Где сэкономить?ГАИПутешествуй!ОСАГОСпросить у экспертаТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ГалереиКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Автогражданский «брак»

Автогражданский «брак»
Полная версия

За четыре года действия автогражданки все мы привыкли к постоянным разборкам между водителями и страховщиками. На любом тематическом форуме вы получите массу советов и рекомендаций, что и как делать застрахованным участникам ДТП, в выдержанном тоне и не очень, юридических и из разряда «одна бабка сказала». Мы рискнем повторить все сначала... Как это бывает: от включения аварийной сигнализации до синей печати «ОПЛАЧЕНО» поперек ваших документов.

Итак, эпизод первый – ДТП. Полис автогражданки начинает работать после ДТП. Со вторым участником, с изгородью какого-нибудь частного хозяйства или с пешеходом (не дай бог), но ДТП. Итак, оно свершилось.

В общем случае ваши действия должны быть следующими: включить аварийную сигнализацию и выставить знак, вызвать представителя ГИБДД (02 набирается одинаково и по городскому, и по мобильному), обменяться данными о полисах ОСАГО со вторым участником аварии. Необходимости звонить с места происшествия своему агенту или в страховую компанию нет, если только вам не нужна консультация, помощь. Тогда контактный телефон страховщика вы найдете в полисе ОСАГО, который всегда должен быть с вами в машине. Прибывшие на место сотрудники ГИБДД оформят протокол об административном правонарушении и схему ДТП.

Однако у описанной модели есть варианты.

Вариант 1. Участники ДТП вынуждены покинуть место происшествия в связи с оказанием первой медицинской помощи пострадавшим.

Действуйте, как предписано в п. 2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации: после всех действий по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим надо вернуться к месту происшествия.

Очень важно любым доступным способом зафиксировать следы аварии, по которым можно восстановить расположение автомобилей на момент аварии и составить верную схему ДТП. А схема в таких случаях – это отправная точка расследования! Замеры ГИБДД производятся по колесам, так что отметьте нужные границы камнями, следом машинного масла. Составьте на бумаге схему сделанных вами отметок. Желательно оставить кого-то охранять место аварии, чтобы следы не были уничтожены.

Вариант 2. Участники ДТП не имеют физической возможности дождаться представителей ГИБДД.

Страховщик примет документы о происшествии, если вы их оформите не на месте, а на ближайшем посту ДПС или в органе милиции (только при отсутствии пострадавших и при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося!). Схему аварии составьте собственными силами на месте происшествия.

Вариант 3. Ответственность виновника ДТП не застрахована. На этапе оформления ДТП порядок действий остается прежним. Оформляйте все положенные документы. Отличия появятся позже.

Вариант 4. Виновник ДТП скрывается с места происшествия.

Если есть свидетели, запомнившие номера машины виновника, цвет, марку, запишите, как зовут свидетелей и их контактные телефоны. Вызывая сотрудников ГИБДД на место аварии, тут же по телефону сообщите им эти приметы. Это позволит объявить «Перехват», сэкономив драгоценное время. Прибывший автоинспектор, в свою очередь, выясняет вероятное направление движения скрывшегося водителя, марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и водителя. В протоколе делается отметка, что второй участник аварии неизвестен, скрылся с места ДТП и т.п.

Вариант 5. Участники аварии разошлись в оценке обстоятельств аварии.

Так как все пострадавшие в ДТП водители участвуют в составлении схемы ДТП – приложения к протоколу, прийти к соглашению можно и нужно. Что касается последующих выводов, о несогласии с ними сделайте отметку в самом протоколе об административном правонарушении. Также в спорных случаях существует практика составления двух протоколов на каждого участника аварии с описанием произошедшего, но без указания нарушения. Дальнейшим расследованием займется группа разбора. Заметьте, если в протоколе напишут, что не виноват никто – такое тоже возможно, – на возмещение по ОСАГО рассчитывать не придется.

Вариант 6. Один из участников ДТП оказывает давление на другого, склоняя к признанию вины.

Примите меры к собственной безопасности, сократив до минимума общение с «противником» без свидетелей. Вызовите аварийного комиссара или собственную группу поддержки. В случае необходимости сделайте отметку о том, что не согласны с протоколом.

Вариант 7. Виновник предлагает возместить нанесенный ущерб наличными.

Вы можете отказаться от привлечения страховой компании. Оцените размер ущерба, количество времени, так или иначе нужного для оформления всех документов в ГИБДД и в страховой компании, соотнесите с предлагаемой суммой. Возможно, вы сочтете предложение выгодным.

Позаботьтесь о том, чтобы вас не обманули, – обратного пути не будет. Если расплатились на месте, не мешает сообщить об этом в свою страховую компанию, чтобы исключить возможность повторного обращения пострадавшего за выплатой. Таковое при обнаружении, кстати, может повлечь уголовную ответственность за мошенничество. Произведенная же выплата автоматически фиксирует застрахованного как воспользовавшегося своим полисом ОСАГО с вытекающим отсюда увеличением стоимости страхования на следующий год.

Вариация 7.1. Виновник предлагает возместить нанесенный ущерб наличными, но собирается впоследствии обратиться за возмещением понесенных расходов в свою страховую компанию.

Казалось бы, зачем? Но дело в том, что в ряде случаев, особенно если есть пострадавшие, виновник может выразить желание оказать немедленную материальную помощь. Затем он вправе сам обратиться в страховую компанию за выплатой, но в таком случае, конечно, ДТП нужно фиксировать в обычном порядке в ГИБДД.

Резюме: место ДТП вы покидаете, имея на руках копию оформленного протокола об административном правонарушении и приложениесхему ДТП. Увидимся в группе разбора!

Совет бывалого: практика показывает, что найти свидетелей ДТП и записать их контакты не досужее дело, а работающий способ восстановить справедливость.

Трудно предсказать видение аварии, которое в последующем решит отстаивать второй участник ДТП, так лучше запастись независимым наблюдателем. Собранные сведения передайте прибывшему на место инспектору ГИБДД. Позднее сотрудники группы разбора полка ДПС при необходимости смогут воспользоваться показаниями свидетелей.

Примечание: Наличие пострадавших в аварии влечет целый ряд других обстоятельствв порядке действия на месте ДТП и оформлении документов. Рассказу об этом мы постараемся посвятить отдельную публикацию. Продолжение следует

Подпишитесь на «За рулем» в

25.02.2008
Поделиться: