Начальник очистки
Какие масляные фильтры и по какой цене предлагают сегодня на столичном рынке? Конструктивно все они очень похожи, страдают одними и теми же «болезнями», поэтому мы рассмотрим в качестве примера «десяточный» фильтр для 16-клапанного двигателя, представив ассортимент самых популярных моделей.
Внутреннее пространство
Известно, что до середины двадцатых годов в системе смазки автомобильного двигателя вообще не был предусмотрен фильтр и неочищенное масло приходилось менять через каждые 7–8 тыс. км пробега. С появлением этого устройства в автомобиле ресурс моторов увеличился почти втрое, а потребность в масле сократилась в десятки раз. В двух словах процесс можно описать так: фильтр отлавливает в масле частицы нагара и металла, которые могут повредить двигатель.
Существует три основных типа конструкции фильтров: разборные, неразборные и модульные. Кроме того, в большинстве современных двигателей устанавливаются полнопоточные фильтры – все масло, циркулирующее по системе смазки, проходит через них.
Нас же интересует классический фильтр – неразборный, полнопоточный, состоящий из корпуса, фильтрующего элемента, перепускного и обратного клапанов. Обратный клапан не дает маслу вытекать из фильтра, когда двигатель не работает. Это нужно для того, чтобы при пуске мотора давление в системе поднималось сразу. Перепускной клапан подает масло в двигатель напрямую, минуя фильтрующий элемент, если он загрязнен, при резком повышении оборотов или загустевании масла.
Обратный клапан часто изготавливают из резинового кольца переменного сечения. Со временем упругие свойства резины теряются и масло после остановки двигателя стекает из фильтра. А это значит, что при пуске мотор будет работать в режиме масляного голодания, пока фильтр не заполнится маслом, что неизбежно ведет к сильному износу двигателя. Лучше выбирать фильтр с обратным клапаном в виде тонкого резинового диска, прижатого пружиной. Как работает обратный клапан, показывает «масленка» – индикатор аварийного давления масла на панели приборов после пуска двигателя. Если «масленка» горит меньше 7 секунд, то все еще некритично. Но идеально, когда она гаснет сразу после пуска двигателя. Обратите внимание и на перепускной клапан. Имеет смысл купить фильтр, где он размещен рядом с впускными отверстиями – это обеспечит поступление в двигатель более чистого масла при открытии клапана.
Фильтрующие элементы почти везде одинаковой конструкции – это тонкостенная шторка, уложенная в виде многолучевой звезды. Реже встречаются спирально-складчатая или шевронная укладка. Шторку делают из обработанной специальным образом пористой бумаги, чтобы придать ей прочность и водостойкость. Иногда применяют фильтрующие элементы из хлопчатобумажных или искусственных волокон. Они очень грязеемки и отлично очищают масло, однако у них высокое гидравлическое сопротивление, отчего при пуске и прогреве двигателя фильтр долго работает с открытым перепускным клапаном, особенно в мороз. В условиях московского климата можно использовать любой тип шторки.
Факт и контрафакт
Каких же неприятностей можно ждать при покупке этих расходников? В наших магазинах несложно наткнуться и на подделки, и на брак, и просто на халтурно сделанные фильтры. Установка некондиционного фильтра на автомобиль грозит обернуться разного рода неприятностями. Если, к примеру, завальцованные соединения негерметичны, масло будет вытекать на землю. Чрезмерно плотный фильтрующий элемент снизит ресурс фильтра, он забьется слишком рано, откроется перепускной клапан, и двигатель будет работать на неотфильтрованном масле. К тому же результату приведет открывающийся при слишком низком давлении перепускной клапан.
Как же выбрать фильтр? Да очень просто: конструкция клапанов видна невооруженным глазом, а в остальном все равно приходится уповать на технологическую цепочку и совесть изготовителя. Практика показывает, что у фирм с именитыми брендами явный брак встречается крайне редко.
Из чего выбираем
Фильтры всех типов широко представлены в магазинах автозапчастей: маленькие и большие, отечественные и импортные, дорогие и дешевые. При желании можно заменить масляный фильтр и самостоятельно, но важно точно знать, что вы купили пригодныйименно для вашего автомобиля расходник. А для этого достаточно знать тип двигателя и год выпуска вашего автомобиля.
Высокая востребованность продукта обуславливает наличие десятков компаний-«упаковщиков», то есть тех, кто не имеет собственного производства. Они размещают заказы на производство фильтров на заводах разных изготовителей, после чего ставят на эти фильтры собственную торговую марку и продают. Нередко и сами производители в целях захвата большего места на полках автомагазинов выпускают фильтры нескольких торговых марок, повышая вероятность того, что автовладелец, придя в магазин, выберет фильтр, произведенный именно этой компанией.
От подделки же проще всего защититься, внимательно осматривая фильтр и упаковку. Полиграфия должна быть безупречна, обязательно с указанием адреса производителя. При осмотре самого фильтра обращайте внимание на состояние резьбы, крепление и качество уплотнительного кольца – в заводских условиях изготовления они идеальны.