15 дюймов лета
Шинная азбука рекомендует не забывать переводить автомобиль на летнее время: шипы и асфальт – плохая пара, да и состав резиновой смеси зимних шин не рассчитан на работу с теплым или тем более горячим асфальтом. Шины будут сильно шуметь и быстро изнашиваться. Кроме того, мягкие боковины зимних шин могут «подламываться» в виражах на высокой скорости. Разумеется, это плохо скажется на управляемости машины. Торможение зимней шины на сухом асфальте тоже хуже, чем у летней, даже если сравнивать покрышки разных ценовых групп. Так что зимние шины пора готовить к летним каникулам – мыть, чистить протектор от камешков и складывать на хранение. Можно отправить на «содержание» к профессионалам, можно устроить в гараже или, наконец, на балконе. Для защиты от солнечных лучей и осадков каждую шину нужно упаковать в непрозрачный пакет.
Но прежде необходимо приобрести комплект летних шин. И здесь начинается самое интересное…
Обувь для машины многие автолюбители выбирают едва ли не более тщательно, чем туфли для себя. И это правильно, ведь именно шины связывают автомобиль с дорогой, от их выбора зависят и безопасность, и комфорт, и экономичность. И конечно, внешний вид машины. Стоимость же комплекта шин сравнима с ценой пары очень хороших туфель, и купить другие, если эти не понравятся, будет нелегко.
Доверяйте, но проверяйте
В июле 2008 года у пневматической шины 120-летний юбилей. Изобретение Джона Бойда Данлопа прошло большой путь, превратилось в сложный, многовариантный продукт высоких технологий, и теперь для покупки шин требуются солидные знания. Безусловно, стоит изучить рейтинги шин, которые публикуют различные автоиздания, но следует учесть, что любые оценки, даже экспертные, сохраняют элемент субъективности, и никакой измерительный комплекс, даже «Датрон», не сможет ответить на вопрос, подойдут ли те или иные шины именно вам, Иванову Ивану Ивановичу. Вы можете узнать только основные характеристики легковой шины: поведение на сухом и мокром асфальте, прочность (долговечность, ходимость) и комфортабельность, в том числе шумовой комфорт. Но все будет лишь приблизительно.
Вообще же технологию выбора летнихшин можно разделить на несколько простых операций. Во-первых, выберем размер (автопроизводитель рекомендует обычно несколько вариантов), во-вторых, по материалам прессы определим несколько более-менее подходящих моделей и, в-третьих, отправимся на авторынок или в шинный магазин, чтобы сделать окончательный выбор, осмотрев все своими глазами и ощупав собственными руками. Продавец-консультант что-то может подсказать, но его мнение лишь совещательное. Скажем, вам нужна жесткая боковина (вы предпочитаете спортивный стиль вождения), а шум и износостойкость особого значения не имеют. Или вы живете в районе, где часто идут дожди, поэтому аквапланирование для вас не просто красивое слово. Или главное ваше условие, чтобы шин хватило минимум на четыре сезона… А ведь вся информация перед глазами – нужно только научиться ее получать.
Что значат цифры
Посмотрите на боковину шины – на ней подробнейшая маркировка. С маркой и моделью, которые обязательно указаны на боковине, все должно быть понятно. Первый параметр, который следует учесть, – размерность покрышек. Указывается она примерно так: 195/50R15, где 195 – ширина покрышки в миллиметрах, 50 – процентное соотношение высоты боковины покрышки к ее ширине, R – радиальная конструкция шины (а вовсе не радиус!), 15 – посадочный диаметр обода колесного диска в дюймах. Возможно то же в миллиметрах, для перевода в дюймы величину следует поделить на 2,54. Здесь несколько ремарок: шины легковых автомобилей постоянно растут в ширину при одновременном уменьшении высоты профиля. Это становится возможно благодаря развитию технологий производства шин. Широкие низкопрофильные шины улучшают управляемость, тогда как узкие высокопрофильные лучше по комфорту. На шинах американского производства перед размерностью покрышек могут стоять буквы P или LT, что соответствует словам passanger, то есть легковой автомобиль, или LT – light truck, легкий грузовик.
По типу конструкции различают диагональные и радиальные автошины. Диагональная шина имеет каркас из слоев корда, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются. В радиальной шине корд уложен от одного борта к другому без перехлеста, по наружной поверхности он обтянут мощным поясом из высокопрочного нерастяжимого материала. Информация, радиальная ли шина, не имеет сейчас для потребителя практически никакого значения, так как диагональные на легковых автомобилях практически не применяются. Сюда же добавим, что слово tubeless или сокращение TL, часто встречающиеся на шинах, также в принципе потеряли свою актуальность, так как камерные шины на легковых автомобилях стали анахронизмом. Если встретите обозначение tube type илиТТ (на немецком mit schlauch) – в шине должна быть камера. Далее идет двузначная цифра, например 89. Это условный показатель, указывающий на реальную допустимую нагрузку в килограммах (масса автомобиля, поделенная на четыре). Расшифровка часто встречающихся коэффициентов приведена в таблице индексов нагрузки. Зачастую нагрузка расшифрована на самой шине: за надписью Max Load следуют две цифры, первая – в килограммах, вторая – в фунтах.
За индексом нагрузки следует индекс скорости, например H. Этот показатель указывает на максимально допустимую скорость автошины. Расшифровка приведена в таблице индексов скорости.
В некоторых типоразмерах имеются дополнительные буквенные обозначения. Индексом С (что означает commercial) обозначаются так называемые «усиленные» автошины с большим коэффициентом нагрузки. То же значит и надпись Reinforced. Встречаются и другие обозначения, но редко. Уметь их читать вовсе не обязательно.
Буквы и слова
Secunda или DA – незначительные производственные дефекты, не препятствующие нормальной эксплуатации. TWI (tread wear indication) – указатель индикатора износа. Сам индикатор – выступы в канавках протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять. С 1 января 1992 года в европейских странах принята минимальная величина протектора в 1,6 мм. Замерить остаток несложно. В машине можно держать небольшую карточку с соответствующей отметкой и проверять протектор при контроле давления.
Буквами могут быть указаны условия эксплуатации, например, M+S (mud + snow) – грязь и снег, AW (any weather) – всепогодная. Некоторые производители вместо буквенных обозначений используют значки (солнышко, снежинка, тучка)… Далее могут идти целые надписи: DOT – соответствие стандартам США, steel radial – радиальная шина со стальным кордом, traction – коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. У автошин с коэффициентом А наибольшая величина сцепления в своем классе. Temperature – температурный режим: показатель, характеризующий способность автошины противостоять температурным воздействиям. Он также делится на три категории – А, В и С. Max load – максимальная нагрузка, кг/английские фунты. MAX Pressure – максимальное внутреннее давление в автошине, измеряемое в килопаскалях.
Необходимо учитывать, что шины имеют три основных типа рисунка протектора – ненаправленный, направленный и асимметричный. Шины с ненаправленным рисунком, как правило, относятся к категории бюджетных и имеют наибольшее распространение. Такими шинами комплектуются многие автомобили на заводах. Шина обладает одинаковыми свойствами вне зависимости от направления вращения.
Шины с направленным рисунком протектора лучше отводят воду из зоныконтакта, выбрасывая по направлению вращения, что отодвигает момент начала аквапланирования. Существуют шины с асимметричным и направленным асимметричным рисунком протектора. Это значит, что протектор состоит из двух частей с разным рисунком. Такой рисунок используется для реализации разных свойств в одной шине.
Следующие характеристики касаются только шин с асимметричным рисунком протектора. Сегодня подобных моделей становится все больше, так как производители стремятся сделать шины идеальными как для сухого покрытия, так и для влажного (мокрого), сочетая рисунок с крупными шашками и мелкими, изрезанными ламелями – канавками для отвода воды. Например, наружная часть протектора лучше работает на сухой дороге, а внутренняя – на мокрой. На боковинах таких покрышек встречаются обозначения: LEFT – шина устанавливается на левую сторону автомобиля, RIGHT – на правую, OUTSIDE или Side Facing Out – внешняя сторона установки, INSIDE или Side Facing Inwards – внутренняя сторона установки. Производители шин обязательно указывают на шинах с направленным рисунком направление вращения, например стрелкой и надписью Rotation. Это не просто пожелание, а первостепенное условие правильной, безопасной эксплуатации. Необходимо учитывать и рекомендации производителей по давлению в шинах. Ищите надпись на боковине Maximum Pressure. Нагрузка указывается в фунтах (LBS), а давление – в фунтах на квадратный дюйм (PSI) для шины в холодном состоянии (1LBS=0,4536 кг; 1PSI=0,0069 МПа). Играть с давлением не стоит – это удел автогонщиков. Обычным же автолюбителям важно, сколько покрышка будет ходить, а любые отклонения от нормы оборачиваются ускоренным износом.
На боковине шины может быть также балансировочная метка, нанесенная краской. Она указывает самое легкое место шины относительно центра ее вращения в вертикальной плоскости. При монтаже метку нужно совместить с вентилем шины. Ее отсутствие означает, что шина не проходила балансировочного испытания. Если шина импортная, это не признак брака. Скорее, метка не нужна.
Разноцветные полоски в углублениях протектора никакой информации для пользователя не несут – это служебные метки для складских работников, чтобы им было проще ориентироваться в штабеляхпокрышек.
Последнее, на что стоит обратить внимание, – место производства, Made in… На этот фактор наложила свой отпечаток глобализация – многие крупные шинные фирмы имеют производство в разных странах мира. Зимние шины могут делать в Юго-Восточной Азии, а летние – в Скандинавии… Управление, технологии и контроль качества везде одинаковы, а испытания модели проходят в соответствующих климатических зонах.
Теперь, вооружившись знаниями, можно в магазин и на рынок. Для нашего обзора мы выбрали 15-дюймовые шины именитых марок. Но это, конечно, только совсем небольшая часть шинного изобилия, представленного на современном российском рынке.