Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Визит в Монтенегро

Визит в Монтенегро
Полная версия

Без визы

В Черногорию мы попали из соседней Хорватии. Пограничный КПП преодолевается довольно быстро. Хорватский пограничник не глядя поставил в паспорт выездной штампик – Хорватия и Черногория для россиян безвизовые страны. Таможенники проверяют машины выборочно. Но если уж проверяют, то досконально. Через нейтральную полосу идет узкое шоссе. По пути имеется небольшой магазин дьюти-фри. Ассортимент очень маленький. Принимают хорватские куны и евро. Черногорской валютой является евро, которая в ходу с 2002 года.

Топливо в Черногории немного дешевле хорватского. Литр АИ-95 обойдется в 1,15 евро, АИ-98 – в 1,14, дизельного топлива – в 0,95 евро, а газ стоит 0,6 евро. Заправки в отличие от дорог европейского качества, есть кафе, магазины и бесплатные туалеты.

Вдоль дороги тянутся многочисленные зеленые свечки кипарисов. Всюду видны таблички Sobe, Rooms, Zimmer – «Комнаты». Всюду идет строительство гостиниц и гостевых домов. Горы подходят к самому морю, и дома лепятся прямо на склонах. Дорога порой превращается в серпантин. Некоторые дома построены прямо вдоль линии хребтов – невозможно представить, как до них добираются жители.

Дорога вдоль Адриатики очень похожа на шоссе от Туапсе до Сочи в России. Она узкая, извилистая, поэтому даже в маленьких городах есть большая вероятность попасть в огромную пробку. Машин очень много. В субботу утром и в воскресенье вечером в приморских городках скапливаются огромные пробки – отдыхать приезжают не только черногорцы, но и сербы, боснийцы, у которых своего моря нет. Потешно выглядят на номерах местных автомобилей знаки национальной принадлежности – «МНЕ», что означает «Монтенегро». Встречаются старенькие, потрепанные «Жигули». Ближе к албанской и сербской границам на дорогах встречается много туннелей. Как правило, неосвещенных. Некоторые платные – проезд по туннелю длиной около 4 км обойдется в 2,5 евро.

Черногорская Ривьера

Адриатическое побережье – национальное богатство Черногории. От Хорватии до Албании по всему побережью проходит извилистое шоссе, у которого разместились многочисленные курортные городки. Неподалеку от хорватской границы находится одно из самых красивых мест – Бококоторская бухта, напоминающая длинный узкий извилистый норвежский фьорд. Если не объезжать ее, а переправиться в узкой части на автопароме, можно выгадать более 60 км.

Возле города Тиват виден аэропорт и взлетно-посадочные полосы. Огромные лайнеры заходят на посадку над самой дорогой. Именно сюда прилетают туристы на отдых со всей Европы, в том числе из России. Отсюда рукой подать до курорта Будва, который для Черногории то же самое, что для нас Сочи. Здесь круглосуточно царит атмосфера праздника. Галечный пляж всегда полон. Стоянки для яхт забиты до отказа. Наиболее шикарные яхты швартуются у стен Старого города. Беглый осмотр показал, что самая шикарная ходит под российским флагом. Рядом на пирсе был скромно припаркован красный приземистый Porsche.

Почти сразу за Будвой с дороги виден чудо-остров – средневековый городок Свети Стефан. Среди моря возвышаются каскады красных черепичных крыш, а с побережьем селение соединяет узкая песчаная полоска. Конечной точкой путешествия по черногорской Ривьере стал курортный городок Ульцинь.

Отсюда совсем близко до албанской границы. Сегодня Ульцинь – типичный морской курорт. Его пляжи известны целебными серыми песками. Это место облюбовали для отдыха албанцы. На берегу растут раскидистые сосны с длинными иголками, под которыми во время полуденной жары хорошо укрыться от солнца. Очень вкусны

местные арбузы и персики – чувствуется, что всего пару часов назад они лежали на бахче и висели на дереве.

Цитадель аристократов и мореплавателей

Невозможно побывать в Черногории и не посетить Котор. Сказать, что это жемчужина Адриатики, – значит ничего не сказать. Бококоторская бухта, на берегу которой расположен город, врезается в материк на глубину 40 км. Особенно живописный вид открывается с ее дальней части – на водной глади замерли гигантские белоснежные круизные лайнеры, а от Котора вверх по вертикальным скалам змеится крепостная стена. Над крепостью Св. Ивана развевается красный флаг – символ охраны ЮНЕСКО. Там до сих пор можно встретить герб Венеции – Котор почти 400 лет входил в состав Венецианской республики.

Сейчас первые этажи домов Старого города занимают бутики, банки, кафе, рестораны. Можно увидеть и черты новейшей истории. На стене одного из зданий выгравировано изречение маршала Броз Тито: «Чужого не надо, свое не отдадим». Неподалеку видна надпись на латыни – инициалы провидура, градоначальника времен правления Венеции.

Еще одно примечательное место на берегу Бококоторской бухты – город Пераст. Дорога из Котора идет сюда у самой воды. Одно из поселений носит необычное имя Доброта (ударение на второй слог). В этом месте с давних времен селились морские капитаны. В городке много особняков, в архитектуре которых проглядывают туземные черты. Мореплаватели, возвращаясь из дальних стран, привозили с собой архитектурные идеи, предметы быта, а также множество экзотических растений, которые прижились и украшают побережье до сих пор. Наряду с дубом, акацией, березой здесь можно встретить японскую мимозу, индийскую сирень, камелию и другую экзотику.

Внимание привлекают «морские огороды». Их легко опознать по огромному количеству буйков на воде – так местные жители выращивают мидий. Блюда, приготовленные из них, предлагают во всех местных ресторанах. Здесь же, в море, разводят рыбу под названием дорада. Для этого участки моря огораживают сетями. Дорада считается самой вкусной рыбой с малым количеством костей. В придорожных лесах можно найти фундук, каштаны и дикий инжир. Вдоль дороги видны светло-зеленые кусты с красными цветами – дикий гранат. Пераст является городом-музеем, построенным в стиле барокко и ренессанса. Жизнь бурлит в нем только летом, когда приезжают туристы, а зимовать остается лишь несколько семей. Раньше он жил за счет моря, поскольку находится на узкой прибрежной полосе у подножия скалистых гор. Здесь находилась первая у южных славян школа мореплавателей «Наутика», куда посылал своих подданных на обучение Петр I.

Напротив Пераста расположен уникальный остров искусственного происхождения. Трудно представить терпение и выдержку жителей Пераста, которые 22 июля, во время традиционного праздника, из года в год, из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие приплывали сюда, чтобы бросить на дно камни или затопить старое

негодное судно. Остров имеет совершенно ровную поверхность и продувается всеми ветрами. С середины бухты открывается красивейший вид на скалистые берега и Пераст, в центре которого возвышается колокольня. Когда ветер дует в лицо, кажется, что остров плывет вперед, словно огромный корабль. Однако на нем чувствуешь себя путешественником не в пространстве, а во времени. Это происходит из-за вездесущего духа древности. Впрочем, это ощущение появляется в любом прибрежном черногорском городе, даже

самом маленьком.

Подпишитесь на «За рулем» в

20.03.2008
Поделиться: