено только лишение прав?

– И даже более того. В отношении граждан без водительских прав, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, будет применяться административный арест до 15 суток. Если же удостоверение имеется, то оно будет изыматься на срок от полутора до двух лет. И никаких штрафов, никакого сокращения сроков лишения или отсрочек.

– Когда пьяный водитель буквально вываливается из-за руля, то все понятно. Но вот если человек категорически не согласен с подозрениями инспектора – теперь, наверное, спорных ситуаций с учетом ужесточения наказания будет больше?

– Законом четко определены случаи, когда инспектор имеет основание потребовать от водителя прохождения медицинской комиссии. По собственным соображениям, вопреки заявленным инспектором аргументам, он может отказаться от освидетельствования. Но ответственность за такой отказ будет точно такой же, как если бы подтвердилось алкогольное опьянение.

– А если все-таки окажется, что инспектор ошибся и результат не подтвердился, что тогда делать?

– Тогда вежливо попрощаться и при желании обжаловать действия инспектора его руководству, с тем чтобы оно дало оценку профессионализму своего сотрудника. Законом такая возможность предусмотрена.

– В правилах дорожного движения появилось два совершенно новых требования к водителю – не употреблять спиртные напитки после ДТП, к которому он причастен, а также после того, как он остановлен сотрудником милиции. Чем они обоснованы?

– Хотя послужившая основанием для появления этих требований проблема и не получила широкого распространения, но все же немало нетрезвых водителей, чтобы получить страховку, сразу после столкновения специально выпивали бутылку пива. И когда приезжал сотрудник ДПС, такой гражданин заявлял, что, дескать, снял стресс после аварии. И в итоге инспектор не мог ни подтвердить, ни опровергнуть, находился ли водитель в момент происшествия в состоянии алкогольного опьянения. А водитель спасал свое положение и получал страховую выплату. Еще одна ситуация, пусть и нетипичная, когда человек на посту ГИБДД, выйдя из машины, прилюдно выпивает алкоголь. И опять-таки становится крайне сложно доказать, что водитель находился в состоянии опьянения именно в момент управления машиной.

– Значительно ужесточились санкции за нарушение скоростного режима. Но как быть, если добрая часть всех дорог в стране ограничена знаком «40»?

– Министр внутренних дел уже дал указание пересмотреть всю дислокацию дорожных знаков. С учетом возросшей ответственности за несоблюдение скоростного режима необходимо, с другой стороны, проверить обоснованность расположения того или иного знака. Многие из них действительно были поставлены еще в советские времена…

– А правда ли, что одна из целей повышения штрафов – пополнить казну?

– Главная задача – повлиять на ситуацию с аварийностью. В этом смысле очень показателен опыт некоторых стран, где сумма штрафа привязана к размеру дохода нарушителя. Жалко, что у нас пока нереально реализовать это на практике.

– Изменения, вступившие в силу с 1 января, затронули и сам механизм оплаты штрафа?

– Да, теперь уже не нужно предъявлять квитанции об оплате в ГИБДД, выписавшую штраф. Стояние в очередях, потраченное время и испорченные нервы – это ведь тоже своегорода наказание. Но оно не предусмотрено законом…

– А не будет ли так, что водитель оплатил штраф в последний день установленного срока, а на следующий его уже тормозят на посту за неуплату?

– Наверняка такие моменты будут возникать. Наша задача сейчас организовать обмен с финансовыми учреждениями достоверной информацией о том, кто и в какие сроки произвел оплату. По истечении установленного срока и при отсутствии информации о платеже сотрудники ГИБДД будут привлекать к ответственности водителей за новое нарушение – неуплату штрафа. Причем данную категорию дел рассматривают уже в суде. Сергей ВОЙДАКОВСКИ

Подпишитесь на «За рулем» в

20.02.2008
Поделиться: