Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Левый уклон

Левый уклон
Полная версия

Посчитать убытки, понесенные российскими перевозчиками из-за использования низкокачественных и поддельных запасных частей и комплектующих, невозможно. Ясно одно – ущерб огромен. Помимо срыва сроков перевозки груза и уплаты за это неустойки по карману владельца автопарка бьют внеплановые простой и ремонт автомобиля, затраты на его эвакуацию, а при наличии пострадавших – придется компенсировать причиненный их здоровью вред.

Одним словом, «левая» поршневая группа, рулевая тяга, тормозная колодка или кран могут приблизить перевозчика к разорению. Телевидение с завидным постоянством демонстрирует сюжеты, в которых гусеницами трактора перемалываются тысячи контрафактных CD и DVD дисков с музыкой и фильмами, люди в бронежилетах «накрывают» подпольные цеха по розливу «паленой» водки, изготовлению и фасовке «лекарственных» препаратов. И хоть бы один сюжет с разоблачением изготовителей поддельных автозапчастей!

А ведь по объему производства и реализации поддельные комплектующие к автомобилям не намного уступают спиртному, дискам и лекарствам.

От контрафакта страдают не только перевозчики, но и добросовестные производители деталей, узлов и агрегатов. Они терпят миллионные убытки из-за потери потребителем доверия к марке. Оценить объем продающегося в России контрафакта невозможно, но по данным, поступающим от производителей запчастей, в отдельных регионах доля контрафакта составляет от 30% до 50% рынка.

Так, по словам Юрия Колошина, руководителя службы безопасности Заволжского Моторного Завода (ЗМЗ), доля контрафакта, продаваемого под маркой ЗМЗ, в девяностых годах была более пятидесяти процентов. А ведь на заволжских моторах во многом держалась экономика страны. Отрадно, что сегодня ситуация меняется в лучшую сторону – производители комплектующих делают все возможное, чтобы поставить заслон подделкам. А значит, шансы перевозчиков напороться на некачественные запчасти уменьшаются.

Практически у каждого производителя работает специальная группа, занимающаяся выявлением производства и реализации контрафактной продукции под заводской маркой. Эксперты, составляющие костяк группы, владеют исчерпывающей информацией о продукции своего завода. Это позволяет им продуктивно работать с российскими и зарубежными дилерами, магазинами, автотранспортными предприятиями, вести мониторинг рынка запчастей, проводить контрольные закупки и в случае подозрения на контрафакт отправлять их на экспертизу в заводские лаборатории.

Собранная экспертами информация передается правоохранительным органам. Увы, не всегда пиратство удается доказать. Поэтому перевозчики должны держать ухо востро и не попадаться на удочку фальсификаторов.

ЭКСПЕРТ

ИЛЬДАР ХАСАНШИН,

директор по продажам автокомпонентов

и машиностроительной продукции ТД «Русские машины»

– Дать количественную оценку контрафакта, продающегося под нашей заводской маркой, я не берусь. Дело в том, что прямого контрафакта – грубых подделок на

сегодняшний день не так уж и много. Производители альтернативных запчастей свою продукцию продают под своими брендами. Например, детали для тормозных систем в большом количестве по недорогой цене производит белорусский завод «Фенокс».

Главной причиной появления на рынке контрафакта считаю дефицит запчастей и порождаемый им спекулятивный рост цен. Учитывая это, мы постарались максимально насытить рынок запасными частями и жестко контролируем цены. По статистике прошедшего года стало ясно, что даже при наличии временного дефицита запчастей по отдельным позициям «пираты» не успевают наладить свое производство, так как дефицит быстро восполняется, и все их усилия становятся

напрасными. И, конечно же, почву из-под их ног выбивает обширная сеть распространения оригинальных запасных частей. Сегодня число фирменных точек продаж

– «Детали машин ГАЗ», – расположенных на территории Российской Федерации, насчитывает 1200, плюс 100 на Украине и 50 в Казахстане. К лету общее число магазинов, в которых можно будет приобрести оригинальные запчасти, приблизится к 1500. Политика холдинга такова, что фирменная сеть реализации должна дойти и до городов с населением в 50 000 жителей. Иными словами, контрафакту не будет места даже в районных центрах, а потребитель будет иметь возможность купить качественную запчасть и получить исчерпывающую информацию от консультантов точки. Для максимального насыщения каждой фирменной точки полным

перечнем запасных частей мы приглашаем производителей качественной продукции реализовывать свои детали через нашу фирменную сеть и в нашей фирменной

упаковке. Согласен, что какой бы мощной защитой не обладала коробка, ее могут скопировать, но как можно конкурировать с полуторатысячами фирменных торговых точек «Детали машин ГАЗ»?! Вот поэтому самый эффективный способ борьбы с контрафактом – это создание фирменной сети реализации и жесткий контроль за ее работой.

– Не наносят ли урон марке ГАЗ запчасти альтернативных производителей, имеющие качество заметно ниже оригинала? Какую политику по отношению к альтернативным производителям ведет Торговый дом?

– В недавнем прошлом мы поняли следующее: можно, конечно, называть всю продукцию контрафактной, если она сделана не оригинальным производителем – но потребитель сам все расставляет на свои места и решает, принять продукцию или отвергнуть. И если это движение производителей нельзя победить – то кто как не мы должны его возглавить. Именно имея в виду, в первую очередь, достойных альтернативных производителей, мы разработали программу реализации деталей машин с нормированным эксплуатационным ресурсом в четырех ценовых нишах: от класса «Эконом» до класса «Премиум». Должен сказать при этом,

что наличие каждого такого продукта во всех четырех классах – не самоцель. Основной критерий присутствия продукта в нашей продуктовой матрице – это безопасная эксплуатация автомобиля: с меньшим ресурсом, с меньшим комфортом, но при условии полной безопасности, если касаться класса «Эконом». При этом мы стараемся максимально довести информацию до потребителя об отличиях в конструкциях изделий. С частью альтернативных производителей мы ведем сейчас переговоры о проведении испытаний и, в случае положительного их завершения, реализации их продукции через нашу фирменную товаропроводящую сеть.

Левой, левой, левой …

В самом выигрышном положении оказываются перевозчики, находящиеся под крылом государства. Снабжение их запасными частями идет централизованно, непосредственно от производителя. Самые уязвимые – частные компании, их большинство, они беззащитны перед контрафактом. Для

того чтобы одолеть врага, нужно знать все его приемы и повадки. Итак, что такое «левак», и откуда он берется?

1 Прежде всего, есть запчасти, производимые на хорошо оснащенных крупных и средних машиностроительных заводах. Как показывает практика, часто изготовитель альтернативной запчасти даже не подозревает, в какую коробку упаковывает его изделие оптовый покупатель. Однако надо учесть, что предъявлять претензии такому заводу – пустая трата времени и сил. Часто за право быть поставщиком конвейера бьются несколько производителей автокомпонентов. В результате проведения тендера один становится основным, а другие занимают позиции запасных. Именно их продукцию и используют махинаторы.

Запчасти реализуются в поддельной или украденной оригинальной фирменной упаковке со всеми логотипами бренда. Иными словами, перевозчик платит немалые деньги за оригинал, а получает запчасть, далекую от заводского эталона. Для получения прибыли контрафактные детали должны иметь меньшую себестоимость. Достигается это применением несколько менее качественных материалов и производством по обходным технологиям. Именно поэтому альтернативная запчасть

практически всегда имеет отличия от оригинала. Недостатки в технологии проявятся в процессе сборки узла или агрегата и зародят сомнения в качестве.

О стопроцентной взаимозаменяемости и совместимости с оригинальными деталями не идет и речи. Хотя возможно ресурс и качество альтернативной запчасти будет близок к родной, которая идет на сборочный конвейер. Справедливости ради отметим, что такие подделки наносят максимальный вред производителю оригинальных запчастей и незначительные убытки перевозчику – к внезапному разрушению узла или агрегата такие запчасти, как правило, не приводят. В конце концов, на одну и ту же машину сегодня можно на законных основаниях купить ту или иную запчасть разных производителей от Китая до Украины. Все зависит от ваших финансовых возможностей. Чтобы отличить оригинал от «левака», необходимо обратиться к специалистам завода или официальному дилеру марки.

2 Беда, если в фирменную коробку попадает запчасть, изготовленная на «подпольных» минизаводах. На них используют непонятного происхождения изношенные, устаревшие, списанные с предприятий станки, оборудование и оснастку. Наиболее наглядно можно проследить, как делают контрафактные поршни. В качестве литейной шихты применяется любой содержащий алюминий подходящий лом. Скупки, принимающие его у населения, можно встретить повсюду. Разумеется, ни о каком контроле химического состава расплава и его легировании при подпольном производстве не идет и речи. Что в печь попало, из того и получили отливки поршней. Чаще всего из вторичного алюминия «подпольщики» отливают поршни. Механическая обработка для придания конусности и овальности, как правило, идет на глазок. Именно у таких поршней первым делом лопаются и оплавляются канавки поршневых колец, обрываются юбки. Но даже если «подпольщики» имеют неплохое оборудование для механической обработки и выполняют ее по добытым с завода чертежам, поддельные поршни все равно обладают ничтожно малым ресурсом, ведь материал, из которого они отлиты, не соответствует тому, что применяется на заводе. Улучшать качество копий – нет смысла, так как при этом для получения прибыли потребуется увеличивать объем выпуска, а это уже серийное производство.

3 Еще один вид «левых» запчастей порожден извечной русской бедой – воровством. Контрафакт рождается рядом с оригиналом непосредственно на производственном конвейере родного завода. От качественной детали его отличает некоторое несоответствие строгим нормативам ОТК. Особенно сильна проверка качества у комплектующих, идущих по оборонному заказу. Во все времена достать нужную запчасть с армейских складов для перевозчика – было просто подарком. Качество гарантировали военпреды.

Отбракованные же детали могут иметь самые разнообразные отклонения: в термообработке, в размерах, чистоте механической обработки и т. д. Все это не позволяет им занять свое место на сборочном конвейере, но делает очень привлекательными для хищения. В первую очередь, их учет гораздо слабее, чем прошедших проверку. Кроме того, в этом случае речь идет уже не об оригинале и подделке, а о качественной, выполненной с небольшими отклонениями, заводской (!) детали. Именно этот факт и ставит перевозчика в тупик. И если дефект в геометрии обнаружится при сборке узла или агрегата, то результат нека

чественной термообработки всплывет уже в процессе эксплуатации автомобиля. С заводов-изготовителей воруют не только некондиционные детали отбракованные ОТК. Часть запчастей просто не доходит до конечной точки технологического процесса. Какой фокус выкинет такая деталь, зависит от того, насколько рано ее сняли с конвейера и передали на прилавок.

4 Производителей следующего вида контрафакта в шоферской среде часто именуют старьевщиками. В большинстве случаев это «ушатанные в дым» и восстановленные с помощью незаводских технологий и запасных частей, наиболее ходовые узлы, агрегаты и даже двигатели. Их реанимация отдаленно похожа на капитальный ремонт.

Фактически все усилия старьевщиков направлены на придание товарного внешнего вида. Узел разбирается, годные к последующей сборке комплектующие отмываются, сортируются подвергаются пескоструйной или гальванической обработке. Детали, не подлежащие восстановлению, меняются на новые и, естественно, неоригинальные. Ресурс перебранного и собранного из контрафактных деталей агрегата, по сравнению с заводским ничтожно мал. В случае если перевозчик, купивший такой чудо-агрегат, захочет его обменять, эксперт торговой точки откажет ему в этом. Тому найдется сто причин. В основном будут напирать на нарушение правил эксплуатации, они, дескать, и повлекли за собой выход агрегата из строя.

Где обитает контрафакт?

«Левые» запчасти продаются там, где в дефиците оригинальные детали, а торговцы, пользуясь случаем, взвинчивают цены на заводскую продукцию.

Лучших условий для продажи дешевых подделок нет. Традиционные точки сбыта подделок – рынки. Там есть и запчасти к грузовикам. Это могут быть не грязные развалы с небритыми личностями за импровизированными прилавками, а организованные ряды магазинчиков, в которых покупателя встречают приветливые консультанты, но магазин арендован фирмойоднодневкой, и спустя считанные часы после сбыта крупной партии «левых»деталей она стремительно съезжает, а магазинчик меняет собственников или просто вывеску. Продавец может остаться прежним, теперь он работает на новых хозяев и «не знает», куда делся бывший работодатель.

В средние и крупные магазины контрафакт попадает, как правило, через коммивояжеров, которые представляются оптовиками. Их козыри: работа напрямую от производителя, низкие закупочные цены и бесплатная доставка. Совсем плохо, когда ушлые торговцы входят с плагиаторами в сговор. На прилавок выкладывается оригинальная, качественная деталь из партии, на которую есть все причитающиеся документы, а под прилавком своего покупателя ждет контрафактная деталь. При этом торгаш может великодушно поинтересоваться, для себя или на продажу приобретаются запчасти. Если для себя, то реомендованы будут более дорогие оригинальные запчасти, ну а если на продажу, то дешевые, закамуфлированные «под завод».

Часто жулики работают в сговоре непосредственно со снабженцем автопредприятия. Аргумент прост – не пора ли перевозчику сменить поставщика запчастей, коль старый не желает умерить свой аппетит? ? И ведь многие заглатывают наживку, даже не проверив подлинность сертификата на запчасти.

Как не нарваться на контрафакт?

Единственный способ не попасть на удочку махинаторов – приобретать запасные части у официальных дилеров завода или в фирменной сети.

Они получают запчасти напрямую от производителя, что исключает подлог. Удивительно, но теневики делают попытки поставок «левых» запчастей даже официальным дилерам. Этому должен предшествовать временный дефицит той или иной позиции в номенклатуре запчастей. Разумеется, прежде чем взять на реализацию или приобрести для продажи через свою сбытовую сеть детали со стороны, официальный дилер возьмется проверить их подлинность. Часто на этом рубеже аферистов и останавливают.

Однако бывают ситуации, когда простой автомобилей оборачивается потерей важного клиента или расторжением сулящего хорошую прибыль контракта. В этом случае перевозчик вынужден приобретать так необходимую ему запчасть на свой страх и риск. Естественно определить на глаз нарушения технологии производства, отклонения в механической и термической обработке невозможно. Максимум, что тогда может покупатель проконтролировать геометрические

размеры, допуски, и то при условии наличия точного измерительного инструмента. Однако есть косвенные признаки контрафактной детали, которые должны насторожить или заставить отказаться от покупки. Это бросающаяся в глаза шероховатость поверхностей, многочисленные заусенцы на фасках, отверстия с рваными краями – признак использования некачественного инструмента, изношенного оборудования, несоблюдения режимов резания. Особенно должны сторожить разные метизы, на которых собраны одинаковые элементы приобретаемого агрегата.

Юрий Колошин,

руководитель службы

безопасности ОАО «ЗМЗ»:

– На мой взгляд, проблема контрафакта на российском рынке сегодня стоит очень остро. Однако бороться с контрафактом сложно. Работа сотрудников нашей службы в основном строится по двум направлениям: уголовно-правовому и административному. Статьи 180 – подделка товарного знака и 238 – выпуск продукции, которая может нанести вред здоровью, Уголовного Кодекса РФ, не относятся к разряду особо тяжких, а значит, ответственность, которую они предусматривают, мошенников не пугает. Мы занимаемся борьбой с контрафактом с 2001 года, но для того чтобы оказать воздействие на производителей и продавцов «левых» запчастей, приходится раскачивать, подталкивать, стимулировать действия правоохранительных органов. Складывается впечатление, что заниматься проблемой контрафакта без указания свыше они не желают.

Представители службы безопасности завода постоянно выезжают на московский рынок «Южный порт» – один из главных центров распространения контрафактной продукции. Контрольные закупки показывают, что самым популярным контрафактом являются вкладыши коленчатого вала. Продукция ЗМЗ хорошо раскручена и востребована перевозчиками. Вот только мало кто из них догадывается, что часто в фирменных заводских коробках им продают, например, вкладыши, изготовленные на Мелитопольском заводе подшипников скольжения. Мы неоднократно выявляли такие случаи, привлекали продавцов к административной ответственности. Эффект есть, но незначительный. Много контрафактных деталей продается в Тольятти, Краснодарском крае, Новосибирске. При этом мы выявляем всю теневую цепочку, но действенные меры против мошенников принять не можем – нет полномочий. Так, в 2005 году мы раскрыли подпольное производство поршней, колец, пальцев в Ставропольском крае, в городе Лермонтов, собранные данные передали краевому МВД. Уголовное дело было направлено в суд, где благополучно развалилось, как и те поршни, которые были отлиты из разномастного алюминиевого лома – в дело шло все от вилок и ложек до проводов. При этом вторичный алюминий при переплавке не легировался. Сломалась машина с такими поршнями – перевозчик обвиняет завод-изготовитель. Но он-то и не причем! Страдает имидж ЗМЗ, подрывается вера людей в надежность наших моторов. Мы собираем данные, как детективы, приносим все это на блюдечке с голубой каемочкой в правоохранительные органы, а отдача нулевая. За семь лет работы до суда было доведено не более десяти дел. Контрафактную продукцию можно встретить в любом регионе РФ, однако наиболее часто она встречается в городах: Нижний Новгород, Москва, Ростов-на-Дону. Это объясняется тем, что данные регионы являются основными центрами распространения запчастей, в том числе и оригинальной продукции ЗМЗ по регионам. При желании, продавая оригинальную продукцию ЗМЗ, можно реализовать и контрафакт. Чтобы обезопасить себя от приобретения контрафактной продукции для покупки запасных частей к двигателям Заволжского моторного завода, необходимо обращаться к официальным дилерам товаропроводящей сети ОАО «ЗМЗ». Также нужно знать основные отличительные признаки. Описывать все отличия оригинальной продукции от контрафакта мы не можем, поскольку это будет руководством к исправлению своих недочетов со стороны недобросовестных производителей. Приведем лишь основные признаки оригинальной продукции:

Упаковочная коробка для продукции ЗМЗ изготавливается из прочного, плотного микрогофрокартона. Цвет упаковки яркий, насыщенный.

Изображение на упаковках четкое. Для консервации детали заворачивают в специальную бумагу, пропитанную защитным составом внешняя сторона которой имеет голубовато-синий цвет. На упаковку наклеивается голограмма со знаком ЗМЗ.

На большей части продукции ЗМЗ имеются штампы ОТК. Если детали или ее части получаются методом литья, то, как правило, на ней имеется знак ЗМЗ, выполненный в литье.

Более подробную информацию о продукции ОАО «ЗМЗ», ее отличительных особенностях можно найти на сайте www.2resurs.ru.

Группа риска В настоящее время наиболее часто подделывают следующие детали двигателей ЗМЗ: вкладыши, упорные подшипники вала, поршневые кольца, поршни; коленвалы, шкивы коленчатого вала; шестерни вала, распредвалы; оси коромысел; приводы распределителя зажигания; ремонтные комплекты водяного насоса; насосы водяные; диски сцепления нажимные и ведомые; рычаги нажимного диска сцепления; штанги толкателей клапанов.

Фирменные точки, в которых продается оригинальная продукция ОАО «Заволжский моторный завод», смотри на сайте www.reis.zr.ru.

ЭКСПЕРТ

ИЛЬДАР ШАМИЛОВ,

заместитель генерального директора ОАО «КамАЗ» по безопасности

– Как обстоят дела с проблемой «серых» запасных частей к автомобилям КамАЗ?

– Это очень больной вопрос, решить который в одиночку «КамАЗ» не в состоянии – необходимо содействие соответствующих государственных органов. Главным инструментом борьбы с недобросовестной конкуренцией и воздействия на «серый рынок» является исполнение «Плана совместных мероприятий ОАО «КамАЗ», правоохранительных и контролирующих органов Республики Татарстан по профилактике, выявлению и пресечению экономических преступлений и обеспечению законности в организациях ОАО «КамАЗ».

В рамках этого Плана осуществляются проверки организаций, имеющих отношение к механической обработке, изготовлению, ремонту и реализации запасных частей, узлов и агрегатов автомобилей КамАЗ. Так, за последние годы организовано и проведено 48 рейдов, проверено 126 организаций и частных предпринимателей, выявлено 95 субъектов «серого рынка», из них в 61 обнаружены существенные нарушения в сфере сертификации, метрологии и налогового законодательства. Несколько руководителей привлечены к уголовной и административной ответственности, в отношении 18 организаций и ЧП вынесены постановления о приостановлении деятельности, по линии налоговой инспекции составлено 7 актов, на контроль взято 59 организаций и частных предпринимателей.

В настоящее время расследуется ряд уголовных дел в порядке ст. 180 Уголовного кодекса. По одному делу вынесен обвинительный приговор. Судом были приговорены директор и главный бухгалтер одного из челнинских предприятий, незаконно использующего товарные знаки ОАО «КамАЗ». На этих лиц наложены штрафы в 60 и 40 тысяч рублей соответственно. Кроме того, в пользу ОАО «КамАЗ» присуждена сумма ущерба в размере почти 15 млн. рублей. Следует отметить, что это первое в республике уголовное дело, доведенное до обвинительного приговора.

Также предпринимается ряд самостоятельных мер внутри ОАО «КамАЗ» по защите продукции от подделок. К ним можно отнести, например, использование фирменной упаковки для запасных частей, закрепление прав на разработки ОАО «КамАЗ», являющиеся интеллектуальной собственностью акционерного общества, внедрение проекта маркировки и прослеживаемости продукции. И, конечно, заключение со сторонними производителями лицензионных соглашений на право изготовления запасных частей, особенно на площадях КИП «Мастер».

Хочу отметить, что наша деятельность в этом направлении распространяется не только на Набережные Челны и Республику Татарстан, но и на регионы Российской Федерации, где предложения ОАО «КамАЗ» находят поддержку у органов власти и правоохранительных структур. Кроме того, ведется совместная работа с таможенными органами, направленная на препятствие ввозу контрафактной продукции к автомобилям КамАЗ из-за рубежа.

– Как известно, «КамАЗ» ведет работу по защите собственности в интеллектуальной сфере. Что именно предпринимается в этом направлении?

– Действительно, Департамент правовой работы «КамАЗа» с 2004 года ведет борьбу с незаконным использованием интеллектуальной собственности ОАО «КамАЗ», в частности, использованием товарных знаков «КамАЗа» в рекламе, фирменных наименованиях обществ, на страницах сети Интернет. Для более эффективной защиты своих товарных знаков «КамАЗ» провел работу, направленную на признание в 2005 году федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам товарных знаков ОАО «КамАЗ» общеизвестными. Следует отметить, что «КамАЗ» был одним из первых в стране, чьи товарные знаки были признаны общеизвестными.А защита осуществляется путем предъявления заявлений и исков в антимонопольные органы и арбитражные суды. У нас сложилась большая положительная практика по защите интеллектуальной собственности в этих органах.

Проблема контрафакта серьезно затронула экономические интересы такого крупного автомобильного холдинга как ОАО «КамАЗ». Была создан рабочая группа, которая в течение прошлого года выезжала в Благовещенск, Кострому, Краснодар, Архангельск, где, с вместно с правоохранительными органам проводила изъятие контрафактных запасных частей. В настоящее время проводится экспертиза изъятых комплектующих на предмет соответствия конструкторской документации ОАО «КамАЗ». Челнинский грузовик широко растиражирован, поэтом пираты подделывают практически весь перечень выпускаемых запчастей, но особой популярностью пользуются детали к двигателям. Основная масса контрафакта производится внутри страны, однако служба безопасности предприятия все чаще фиксирует завоз подделок из Китая. Рассчитывать на то, что заслоном пиратской продукции станет фирменная упаковка, защищенная номерным пломбировочным скотчем, исключающим его повторное использование, не приходится. Так, в 2007 г. сотрудниками отдела милиции по охране объектов ОАО «КамАЗ» возбуждено уголовное дело по факту подделки фирменной упаковки ОАО «КамАЗ», применяемой для упаковки запасных частей. Ущерб составил свыше 5 млн. руб. Чтобы оградить себя от контрафакта, перевозчикам следует приобретать запасные части только у официальных дилеров и агентов ОАО «КамАЗ». Их полный список представлен на официальном сайте ОАО «КамАЗ» www.kamaz.net и www.reis.zr.ru

Алексей Забелла, руководитель группы по борьбе с распространением контрафактной продукции ОАО «костромской завод Мотордеталь»

Несмотря на то, что группа по борьбе с распространением контрафактной продукции состоит всего из двух человек, нам удается достаточно эффективно отслеживать появление на рынке контрафактной продукции, собирать необходимую информацию о мошенниках и передавать данные в правоохранительные и контролирующие органы.

Отмечу, что концентрация контрафакта во многом зависит от региона. В Сибири больше всего шансов приобрести подделку в Новосибирске, на автомобильном рынке «Столица». В южном регионе лидерство держит Ростов-на-Дону. Больше всего контрафактной продукции выявлено на рынках «Фортуна» и «Алмаз».

Много подделок в Нижнем Новгороде на авторынке по ул. Удмуртской.

Недавно раскрыли крупного продавца контрафактных запчастей в городе Саранске. Под видом оптовиков заказали небольшую партию моторокомплектов. Убедившись в том, что под видом продукции завода мошенники продают низкокачественные подделки, договорились о поставке 1500 моторокомплектов и провели успешную операцию совместно с коллегами из ЗАО «Ярцевская технологическая компания АМО ЗИЛ» и местной милицией.

Пострадавший от контрафакта перевозчик в большинстве случаев направляет претензии на завод-изготовитель. Чтобы разобраться, вследствие чего вышел из строя двигатель, назначается экспертиза. Для завода это существенные затраты, однако мы их принимаем, так как истина, и соответственно

репутация, дороже. Мало того, каждый случай выявления контрафакта дает шанс выйти и на его производителя.

Накопленная нами статистика свидетельствует, что контрафактные детали привели к поломке каждого третьего мотора, в который они были установлены. Именно столько в процентном выражении – 30% подделок было в свое время выявлено на уже упомянутом рынке «Фортуна».

Кстати, несмотря на обилие подделок, заполонивших Ростов и область, нам, по разным причинам, удалось довести до суда всего шесть уголовных дел. Согласен, это ничтожно мало. Впрочем, основная наша задача – это не посадить за решетку всех производителей контрафакта, а оградить перевозчиков от мошенников. Например, если при покупке той или иной детали (партии деталей) проявить определенную смекалку», то ушлый продавец может сам выдать себя с потрохами. Так, в Новосибирске при проведении нами контрольной закупки продавец поинтересовался: «…для себя или на перепродажу покупаешь? Если для себя, то бери заводские, а на продажу – «под завод». Они гораздо дешевле, но сделаны нормально, без особых знаний не отличишь».

Отрадно, что есть в России города, в которых милиция и прокуратура, понимая, какую беду могут принести поддельные запчасти, оказывают поддержку честным производителям и перевозчикам. Отлично сработали в Ростове-на-Дону – на раскрытие преступной цепочки и вынесение по делу приговора потребовалось всего полторадва месяца. С контрафактом успешно борются силовики Саранска и Тамбова, Новосибирска и Кирова, так что за перевозчиков, работающих в этих городах, можно быть спокойными. А вот в Саратове и Екатеринбурге на проблему смотрят сквозь пальцы либо не хотят смотреть вообще.

Чтобы изменить ситуацию, на мой взгляд, необходимо, прежде всего, статью 180 УК РФ (Незаконное использование товарных знаков) перевести в категорию тяжких. Оперативное сопровождение по уголовным делам по таким статьям

Юлия Баталова, начальник отдела продукта торгового дома Зил

– Проблема контрафакта заявила о себе в полную силу в начале девяностых годов сразу после перехода от закрытой плановой экономики к рыночному хозяйству. Так сложилось, что активно бороться с пиратами Завод имени Лихачева начал только с 2006 года. Разработанная нами программа предусматривает совместные усилия автозавода, Торгового Дома ЗиЛ и дилеров.

Стали помогать таможенники. При пересечении границы крупных партий запасных частей с нашей заводской маркировкой таможенники направляют запрос на ЗиЛ –известно ли предприятию об импорте или экспорте запчастей. Контрафактные запчасти на территорию России поступают в основном из

Украины и Китая. Особую тревогу у специалистов завода вызывает тот факт, что от дверных ручек, крышек маслозаливных горловин и прочей мелочевки китайцы начали производить ответственные детали автомобилей, которые напрямую влияют на безопасность движения.

Особенно много контрафакта среди тормозных клапанов и кранов, высокопрочных метизов, процент отказа по таким запасным частям очень высок. Главными отличительными признаками запчастей, изготовленных в КНР, являются небрежная упаковка в виде дешевых коробочек с надписями на исковерканном русском, шуршащие пакетики и подозрительно низкая цена. Как уже упоминалось выше, контрафакт идет не только в Россию, но и из нее.

Так, до нас неоднократно доходила информация о том, что в различных странах СНГ то и дело всплывали контрафактные партии запчастей с маркировкой ЗиЛ. Место их изготовления в большинстве случаев не удается раскрыть.

Чтобы со стопроцентной точностью отличить родную деталь от контрафактной, необходимо владеть не только специальными знаниями, но и лабораторной базой.

Ведь отличия могут скрываться не только в качестве отливки, но и материале, термической и механической обработке. Однако есть признаки, по которым перевозчик может отличить оригинал от подделки. Завод выпустил буклеты с цветными фотографиями и описанием отличий заводской и пиратской продукции.

Особое внимание следует обращать на наличие товарного знака – на оригинале, как правило, ставится логотип завода и вид изделия, которые наносятся штампом или отливкой, но никогда не рисуются масляной краской и тем более не процарапываются. Текст должен читаться четко и не иметь перекосов.

Чтобы обезопасить себя от приобретения контрафакта, необходимо приобретать запчасти исключительно у официальных дилеров АМО ЗиЛ. Однако помните, что среди них есть и «серые», у которых нет свидетельства дилера, или оно просрочено. Обратите внимание на срок действия документа, который составляет один год. На оригинальном документе обязательно должны присутствовать: регистрационный номер, дата выдачи, круглая печать завода.

Список дилеров ЗиЛ, участвующихв программе по борьбе с контрафак?том, есть на сайте www.reis.zr.ru в приложении к данной статье. Если вы обнаружили контрафактную про?дукцию в этом магазине, звоните: (495) 627?3773, 627?3777.

Коментарий

Уголовный кодекс РФ

Статья 180

Незаконное использование товарного знака

1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного

дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Деяния, предусмотренные в частях 1 и 2, относятся к преступлениям небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК), а преступление, предусмотренное в ч. 3 ст. 180 УК, – к преступлениям средней тяжести.

Под незаконным использованием чужого товарного знака понимается его применение без разрешения правообладателя на товарах, этикетках, упаковках

этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации.

В соответствии с Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 180 УК РФ, контрафактными следует признавать товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак (знак обслуживания) или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака наступает лишь при условии неоднократности (совершение двух или более) этих действий или причинения ими крупного ущерба, то е есть он должен превышать 250 тысяч рублей.

Суды при установлении ущерба е должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела и (например, из наличия и размера реального ущерба, размера упущенной выгоды, размера доходов, полученных лицом в результате нарушения им прав на результаты и

Подпишитесь на «За рулем» в

Боровицкий Денис
01.03.2008
Поделиться: