Comtrans-2024Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Клуб веселых и… вездепроходчивых

Клуб веселых и… вездепроходчивых
Полная версия

Когда четыре года назад образовался автоклуб «Вездеход-off», джиперов в Красноярске было мало. Внедорожников в «стандарте», конечно, хватало. Любой владелец «крузера» джипером считает себя уже по определению. Покатушки по какой-нибудь дачной дороге превращались чуть ли не в подвиг. Но Александр Самков, председатель клуба, взявшись за организацию первого в истории красноярского джиперства трофи – «Медвежья тропа», сразу был настроен серьезно.

Сейчас «Вездеход-off», кроме трофи, развивает и другие джиперские направления: ралли и триал. В прошлом году на эти соревнования собирались от 20 до 40 экипажей-участников. А уж сколько зрителей! И это при минимальной рекламе, в основном посредством Интернета. В этом году «вездеходовцы» планируют повысить класс соревнований, открыть новые маршруты. Интерес к джиперству у красноярских автолюбителей растет день ото дня.

Трофи

По ассоциации сразу вспоминается Camel Trophy – международные экстремальные гонки по жестокому бездорожью разрекламированы отлично и у многих на слуху. Даже у тех, кто от внедорожников далек. У региональных мероприятий уровень организации, конечно, не тот. Элементарно не хватает средств, а спортивные трофи-рейды предполагают высочайший уровень безопасности и для участников, и для зрителей. Тут вам и вертолеты наблюдения, и обязательные каркасы безопасности на автомобилях, и многое другое.

Но адреналина хватает и на любительских трофи. На первой «Медвежьей тропе» 2004 года приехавшие из Иркутска джиперы – экипажи клуба «Протектор» – просто «умыли» красноярцев-новичков.

– У нас тогда были слабенькие машинки. Ездили все на уазовской стандартной резине и ни о чем слышать больше не хотели, – рассказывает Самков. – А тут наши соседи показали, как нужно к трофи заряжать машину, как относиться к ее подготовке. Это для всех был хороший урок. Начали активно закупать лебедки, ставить машины на военные мосты, менять колеса. Для трофи «тапки» начинаются с 33 дюймов. По сути, трофи – это битва лебедок. Лишь на передней механической внедорожник не вытянешь, без электрической не обойтись. Как и без хай-джека – рессорного домкрата, легко вытягивающего двухтонник.

Агрегаты и маршруты

Через пару лет настал черед удивляться иркутянам. И не только им. Самковский агрегат на первом Всероссийском фестивале внедорожников в 2006 году (на Байкале) произвел маленький фурор. От ГАЗ-69 у него остался только капот. До последнего сварочного шва, все создано руками хозяина. Кузов во многом состоит из полностью оригинального железа, выбитого собственноручно. Значительно увеличена мощность движка. Пружинная подвеска, восемь амортизаторов, два стабилизатора.

– Машина делалась для скоростей. По полевым дорогам безболезненно идет 100–120 км. Для внедорожника это серьезно. Поэтому она годится больше для ралли. На лесной хляби или болоте потонет или порвет сама себя, – не скрывает Самков.

Детали легенды

Сибирь принято считать медвежьим краем. Я живу здесь с рождения, но медведей, признаться, видела только в цирке или зоопарке. Но в каких-нибудь 60–70 километрах от Красноярска начинается медвежье царство. В прошлом году «Вездеход-off» проводил соревнования на трофи-маршруте в Емельяновском районе вдоль реки Кемчуг. Когда прописывали трассу и ставили контрольные пункты в лесу, сплошь и рядом натыкались на следы косолапых. Были среди них и следы медведицы с медвежатами.

Не дай бог попасться на глаза мохнатой мамаше с полтонны весом! Местные говорят, что медведь подходит к деревне совсем близко, не боится ни людей, ни собак.

– Я все думал, что делать, если экипаж застрянет в лесу, а на него зверь нападет? Защищаться-то нечем, оружие брать с собой строго запрещено. Места вдоль Кемчуга, несмотря на относительную близость к Красноярску, дремучие. Деревни стоят полупустые. В некоторых можно наткнуться на развалины ферм времен развитого социализма. Недалеко от деревни Никольское полуразрушенная дамба и коробки свинокомплекса, который сдали перед самой постперестроечной разрухой (он и поработать путем не успел). Сюрреализм…

Еще один пункт в легенде трофи – деревня Ильинка. К ней джиперы так и не смогли прорваться сквозь заваленные валежником лесные дороги и поросшие хвощом болотца.Мана-Мана Есть под Красноярском район, любезный сердцу любого джипера, – Манский. Вдоль скалистых, поросших лесом берегов горной Маны – места красоты неописуемой. Рассеяны по тайге лесные дороги, сейчас уже заросшие, а когда-то проложенные для тяжелых лесовозов. В одну из заброшенных деревенек, Сосновку (километров пятнадцать от Усть-Маны вверх по течению), «вездеходовцы» катались четыре раза.

Начинали свой путь от Овсянки, минуя дачи и круто забираясь в гору, на юг. Какой была Сосновка раньше, сейчас уже не разберешь. То ли кордон, то ли поселок сплавщиков. Остался в деревеньке один житель. Джиперы хотели найти лесные дороги, по которым к Енисею возили лес, и убедиться в правильности предположения, что здесь

когда-то находилась заимка писателя Виктора Астафьева. Слухи об этом ходят упорные. Но в первый год вояжа поездка оказалась неудачной. Дорога петляла по лесу, становясь все хуже и хуже. Валежник, редколесье, дальше двигаться уже невозможно. Заехали в такой бурелом, что не смогли стволы распилить – пилы затупились.

Всего 1,5 километра осталось, когда мы бросили машины и стали пробираться к берегу пешком. Оказалось, и это непростое дело. Впереди – крутой спуск, – вспоминает Александр. Но они все-таки прорвались сквозь цепляющиеся ветки и валежник. Вышли на берег и словно окунулись в зеленые заросли конопли. Вымахала с человека ростом. Увидели издалека деревушку. Посмотрели – и отправились назад.

К Сосновке прорвались только на следующий год, обнаружив сносную лесную дорогу в соседнем распадке. Старожил очень удивился, увидев перемазанных джиперов. Встретил их мужичок словами: «Откуда вы здесь? Я тут машин уже лет двадцать не видел!»

…У президента клуба есть мечта: со временем превратить трофи-поездки в этнографические экспедиции, объединившись с музейщиками и журналистами.

Ралли

Клуб может похвастаться не только соревнованиями, которые проводит, но и своим спортивным судьей – Ольгой Гребенщиковой. Ни одни более-менее серьезные покатушки внедорожников без нее не обходятся. Уже 11 лет занимается она этим неженским делом. Два года назад клуб стал Комитетом внедорожного спорта при краевой Федерации автомотоспорта. Все соревнования Самков проводит в соответствии с прописанными требованиями федерации. Прежде чем выехать на дистанцию, лично проверяет готовность машины: аптечка, ремни безопасности, для триала каркас безопасности – это обязательно. Есть и особое требование к емкости огнетушителя: не меньше 4 литров. Без такого лучше на старт не соваться, все равно завернут. Экстрим экстримом, а безопасность – это закон.

Я однажды попытался 2-литровым баллоном сбить пламя. Постройка загорелась. Пшик-пшик, и раствор тут же кончился. А если машина загорится? Бывалые ребята с собой берут по два огнетушителя, – говорит президент клуба.

– Ралли – это битва штурманов. Каждому экипажу дается легенда. В ней прописано все: повороты, ловушки, лесные дороги. Штурман должен вовремя предупредить водителя о возможных опасностях, дать команду, где и куда повернуть, – рассказывает Ольга Гребенщикова.

В принципе в ралли может участвовать любой автомобиль. Для этого не обязательно его лифтовать, поднимая на 35-дюймовые колеса, как для трофи. Самков говорит, что один из участников выступает на обычной стандартной «восьмерке» и при этом умудряется обгонять и «японцев», и «уазики». Но есть ограничение и для любителей – экипажи должны двигаться с заданной начальником дистанции скоростью. А любителей быстрой езды ждет неприятный сюрприз: в самых неподходящих местах они натыкаются на пункты контроля времени. И будьте любезны – получите штраф. Иной лидер может в два счета скатиться до отстающих.

КП, у которых отмечаются экипажи, организаторы расставляют в самых гиблых местах. К иным и не подъедешь с первого раза. Но в этом-то и вся соль: есть возможность показать свой класс, проверить, как справится с трудностями машина. Зрелищностью такие соревнования, может, и не отличаются, но джиперов это мало волнует.

На ралли «Перекати поле», которое клуб проводил в прошлом году (в два этапа: в июне и сентябре), было 40 экипажей-участников! Иначе говоря, народу 80 человек. Судьям, которых всегда не хватает, обсчитать быстро такую ораву – задача не для слабонервных. Мероприятие растягивается на весь день. Но часы летят незаметно. И погода каждый

раз джиперам шепчет. На соседней трассе для скоростных гонок «Красное кольцо» (место проведения Drag Bitva 2007) шел дождь, а на внедорожники, катавшиеся в паре километров от «кольца», не упала ни одна капля.

Триал

Это, наверное, самая зрелищная дисциплина в соревнованиях внедорожников. Зрители ее очень любят. Если говорить языком протокола, триал – это соревнования на естественных или искусственных преградах. Надо только, чтобы грунт был достаточно плотным, глина например. Вот песок не годится – осыпается. Основное требование – не задев ни одной вешки, проехать в «ворота». Чуть лопухнулся – штраф. Попасть в яблочко удается не каждому.

А как попасть? Глина налипает на колеса и тянет машину вниз. Надсадно ревет движок, из-под колес во все стороны летят плюхи грязи, черный дым валит из трубы, как от паровоза. Организаторы задачу водителям стараются всячески усложнить. «Ворота» устанавливают то на крутом подъеме, то в конце спуска. Со стороны смотришь – внедорожники на дистанции напоминают ползающих в грязи жуков, упорно карабкающихся к цели. Вот уж где хватает разных финтов и перевертышей!

Но взять «ворота» и набрать поменьше штрафов – еще не все. Надо и лимит времени соблюсти. Никто не даст кататься в секции бесконечно. Триальный автомобиль – это прежде всего полный привод, независимая подвеска и длинноходный амортизатор. В идеале должен быть короткий легкий агрегат, маневренный, с большими колесами, этакая

каракатица. Но бывает, что любитель обрежет базу, поставит на военные мосты и считает, что «зарядил тачку».

В «Вездеход-off» большинство машин – отечественные «уазики». А мужики подобрались что надо, руки у них растут из нужного места. Автомобили готовят сами, не доверяя каким-то дядям. Это к тому, что в последнее время появилось много виртуальных джиперов. Посидят в Интернете, нахватаются терминов, и все – уже крутые экстремалы. Но в походе с такими каши не сваришь. Все норовят на готовенькое.

Ты им трассу приготовь, лагерь устрой, комфорт обеспечь, – усмехается Самков. – Но у нас такие мальчики долго не задерживаются. Зато с нами ездит дедуля на стандартной Delica – любого молодого за пояс заткнет! Его просить не надо, сам все сделает. Вот такие люди и есть настоящие джиперы. Хотя, может, и машины у них подходящей нет. Зато душа джиперская.

Подпишитесь на «За рулем» в

20.03.2008
Поделиться: