Регламент, и это только начало!
Было бы из-за чего переживать, ну встанет на профилактику МНПЗ, ну другие НПЗ восполнят дефицит топлива на столичном рынке. Но, как известно (ГЗР не раз об этом писала), требования, предъявляемые к бензину в Москве, несколько выше, чем в других регионах. С 1 декабря прошлого года содержание бензола в моторных топливах, реализуемых в Москве, не должно превышать 1%. Ранее, с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года, эти ограничения составляли не более 5%, а с 1 января 2006 года по 1 декабря 2007 года – не более 3%. По стране эта цифра до сих пор выше пяти…
Ну и вот вам снова повод для всех этих разговоров об исключительности столицы – так и надо этим снобам, усмехнутся где-то. Какой же выход? О-о-чень простой – Московская топливная ассоциация (МТА) предлагает правительству снизить экологические нормы для бензина до уровня Еuro 2. Нет, не навсегда, а лишь на апрель-май 2008 года. Если власти столицы не пойдут на такие уступки, Москва может остаться без бензина... Прямо апокалипсис какой-то.
Что же все-таки происходит? С 1 по 20 апреля на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) в связи с плановыми профилактическими работами практически прекратится выпуск бензина марок АИ-92 и АИ-95. Последовательно будут остановлены 15 установок. На период ремонта выпуск нефтепродуктов сократится до 35–40% от общего объема обычной выработки завода. Одновременно проведутся профилактические работы и на Ярославском НПЗ, что также приведет к уменьшению поставок автомобильного топлива в Москву. Для того чтобы с минимальными потерями миновать этот этап, абсолютно все сейчас стараются создать или увеличить собственные запасы.
Проблема действительно могла бы решиться путем увеличения поставок топлива, но сделать это можно лишь за счет других НПЗ, которые производят низкокачественный бензин – основная масса производимого в России топлива не всегда соответствует даже Еuro 2, хотя этот норматив был введен еще в 2006 году. Вот в этой ситуации МТА и предлагает для сохранения стабильности снизить требования к топливу. Между тем многие эксперты считают, что мотивировка снижения экологических норм вовсе не обоснована и, возможно, лукава. Аналитики полагают, что дефицит создается самимикомпаниями, а не тем, что растет потребление бензина. И «экологический» вопрос – это способ перенаправить нефтепродукты, получаемые на модернизированных НПЗ, на экспорт по более дорогой цене, а взамен поставлять на московский рынок нефтепродукты более низкого качества.
Ведь на основных заводах, которые помимо МНПЗ обеспечивают московский регион (ЯНОС, Рязанский НПЗ и НОРСИ), была проведена модернизация, и в настоящее время они выпускают высококачественный бензин. Что касается поставок с других НПЗ, которые производят не соответствующее стандартам топливо, то такая ситуация возможна только в случае, если все четыре вышеназванных завода встанут на плановый ремонт одновременно или произойдет резкий всплеск спроса на топливо, что тоже маловероятно.
Цены же в любом случае, скорее всего, поползут вверх – нефть дорожает, ничего не попишешь. По прогнозам, в течение года подорожание бензина может составить 12–15%.
К тому же недавно произошло еще одно событие, которое должно сильно изменить ситуацию на бензиновом рынке в ближайшие годы. Правительство утвердило долгожданный технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горючесмазочным материалам». В соответствии с этим документом топливо стандарта Euro 2 может выпускаться в России до 31 декабря 2008 года, стандарта Euro 3 – до 31 декабря 2009 года, а Euro 4 – до 31 декабря 2012 года. Для топлива Euro 5 ограничений по срокам производства пока нет.
Между тем более трети выпускаемого в России топлива не соответствует даже стандарту Euro 2, поскольку, как говорят, «действующие ГОСТы достаточно либеральны». Кроме того, 91,5% российского автопарка потребляет бензин Euro 2 и ниже. При этом в Минпромэнерго уверены, что переход на евростандарты «не является революцией для нефтеперерабатывающей промышленности, не требует кардинального технического перевооружения и не приведет к удорожанию топлива». Эксперты же пока воздерживаются от оценок объема инвестиций, необходимых для перехода на европейские стандарты всей отрасли.
В общем, через три года в стране перестанут использоваться низкооктановые марки бензинов АИ-92 и АИ-80. Оба нововведения – запрет низкооктанового бензина и улучшение качества существующих марок – выльются для автомобилистов и предприятий в рост затрат на топливо. Переход с использования бензина АИ-92 и АИ-80 на АИ-95, учитывая нынешнюю разницу цен на эти сорта, заставит россиян дополнительно тратить на автомобильное топливо как минимум 30 млрд. руб. в нынешних ценах.