Маршрутные проблемы Черноземья
Транспортная ситуация в крупнейших городах Черноземья стремительно движется к коллапсу. В отличие от Москвы и Петербурга метро у нас нет, и альтернативы передвижению по дорогам не существует. Ездите вы на автомобиле или пользуетесь маршрутным транспортом, все равно стоите в одной пробке. Причем большую часть этих пробок составляют именно маршрутные такси, которые сегодня преобладают в сфере пассажироперевозок. Прокомментировать эту ситуацию мы попросили экспертов.
Дмитрий Борисович Крутских, генеральный директор ООО «Автолайн»:
– Чтобы изменить ситуацию с пассажирскими перевозками в городе, перевозчикам прежде всего необходимо поднять стоимость проезда. Просто для того, чтобы увеличить рентабельность этого бизнеса до сколько-нибудь приемлемого уровня. Только тогда может идти речь о каком-то обновлении парка. Часть перевозчиков нашего города в финансовом плане не слишком сильна. Некоторым из них просто не на что приобретать новую технику. По моему мнению, такие фирмы не нужны: на рынке избыток мелких предпринимателей, которые создают перегруженность и мешают развиваться действительно серьезным компаниям. Произошло перенасыщение маршрутов и как следствие затруднения в городском движении.
К сожалению, нормальные механизмы рыночной конкуренции здесь не работают, и решить эту ситуацию может только административное вмешательство городских властей. Непригодная для пассажирских перевозок техника может быть убрана с улиц лишь законодательным путем!
Рынок давно нуждается в перераспределении и укрупнении игроков. Тогда смогут нормально работать компании, заботящиеся не только о сиюминутной прибыли, но и о своей репутации и безопасности пассажиров.
Многие перевозчики в нашем городе используют наемный транспорт на условиях аренды. Фактически это фирмы-призраки, у которых нет никакой собственности – ни машин, ни даже офиса. О какой ответственности и качестве работы может идти речь, если никто ни за что не отвечает и крайнего не найти? Естественно, никакой нормальной рыночной конкуренции при этом не получается – ответственный перевозчик со своей техникой оказывается в заведомо невыигрышном положении. Ведь он соблюдает правила игры, а остальные – нет! К сожалению, администрация города пока не уделяет этой проблеме должного внимания. Я считаю, что арендный способ работы должен быть запрещен — от безответственности прежде всего страдают жители города.
В данный момент ни техническая исправность маршрутного транспорта, ни состояние водителей не контролируются. А случись что – никто за это не отвечает. Машина арендована, с водителя взять нечего, фирма ничем не владеет – иногда в одном арендованном офисе ютится десяток таких «бумажных» компаний...
Лишь немногие перевозчики, в число которых я с гордостью включаю и нашу фирму «Автолайн», используют собственную технику. Само собой, у нас налажен и контроль.
К сожалению, сейчас администрация практически не контролирует даже количество маршрутного транспорта, не говоря о качестве перевозок. Это создало ситуацию, когда город перенасыщен, причем совсем не той техникой, которая ему нужна. Избыток микроавтобусов типа «Газель» создает серьезные проблемы в городском движении – в часы пик по основным магистралям желтые «Газели» выстраиваются бампер к бамперу километровыми очередями! Администрации, на мой взгляд, нужно озаботиться вопросом мотивирования перевозчиков для покупки более практичной крупногабаритной техники – налоговыми льготами или другими методами. Микроавтобусы приемлемы только на коротких маршрутах с небольшим количеством пассажиров, но там, где речь идет о большом пассажиропотоке – это в основном перевозка людей из жилого района в рабочий, – необходимы машины вместимостью 100–120 человек. Однако даже на малых маршрутах «Газель» трудно назвать удачным решением – оптимальны были бы 20-местные машины, например на базе Ford, которые к тому же соответствуют нормам безопасности.
Увы, «Газель» пока остается вынужденным выбором: Ford значительно дороже, а низкая стоимость проезда делает его покупку нерентабельной. Три «Газели», несмотря на свое несовершенство, принесут денег в два раза больше, чем один Ford, и с этим приходится считаться. Для того же, чтобы сохранить невысокий тариф в больших автобусах, администрации необходимо сделать определенные шаги: частично субсидировать проезд либо снизить налоговое бремя на перевозчиков. Без этого обновление парка невозможно.
Для нормализации городского движения должно происходить постепенное перераспределение пассажирского парка, прежде всего за счет уменьшения числа микроавтобусов и увеличения количества больших автобусов. Таким образом, сократится количество машин и улучшится качество перевозок. Если ситуация не изменится, городу не избежать полного транспортного паралича. Об этом уже сейчас надо громко кричать, пока не стало поздно! Необходимо остановить бесконтрольное открытие новых «газелевских» маршрутов, которые приближают транспортный коллапс.
Кроме того, не самым удачным фактором явилось почти полное исчезновение троллейбусов и трамваев. В мегаполисе должны существовать все виды наземного транспорта. Пустующая ниша была отдана на откуп частным перевозчикам, а они могут и не справиться самостоятельно с этой проблемой. Вряд ли это можно назвать стопроцентно продуманным решением.
В вопросе же техники я лично считаю, что ближайшее будущее за отечественными производителями. Сейчас стали появляться вполне конкурентоспособные машины. Зарубежные образцы, безусловно, очень высокого качества, но это преимущество сводится на нет отсутствием нормальной базы обслуживания и ремонта. Пока в этой области мы сильно отстаем. Альтернативное решение – дешевая китайская техника – для нас пока неприемлемо. Мы крупная компания и имеем опыт ее обслуживания – опыт, надо сказать, достаточно горький. Это и проблемы с комплектующими, и невысокое качество сборки. Пока российская техника предпочтительнее. Тем более что одним из тормозящих факторов в вопросе приобретения новой импортной техники является состояние городских дорог – иностранные машины просто не выдерживают.
Вячеслав Васильевич Усов, директор ЗАО «Агрореммаш», дилера Scania в Черноземье:
– Безусловно, нас не может не беспокоить ситуация с пассажирским транспортом в регионе. «Газели» и «пазики», которые постоянно переполнены... В Липецке эта ситуация несколько острее, чем в Воронеже, где все-таки достаточно много больших автобусов вместимостью 100–120 человек. У нас же кроме муниципального транспорта только ПАЗ и «Газель» – коммерческие структуры, работающие на рынке пассажирских перевозок, не предоставляют потребителю другой техники.
К сожалению, большие автобусы в Воронеже по большей части подержанные и в не очень хорошем техническом состоянии – частные перевозчики чаще всего не имеют нормальной ремонтной базы и квалифицированного персонала, а также, по моему мнению, отсутствует должный контроль за техническим состоянием автобусов перед выходом на линию.
Несколько легче ситуация в области муниципального транспорта – в этих организациях традиционно выше техническая дисциплина, есть оборудованные ремзоны и квалифицированные механики. Пробки уже сейчас становятся актуальной проблемой городов Черноземья. Конечно, когда на остановке выстраивается очередь из автобусов – это приятно пассажирам, но, с другой стороны, сев в эти автобусы, они будут стоять в пробке, ими же созданной. Данную проблему можно отчасти решить за счет правильного использования транспорта.
Городской автобус должен соответствовать своему предназначению – удобная низкопольная машина вместимостью 100– 110 человек. Ну и, конечно, должно быть правильное формирование маршрутов.
Сегодня существует выбор хорошей импортной техники. Мы, как дилеры Scania, предлагаем городской автобус Scania Omni Link вместимостью до 122 человек – автобус качественный и безопасный, стоимостью порядка 183 000 евро. При использовании кредитных и лизинговых схем это вполне доступное для муниципальных перевозчиков предложение. Мы же готовы обеспечить полное обслуживание своей техники – у нас современный технический центр на восемь постов, обученные квалифицированные механики, все необходимое оборудование.
Отечественные производители автобусов пока преобладают на рынке: дешевизна, пусть даже в ущерб качеству, – вот главный аргумент, который все перевешивает. Примерно в той же ценовой категории выступают на нашем рынке новички – китайские производители, но я пока не готов рассматривать их как серьезных конкурентов. Уверен, что ситуация на рынке пассажирских перевозок изменится в лучшую сторону – появится безопасная техника, будут налажены контроль и планирование маршрутов. Однако мы, дилеры, практически не можем влиять сейчас на ситуацию. Наше дело – предложение, а решение принимают городские власти.
Сергей Игоревич Барышев, заместитель генерального директора ООО «Евротрак Центр Черноземье», официальный дилер ООО «МАН Автомобили Россия»:
– Спрос на автобусы в России увеличивается. В последнее время этому сегменту автомобильного рынка наша компания придает приоритетное значение. Начиная с 2007 года большое внимание уделяется и сервисному обслуживанию, и поставке запчастей, однако основной упор делается на активную продажу автобусов. Если в 2006 году мы реализовали всего девять единиц техники, то 2007 году продано более 90 автобусов.
Не секрет, что автобусный парк города находится в весьма плачевном состоянии. Магистрали загружены «пазиками» и «Газелями», пропускная способность улиц не соответствует плотности транспортного потока. Цены на проезд в маршрутном транспорте постоянно растут. Это совершенно необоснованно: проезд дорожает, а уровень сервиса по-прежнему остается очень низким. Предполагается, что в ближайшем будущем автопарк города будет обновляться. Мы, конечно, очень на это надеемся. Я считаю, что большие автобусы смогут решить некоторые проблемы пассажирских перевозок. Один такой автобус вполне способен заменить два-три «пазика». Не говоря о том, что эти машины более удобны, эстетичны и экологичны. Повышенная маневренность и небольшой радиус разворота позволяет этим на первый взгляд громоздким автомобилям легко находить путь в транспортном потоке.
В настоящее время новые автобусы в основном покупают крупные частные компании или туристические фирмы, у которых приобретение автотранспорта заложено в бюджет. У большинства городских перевозчиков средств на кардинальное обновление устаревшего парка еще нет, и они предпочитают покупать подержанный транспорт. В скором времени ситуация должна измениться. В сфере пассажирских перевозок более серьезные машины постепенно вытеснят микроавтобусы и средние автобусы. В Москве, например, предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками, уже почти полностью перешли на новые машины. Воронеж ожидают те же перспективы.
Наша фирма может предложить покупателям полный ряд автобусов MAN: городские, туристические, междугородние.Эта техника отвечает всем требованиям, предъявляемым к маршрутному транспорту, и точно соответствует потребностям пассажиров и владельцев автопарков. Автобусы MAN недешевы, но они однозначно выигрывают за счет своей надежности, удобства эксплуатации и внешнего вида. Каждый автобус комплектуется индивидуально, под заказ. Что касается запчастей, то стандартные запчасти, такие как топливные фильтры или тормозные колодки, в наличии имеются всегда. Специализированные запчасти надо заказывать в Москве или в Германии. Клиенту не придется долго ждать: из Москвы заказ будет идти сутки, а из Германии – 1,5–2 недели. Несмотря на то что наши автобусы дороже, чем модели отечественных или, например, китайских производителей, они более надежны и требуют меньших затрат на сервисное обслуживание. Немецкое качество давно зарекомендовало себя на мировом рынке. Новые автобусы – удачная альтернатива «Газелям» и «пазикам».
Коллегия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области:
– Транспортная инфраструктура и качество пассажирских перевозок в Воронеже оставляют желать лучшего. Помимо того что резкое увеличение количества транспорта (в том числе пассажирского) привело к загрязнению атмосферы, обоснованные опасения вызывает несоответствие пропускной способности улиц и дорог интенсивности движения транспорта. В связи с этим на коллегии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области представители Роспотребнадзора, администрации, ГИБДД и предприниматели обсуждали проблемы организации пассажирских перевозок на территории Воронежа.
Следует отметить, что за последние два года в Воронеже в 2,7 раза увеличилось количество автотранспорта. Руководитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Михаил Иванович Чубирко сообщил, что на данный период организованы пассажирские перевозки по 176 маршрутам. В городе курсируют 2283 транспортные единицы, принадлежащие 46 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Количество экологически чистого транспорта – троллейбусов и трамваев – снижено в три раза, и если на начало 2004 года трамваев в Воронеже было 98, а троллейбусов 138, то на начало 2007 года осталось 35 и 45 соответственно. Несмотря на общее увеличение парка пассажирского транспорта, государственный транспорт составляет только 8,3%. Пассажирскими перевозками занимаются частные компании и индивидуальные предприниматели. По мнению специалистов Роспотребнадзора, отсутствие муниципального транспортного парка крайне отрицательно отражается на качестве представляемых услуг.
Организации городских пассажирских перевозок не уделяется должного внимания. Мероприятия, направленные на оптимизацию пассажирских перевозок, не проводятся, не решен вопрос отвода земельных участков для размещения отстойно-разворотных площадок и конечных остановок, ни одна из существующих площадок по-прежнему не имеет нормативной документации. Проблемы организации дорожного движения также требуют скорейшего разрешения. Пропускная способность улиц и дорог не соответствует интенсивности движения. Основные городские магистрали перегружены в два-три раза. В час пик по центральным улицам пытаются проехать около 3000 машин в час. Автомобильные пробки стали привычным явлением. Одной из причин заторов является неравномерность организации пассажирских маршрутов. Автобусы, обеспечивающие перевозки в пригородах, переполнены, а на центральных улицах отмечается явный переизбыток пассажирского транспорта (проспект Революции, Московский проспект, улица Кольцовская, Ленинский проспект). Некачественная очистка проезжей части от снега и песка и низкое качество дорожного покрытия создают дополнительные проблемы. Руководители индивидуальных предприятий и юридических лиц, которые осуществляют пассажирские перевозки, зачастую не выполняют свои прямые обязанности и не соблюдают необходимые требования.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, коллегия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области приняла решение до 1 июня 2008 года разработать комплекснуюмуниципальную программу «Развитие пассажирского транспорта в г. Воронеже» с учетом мероприятий по организации пассажирских перевозок и обеспечения экологической безопасности. Кроме того, будет разработана поэтапная программа дальнейшего развития и усовершенствования маршрутной сети и увеличения троллейбусного парка. Будет определено место для размещения отстойно-разворотных площадок и конечных остановок городского пассажирского транспорта с учетом особенностей каждого конкретного района.