Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

ЯВЛЕНИЕ 2003-е. ВСЕ ТЕ ЖЕ…

ЯВЛЕНИЕ 2003-е. ВСЕ ТЕ ЖЕ…
Полная версия

Согласно данным ГАИ, 1 января 2004 года на учете в России состояло 23 383 126 легковых автомобилей. На первом месте по-прежнему «классика» – семейство заднеприводных автомобилей ВАЗ: 7,6 млн. штук. На втором идут иномарки: их в России уже почти 4,3 млн. шт. (18,3% от общего числа). На третьем – автомобили «восьмого» семейства АвтоВАЗа – 2,4 млн. (10,4% парка). На четвертом месте – заднеприводные «москвичи» (408, 412, 2140 и т. д.), собранные когда-то на АЗЛК и «Ижавто» в количестве 1,9 млн. штук. Пятое место занимают «волги» (1,6 млн.), далее идут «запорожцы» и «таврии» – 1,1 млн., за ними «уходящая» «Нива» VAZ 2121 и ее модификации – 910 тыс.! Современные автомобили «десятого» семейства пока на восьмом месте: их около 860 тыс. (3,7% парка). Ну а далее в списке – чуть больше 680 тысяч вездеходов от УАЗа, 450 тыс. «москвичей-2141» и почти 320 тыс. автомобилей «Ока».

Эти данные мы каждый год ждем с особенным нетерпением. Ведь по ним можно судить об экономическом состоянии страны в целом и отдельных регионов, пусть даже эти числа не совсем точно отражают реальную картину. Среди стоящих на учете машин немало «мертвых душ», догнивающих свой век во дворах и на свалках (хотя их количество за год стало, наконец, сокращаться).

За год парк увеличился на 900 с лишним тысяч автомобилей (+6%)! Если так пойдет и дальше, то, по прогнозам Минпрома РФ, к 2010 году количество легковых автомобилей вырастет в 1,5 раза, а в относительных показателях – с нынешних 160 штук на 1 тыс. жителей до 250. Иномарки, в большинстве своем неновые, занимают почти пятую часть парка. За год их количество выросло более чем на 560 тыс. (+15%)! Рост числа иномарок более чем в два раза превосходит рост отечественных – есть о чем задуматься нашим производителям. Кстати, каждая четвертая иномарка в России – с правым рулем, всего их 1,175 млн., или 5% автопарка, так что с пренебрежением к ним (и проблемам их хозяев) относиться не стоит…

Парк легковых автомобилей по моделям. При ближайшем знакомстве с числами оптимизма по поводу бурного экономического роста становится меньше. Потому что на первом месте – самая народная «копейка» и ее «дети» («пятерка», «шестерка», «семерка» и т. д.) – 32,6%. Их, конечно, потихоньку списывают и утилизируют, но при этом и покупают тоже бойко: в общем за год прибавилось почти 100 тысяч машин. Больше половины парка в стране – заднеприводные, карбюраторные, разработанные бог весть когда автомобили. «Жигули», «волги», старые «москвичи» и «запорожцы» вместе составляют почти 60%!

Динамика изменения российского парка в 1999–2003 гг. (по некоторым моделям). Больших перемен за последние годы не случилось: чуть увеличилась доля «десяток», «восьмерок» и микролитражек из Набережных Челнов и Серпухова, сократилась – «москвичей», да и то речь о десятых долях процента. В целом же говорить о резком изменении пристрастий наших граждан не приходится: больше всего устаревших, но дешевых, простых в ремонте и эксплуатации машин (на графике в качестве примера представлены лишь некоторые модели).

Доли парка, занимаемые производителями автомобилей в 2003 году. Соберем модели по маркам и… убедимся в неизменном лидерстве Тольятти. Однако посмотрите, кто на втором месте: да-да, иномарки!

Возраст российских автомобилей. Относительно молодых автомобилей не так уж много, а самая многочисленная группа – это заслуженные «старички» рождения до 1993 года… Живем мы по-прежнему в очень небогатой стране, где, в придачу ко всему, совершенно не налажена система снятия с учета и утилизации старых и брошенных автомобилей.

Каков же у нас «средний» автомобиль по парку? Вот уже несколько лет – это семилетняя «шестерка» белого или бежевого цвета (в Европейской части страны) и того же возраста белая «Тойота Королла» (и ее модификации) – для районов Дальнего Востока.

Автопарк регионов: первая десятка. Почти треть легковушек (28,7%) зарегистрирована в Центральном федеральном округе. В «автомобилизированном» Приволжском округе – 19% парка, в Южном федеральном округе – 14,2%. Сибирь тоже бедной не назовешь – на ее долю приходится 12,7% парка. В Уральском округе на учете состоят 8,6% автомобилей. В огромном Дальневосточном округе, как известно, самая маленькая плотность населения в стране, поэтому и зарегистрировано здесь чуть больше 5% автопарка России. По общему количеству впереди столица, а самая высокая плотность иномарок – естественно, на Дальнем Востоке: в Приморье «праворукие» составляют 77% парка, на Сахалине – 75%, в Хабаровском крае – 63%. Для сравнения: в Московском регионе иностранных автомобилей всего 28%! А самый маленький автопарк – в Эвенкийском автономном округе, где числится всего 458 легковых машин.

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

Спрос на автомобили растет, вслед поспевают и цены. Российские автозаводы не заполняют нишу надежных, достойного качества и доступных машин. В нынешнем году еще увеличатся продажи новых иномарок, новые сборочные заводы выпустят около 100 тысяч автомобилей, но все равно останется неудовлетворенным спрос примерно на 100–200 тыс. машин. Видимо, в 2005-м эту нишу смогут частично занять наша «Калина» и новые «Рено-Х90» из Москвы, КИА из Ижевска и «Вива» из Тольятти. Но это через год, а в 2004-м? Похоже, вновь выручит импорт: увеличится ввоз недорогих подержанных иномарок «от трех до семи», таможенные пошлины на которые пока еще остаются либеральными. Другого пока не видно.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.04.2004
Поделиться: