Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Разглашению не подлежит

РАЗГЛАШЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Полная версия

Большой секрет для маленькой компании

Как правило, меры, принимаемые на автопредприятии для защиты бизнеса, достаточно просты, а начальник службы безопасности, если он есть, не особенно загружен: все его обязанности сводятся к проверке кандидатов и работников и выражаются, как правило, в заполнении анкет с подробным перечислением судимых и находящихся за границей родственников, звонки бывшим работодателям с получением неясных ответов «да, работал, в порочащих связях не замечен», а также в звонках «проверенным» партнерам с целью прощупать нового контрагента, запрос невнятных копий свидетельств о регистрации и постановке на учет в налоговом органе. Все эти меры, однако, не спасают от недобросовестных сотрудников и партнеров, первые из которых уходят к конкурентам вместе с ключевым клиентом, а вторые – месяцами не оплачивают перевозку.

К сожалению, мы так и не научились профилактике: вопрос, который мы ставим: «что теперь делать», в то время как стоит ставить его подругому: «что делать, чтобы этого не произошло». Все меры безопасности эффективны только тогда, когда они изначально направлены не на решение проблемы, а на ее предотвращение. Как показывает практика, самые уязвимые места в деятельности любой фирмы остаются неприкрытыми с самого момента их появления. Чем больше внутренних ошибок допущено или пропущено, тем слабее оказывается фирма перед опасностью съедения конкурентами.

Для небольшой компании самую большую ценность представляют ее клиенты. Нередко у такой фирмы один-два, редко – три постоянных клиента, которые дают регулярные, стабильные загрузки, и потеря хотя бы одного из них, особенно для компаний, обремененных немаленькими лизинговыми платежами, становится критичной уже в течение первого месяца после ухода клиента. Небольшое предприятие не в состоянии позволить себе закладывать в бюджет риски потерь 30% ежемесячной прибыли.

Таким образом, съесть конкурента, фактически, в течение одного-двух месяцев разорить его, а затем скупить по остаточной стоимости его технику и получить остальных клиентов и самых толковых сотрудников по не самой высокой цене – дело не слишком сложное. Проблема заключается в том, что, согласно принципу свободы договора (ст. 421 ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора, то есть ваш клиент вправе заключить договор как с вами, так и с вашим конкурентом, если, конечно, вы не приняли определенных законных мер для того, чтобы избежать такой ситуации. И ваш клиент имеет полное право прекратить работать с вами и переметнуться к тому перевозчику, который предложит ему более выгодные условия, притом что многие компании, переманивая клиента, идут на сознательный демпинг цен и минимальную прибыль на первом этапе работы с новым клиентом.

Увод клиента – не всегда следствие действий конкурента на ваше уничтожение; нередко клиента ведут за собой ваши вчерашние сотрудники, польстившиеся на более высокий оклад (а скорее, на более высокие проценты) у другого работодателя, и никакого умысла, чтобы пустить вас по миру, ваш бывший работник не имеет, но последствия от такого поступка будут абсолютно такими же, как и в случае умышленного «транспортного рейдерства».

Предприятие, возглавляемое собственником, как правило, достаточно хорошо защищено, в первую очередь, потому, что собственник, создавая фирму, представляет себе абсолютно все моменты существования своей компании. Для собственникаруководителя, особенно, если бизнес у него единственный или основной, он сам – гарант своей безопасности, правда, при условии грамотной и преданной команды. Чем меньше предприятие и уже круг его деятельности, тем опаснее передача ключевой информации в чужие руки.

Пока собственник сам поддерживает тесные отношения со своими клиентами – опасность потери таковых по вине непорядочных сотрудников ему не грозит.

Какие компании наиболее уязвимы и находятся в группе риска?

В первую очередь, это небольшие предприятия, работающие на очень узком рынке – например, специальный транспорт, автовозы, перевозка скота; компании, оказывающие одну-две услуги; компании, не имеющие собственных мощностей, или имеющие их в ограниченном количестве; компании, мало известные на рынке; начавшие новый для себя вид деятельности, мало востребованный на рынке или при наличии большого количества конкурентов. К таким предприятиям сегодня относится подавляющее большинство перевозчиков.

Крупных игроков рынка автотранспортных перевозок подстерегают совсем другие опасности. Но, как известно, каждый крупный игрок был когда-то маленьким и неизвестным рынку. Он выжил потому, что не допустил ошибок или просто успел вырасти до недосягаемых масштабов быстрее конкурентов.

Любую информацию, которая представляет интерес для конкурента, а особенно – информацию, которая приносит реальную прибыль, необходимо защищать с самого момента ее появления. Однако даже собственник бизнеса, руководя своим, пусть и небольшим, предприятием, не всегда имеет физическую возможность без посторонних глаз вести всех клиентов и вынужден делиться этой информацией с сотрудниками. Что в таком случае говорить о компаниях, в которых 3–5 менеджеров, непосредственно работающих с клиентами?

Пояс верности для важной информации

Существует ряд нормативно-правовых актов, самый важный из которых – Федеральный закон «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 09.07.2004 года.

Успешно можно использовать также нормы Гражданского и Трудового кодексов. Но проблема заключается в том, что сам процесс защиты информации достаточно трудоемок и требует разработки и ведения большого количества учетной документации, а также использования технических средств защиты.

В первую очередь, необходимо определить, какая именно информация является коммерческой тайной, и как ее защитить минимально возможными средствами, и главное – как проконтролировать, что защита действует?

Что такое «коммерческая тайна»?

Согласно ФЗ «О коммерческой тайне», это – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании, и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Для перевозчиков такой информацией могут являться, например: финансовые отчеты, прогнозы, аналитические справки; стратегическое развитие; система ценообразования; условия заключаемых договоров; «ноу-хау» автотранспортного бизнеса (технологии, позволяющие снизить издержки, отдельные маршруты перевозки грузов, система охраны, система безопасности).

Что не может являться коммерческой тайной в силу закона (ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне»)?

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений: содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; о численности, о

Вопросы по теме: учимся на чужих ошибках

составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

В законе есть также ряд интересных понятий: обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, – лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны. То есть просто счесть данные вашего управленческого учета, прогноз перевозок на будущий год или придуманный водителями и поощренный вами способ экономии солярки коммерческой тайной вы не можете: понадобится целый ряд установленных законом процедур, – иначе ни один суд не примет во внимание ваши аргументы по поводу непорядочности финансового менеджера, по-дружески поделившегося данными вашего учета с коллегой из конкурирующей фирмы.

Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, – ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации.

Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, – передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

Доступ к информации и предоставление информации – понятия разные. «Доступ» – это легальная возможность ознакомления с информацией (например, «доступ» к финансовой информации для IT-инженера – значит возможность для него исправить недостатки в базе данных, и при этом его обязанность – сохранить увиденную информацию в тайне).

Передача информации, составляющей коммерческую тайну, – передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности.

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, – действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать (ч. 1 ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне»):

определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в ч. 1 ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне».

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если: исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Итак, в первую очередь, необходимо определить, какая информация из всего огромного объема представляет интерес для конкурентов, и обозначить ее как «коммерческую тайну». Условно весь объем информации автотранспортного предприятия можно разделить на четыре категории: финансовая и бухгалтерская (бухгалтерские документы, управленческая отчетность, финансовые прогнозы, бюджет предприятия, ценообразование);

юридическая (контрагенты, условия договоров);

техническая (технические ноухау, позволяющие снизить издержки, технические средства охраны, ITтехнологии);

стратегическая (маршруты, прогнозы, аналитика, базы потенциальных клиентов, маркетинговые исследования – то есть все то, что само по себе особой ценности не представляет, но является основой для дальнейшего развития бизнеса).

Проще всего применить режим коммерческой тайны к финансовой информации: в силу специфики, к такой информации и при обычных условиях имеет доступ очень ограниченное количество сотрудников – главный бухгалтер и его заместители, финансовый менеджер и руководство предприятия, а все документы, касающиеся финансовой деятельности, достаточно легко перечислить в сравнительно небольшом реестре. Поэтому при установлении режима коммерческой тайны к финансовым секретам предприятия можно обойтись самыми малыми усилиями. С технической информацией сложнее: понятно, что используемые IT-технологии находятся в ведении системного инженера или администратора, который часто представлен в единственном лице и, в силу своей профессии, старается избегать слишком активного непосредственного общения с пользователями, то есть остальными сотрудниками компании; кроме этого, ответственный за IT-обеспечение сотрудник часто находится за закрытыми дверьми вместе с сервером предприятия. С другой стороны, именно IT-инженер – как раз тот человек, от которого у компании просто не остается секретов. Рецептов тут готовых и быть не может, кроме одного: главный бухгалтер и IT-инженер – те люди, которым руководство предприятия должно доверять безоговорочно или попросту с ними не сотрудничать. IT-инженер, имея доступ ко всей информации, обязан не только принимать все возможные меры по защите информации от внешних врагов, но и категорически хранить в тайне все, что он видит и слышит даже от своих коллег по работе. С таким специалистом необходимо заключать самое полное «соглашение о неразглашении» – то есть для IT-инженера, у которого доступ к информации безграничен, в качестве охраняемой будет являться и финансовая, и техническая, и юридическая, и стратегическая информация.

Технологии, применяемые инженерами и механиками (например, оборудование или изобретения, или приемы, позволяющие сократить расход топлива) необходимо указывать именно для этих сотрудников и запретить разглашать эту информацию среди остальных сотрудников предприятия.

Юридическая информация сродни финансовой и технической: с одной стороны, юрист компании знает практически все секреты, так же как и бухгалтер, и IT-инженер, пользуется абсолютным доверием или просто не работает в данной компании, и его информацию также несложно перечислить в определенном документе; с другой стороны, такую информацию, как условия работы с контрагентами, условия оплаты, задолженности, знают и менеджеры, работающие с клиентами. Поэтому часть информации, доступ к которой будет иметь только юрист и руководство компании, необходимо продублировать и для менеджеров. (Пример 1)

Стратегическая информация – самый сложный участок для защиты. Со стратегической информацией работают в той или иной мере все сотрудники, поэтому для каждого из сотрудников необходимо предусмотреть возможность доступа к такой информации, при этом не забыв все же ограничить его для выполнения требований ФЗ «О коммерческой тайне». (Пример 2)

Необходимо учитывать два момента. Первое: та информация, которая является предварительной по отношению к дальнейшей (например, условия договоров, находящихся в стадии заключения по отношению к тем договорам, которые будут в итоге подписаны) должна быть доступна меньшему кругу лиц, а последующая – большему, хотя в дальнейшем часть этих лиц непосредственно не будет работать с этой информацией (например, финансовый менеджер работает с договором на стадии его заключения – формирует ценовую политику, разрабатывает условия оплаты, но не работает с уже заключенным договором, поскольку контроль за соблюдением этих условий переходит к менеджеру и юристу, но условия договора ему известны, и если юридически он уже не имеет доступа к информации, но формально ей владеет, то необходимо предусмотреть, что доступ и необходимость защищать эту информацию от неразглашения у него имеется). Второе: при определении доступа к информации у оперативного сотрудника (менеджера) должен быть дублер, на которого также накладывается обязанность о защите такой информации.

Нельзя забывать и о тех сотрудниках, которые вроде бы непосредственного влияния на ход событий не оказывают, но могут при желании или по незнанию нанести большой ущерб своей компании – секретарях, курьерах, делопроизводителях. Им становится известна масса информации, причем немалая часть из этой информации будет при установлении режима отнесена к «коммерческой тайне». Если предполагается, что курьер будет перевозить незакрытые от постороннего глаза документы с секретной информацией, его необходимо включить в список.

Совершенно секретно!

Закон определяет, что является коммерческой тайной, и какие меры должен принимать обладатель коммерческой тайны для того, чтобы иметь возможность доказать свою правоту в суде, но, к сожалению, он умалчивает о том, каким образом можно сделать так, чтобы тайна навсегда осталась тайной для недоброжелателей.

Помимо мер охраны информации от конкурентов, которые обязан принимать IT-инженер (защита от взлома сети компании), начальник службы безопасности и руководство компании, существует ряд простых мероприятий, которые позволят обладателю коммерческой тайны снизить риск ее хищения или разглашения.

Несмотря на то, что многие компании применяют пришедшую к нам с запада практику «открытое пространство – открытые отношения» – офис, в котором трудятся разделенные символическими перегородками

сотрудники, не способствует сохранности коммерческой тайны. Компьютеры, повернутые «так, чтобы все видели, чем сотрудник занимается» – тоже. Совещания, которые во многих фирмах проводятся по поводу и без повода, зато по расписанию и всем составом предприятия, также идут вразрез с интересами безопасности. Совет известного капитана Жеглова – «ни одного документа постороннему глазу» – стоит взять за правило.

Экономия на информационных технологиях и на заработной плате приходящего IT-специалиста в понятии большинства российских руководителей – неплохая возможность избежать неоправданных и высоких затрат. Но в случае, если вы решите защитить свою информацию от покусителей, о приходящем системном администраторе, защищенной с помощью сомнительной продукции с лотка сети придется забыть. А вашим сотрудникам – привыкнуть к мысли, что отныне существует строго ограниченный доступ к информации – и лишь пара-тройка «общих» папок для обмена не представляющей ценности информацией.

Распространено мнение, что опасность представляют такие программы, как Skype, ICQ, QIP и другие интернет-пейджеры, а также внешние личные почтовые ящики сотрудников. На самом деле это далеко не так, а интернет-пейджеры позволяют с минимальными временными и материальными затратами обмениваться оперативной информацией с партнерами и коллегами. Если ваши сотрудники будут иметь доступ к строго определенной информации, представляющей ценность для компании, а сеть надежно защищена от внешних вторжений, то никакого вреда такие программы не принесут.

Друг мой – враг мой

Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Ваши сотрудники, как ни несправедливо по отношению к ним это может звучать, являются потенциальными коммерческими шпионами. Конечно, не стоит подозревать всех и каждого, но обезопасить себя, а также выполнить требования все того же Федерального закона «О коммерческой тайне», стоит.

Статья 11. Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений

1. В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;

ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение; создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

2. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если

Вопросы по теме: учимся на чужих ошибках

ВАСИЛИЙ СКВОРЦОВ, Пермская область:

Наш менеджер по продажам в течение полугода создавал базу потенциальных клиентов, проводил переговоры, делал предложения. Потом один из диспетчеров скопировал эту базу и уволился, а потом устроился на работу к нашему конкуренту. Можем мы подать в суд на этого менеджера или хотя бы избежать повторения этого случая?

К сожалению, наказать вашего бывшего сотрудника вы уже не можете, поскольку в отношении базы не был установлен режим коммерческой тайны. А вот избежать повторения таких случаев вы можете, для этого вам придется, во-первых, ограничить доступ к такой базе данных и, во-вторых, отнести ее к коммерческой тайне предприятия. Правда, для того, чтобы суд не счел вашу базу просто списком фирм и телефонов, база должна содержать действительно ценные для вас и ваших конкурентов сведения – например, условия, на которых потенциальный клиент готов начать с вами работать, предложенные вами цены, направления перевозок клиентов, – то есть база должна содержать ту информацию, которую невозможно получить из открытых источников.

это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

3. В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан: выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны; не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;

передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

6. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.

8. Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Изменения к ФЗ «О коммерческой тайне», вступившие в силу 01 января 2008 года, коснулись и отношений работника и работодателя: теперь статья 11 значительно «похудела» и не предусматривает ответственности работника за разглашение коммерческой тайны. Но существует также Трудовой кодекс – для сотрудников, работающих по трудовому договору, и Гражданский кодекс – для тех, кто предпочитает гражданско-правовые отношения.

Во-первых, ТК РФ предоставляет работодателю право установления испытательного срока для сотрудников, а также право выбора его длительности – до трех месяцев для работников и до шести месяцев для руководителей, к которым относятся руководители организаций и их заместители, главные бухгалтера и их заместители, руководители филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций (но не начальники отделов!). С точки зрения управления, испытательный срок – решение правильное, а вот с точки зрения безопасности – увы, нет. Дело в том, что в течение испытательного срока работник в практически одностороннем порядке, уведомив работодателя не менее чем за три дня, может расторгнуть трудовой договор. Три дня – слишком маленький срок, особенно для руководящих работников, чтобы быть абсолютно уверенным в передаче всей информации, составляющей коммерческую тайну (и не только), в надлежащем порядке и полном объеме. За три дня в суматохе передачи текущих дел очень легко забыть получить от работника важный файл или реестр, да и просто-напросто не уследить за передачей важной информации на сторону. Да и не слишком правильно доверять коммерческую тайну человеку, не определившемуся еще с работой у вас, и в отношении которого не уверены вы.

В трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ) необходимо предусмотреть такое условие, как доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, и обязательство о ее неразглашении.

Подп. «в» п. 6 части 1 ст. 81 ТК РФ (разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей) дает право работодателю уволить провинившегося сотрудника, а также требовать с работника возмещения вреда, причиненного разглашением коммерческой тайны (п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ – материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ), – но только при условии правильного оформления режима коммерческой тайны. Правда, при требовании возмещения вреда вряд ли удастся избежать судебного разбирательства, поскольку ущерб, причиненный разглашением коммерческой тайны, как правило, значителен, хотя размер такого ущерба и трудно доказуем.

Контрагенты (в понятии ФЗ «О коммерческой тайне» – это сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию) – в данном случае все лица, связанные с вами гражданско-правовым договором, как ваши партнеры по бизнесу, так и сотрудники, работающие на условиях гражданско-правового договора.

В таком договоре также обязательно должно быть условие о неразглашении коммерческой тайны одной или обеих сторон. Для договора с партнером необходимо включить условие об ограничении круга лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне другой стороны, и взять с этих лиц подписку о неразглашении, а также определить санкции за нарушение этого пункта договора и размер неустойки..

Знать бы, где упасть

Формально меры безопасности могут казаться преждевременными, затратными и, в общем-то, совершенно ненужными. Сравнить их можно со страхованием ответственности перевозчика: дорого, да и, скорее всего, не понадобится; однако практически каждый руководитель транспортной компании рано или поздно приходит к выводу, что страховой полис обошелся бы гораздо дешевле, чем возмещение убытков клиента из собственных средств. Принимать ли вам рекомендованные меры безопасности в отношении вашей информации – решать вам, но помните – предотвратить убытки и обезопасить заранее себя всегда проще, чем биться в суде, не имея на руках никаких действенных доказательств вашей правоты.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.04.2008
Поделиться: