Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Не разбирая дороги…

Не разбирая дороги…
Полная версия

Ощущения тогдашнего полета над разбитым до состояния полосы препятствий грейдером почти забылись – последний раз я так отрывался по ухабистому «направлению» лет семь назад, еще на «сотке». Тем острее были нынешние. Хотя, признаюсь, ожидал иного – массовое помешательство на почве «отточенной управляемости» отчасти затронуло и меня, поэтому, беря на тест заведомо не обладающий вышеназванным достоинством Land Cruiser 200, я настроился просто на скучное перемещение в пространстве. К тому же устоявшийся образ типичного владельца «Крузера» никак не ассоциировался с вдумчивым, умеющим выбирать авто покупателем. Но «двухсотый» быстро заставил раскаяться в высокомерии. Эффектно, словно дрэгстер, присев на корму, двухсполовинойтонная махина бесшумно выстреливает в пустоту ночного шоссе и продолжает невозмутимо ускоряться, в буквальном смысле, не разбирая дороги. А точнее, сплошных колдобин, на глубину которых мне сейчас не менее глубоко плевать. Вдали показались виляющие из стороны в сторону фонари попутной легковушки, осторожно объезжающей выбоины, – кому это приспичило ехать тут в этот неурочный час? Обгоняю прямо по ямам, продавленным тяжеловозами. Не сбавляя хода, Land Cruiser потрясающе беззвучно скачет по обочине, задирая лучи фар в небо на каждом гребне волны, – хоть бы что стукнуло в подвеске или скрипнуло в салоне! Представляю, в какую погремушку превратится люкс-паркетник, если его несущий кузов месячишко-другой подолбить на таких дорогах… Сразу забудете весь этот бред про совершенно ненужное вам «легковое поведение»!

Внушительные размеры, высокая проходимость, комфорт лимузина и японская надежность – обладая этими весьма ценимыми у нас качествами, он обязательно станет лидером рынка среди вообще всех автомобилей. Когда большинство жителей России будет зарабатывать от $20 000 в месяц. Но относительные цифры уже сегодня впечатляют – Land Cruiser 200 расходится в среднем по 700 штук ежемесячно. То есть предмет роскоши за $90 000 опережает по продажам не только равные по цене модели любого класса (притом многих в разы), но и почти все, что дороже $45 000 – исключение составляют его же родственники Prado и Lexus RX. Вряд ли столь ошеломляющий успех объясним только лишь упертостью уже «подсевших» на Cruiser покупателей – тут и объективные достоинства легендарного внедорожника. Неслучайно его неплохо покупают в Европе, а уж там точно знают толк в автомобилях. Причем, например, в Германии «двухсотый» представлен и с бензиновым мотором, между прочим, далеко не 1,4-литровым. И это в тотально дизелизованной стране, откуда больших «японок», вроде Camry, давно попросили вон… А вот более громоздкий и прожорливый Land Cruiser немецкая братва уважает. Хотя ганноверские и кельнские пацаны наверняка зачешут бритые затылки в изумлении, узнав, что в России их любимый боевой танк покупают в полтора раза чаще, чем Golf, – немыслимое для Германии соотношение! Знай наших!

Ценно то, что легенду не «опаркетили» – это все тот же «проходимец» на раме, за которую его можно смело тянуть из болота более всепролазной техникой или лебедкой. Кстати, акустический комфорт отчасти тоже заслуга рамы, а точнее, отделяющих ее от кузова резиновых подушек, тогда как новомодные несущие коробки большинства современных внедорожников отлично проводят звуки работы подвески прямо в салон, ведь даже самая мощная шумоизоляция защищает в основном от воздушного, нежели от структурного шума. Если внешне Land Cruiser, слегка увеличившись в размерах, изменился несильно – создатели обязаны были обеспечить мгновенную узнаваемость преемника, то внутри он резко помолодел – как раз на те 10 лет, что прошли с рождения «сотки». Сенсорный дисплей с навигацией (пока, правда, малопригодной для использования в России) и выводом изображения с камеры заднего вида, оптитронные приборы, 4-зонный климат-контроль, 10 подушек безопасности, доступ без ключа с кнопкой пуска двигателя и прочие атрибуты дорогого автомобиля XXI века. Соответствуют времени и технические новшества: пружины в передней подвеске вместо торсионов, регулируемые стабилизаторы, межосевой дифференциал Torsen вместо прежнего свободного, увеличенные передаточные числа трансмиссии и «ползущий» режим Crawl Control. Осовременились и моторы – бензиновая 4,7-литровая «восьмерка» стала на 53 л.с. мощнее, а дизель теперь вообще новый – тоже V8 вместо рядной «шестерки». Правда, для переваривания некондиционной солярки его дефорсировали до 235 л.с. – специально для России, тогда как в большинстве стран, включая Украину, он идет в оригинальном 286-сильном исполнении. И по-прежнему дизель у нас выбирает меньшая часть покупателей – бензиновый мотор заметно тише, расходы на топливо несущественны, а пачкать подошвы соляркой, пролитой на заправках водилами «камазов», неохота.

Новая модель принесла и разочарование – «двухсотый» кузов не монтируют на «восьмидесятое» шасси, поэтому профессиональной версии GX с двумя балочными мостами, сошкой в рулевом, блокировками всех трех дифференциалов и штатной лебедкой не будет. Такие машины сейчас собирают лишь в допотопных угловатых кузовах и поставляют только в экзотические страны. Есть желание – заказывайте у «серых», а официалы сдали у нас этот сектор рынка конкурентам.

Убойная сила

Первую пару часов теста я крутился по закоулкам московского центра и еще раз утвердился во мнении, что слухи о непрактичности больших внедорожников в городских условиях явно преувеличены. Тут все дело в привычке. Например, по сравнению с тентованной «Газелью» Land Cruiser – юркая мышь. С гораздо лучшей обзорностью и меньшими размерами. А учитывая, что десятки тысяч развозных грузовиков ежедневно выписывают замысловатые кренделя на задворках магазинов – «чайникам» эти лабиринты и не снились, – все утверждения о том, что для города оптимален компакт В-класса, следует считать не более чем субъективными. К тому же на практике припарковать внедорожник получается быстрее – не надо подползать к бордюру черепашьим ходом, опасаясь обломать «юбку» бампера – ткнулся колесом, заглушил мотор и выходи из машины. А «лежачие полицейские», перед которыми все эти приземистые униженно замирают? «Тормозите-тормозите, Шура!» – говорю я всякий раз, объезжая очередную жесткую «табуретку» прямо на препятствии с хорошей разницей скоростей.

Знаю, чего вы ждете, – моего позора в быстром повороте. Не дождетесь! Кренится этот увалень серьезно, но и стоит на дуге сносно. Отчасти в этом помогают более толстые, чем на «сотке», стабилизаторы поперечной устойчивости – применить такие позволила система KDSS, распускающая их на бездорожье. Понятно, что любая Corsa или, скажем, Mazda3 пройдет тот же поворот еще быстрее, но это теоретически. В жизни же ни один идиот так делать не будет – лишь я, из принципа, попытался вывесить «крузак» на два колеса…

Но вот и шоссе. И снова поражаешься тишине в салоне. Аэродинамика этой горы на колесах не ахти, но почему практически нет воздушного шума, скорость-то за сотню?! Быстро спрыгивая вниз при резком прибавлении газа, «автомат» обеспечивает отличную динамику – обгонять на машине легко и приятно. К курсовой устойчивости, конечно, можно придраться, и поклонники «драйверс-каров», несомненно, это сделают. Понятно, что высокий внедорожникна мягкой подвеске и с легким, созданным для выезда из глубокой колеи рулевым не вызовет восторгов после «трешки» BMW. А тем более, если за пять минут до этого вы пришпоривали MINI Cooper S. Но при быстрой, хотя и спокойной – без метаний из стороны в сторону – езде особой разницы с седаном Е-класса нет. Чего не скажешь про режим экстренного торможения с высокой скорости – тут уж Land Cruiser вас напугает! Корма приподнимается, слегка заваливаясь вправо или влево. Такое чувство, что машина сейчас сделает «стоппи» на одном из передних колес и хлопнется набок… Субъективно, конечно, но действует отрезвляюще – какое-то время едешь, не отрываясь от потока. Но через несколько минут снова незаметно для себя набираешь темп, ведь запас мощности мотора позволил бы разогнаться явно выше электронного предела в 200 км/ч. Не буду хвастать, максималку я не выжимал, но и задолго до ее достижения появляется ощущение чего-то противозаконного в твоих действиях. Может, его навевает былая бандитская слава машины? А что, собственно, меня смущает? Ну рассекаю воздух этим огромным тяжелым снарядом… Стоп! Вот именно, снарядом. Лихие 90-е, когда почти в любом остановленном операми «крузаке» находили пару «калашей», давно в прошлом, но оружейная тема никак не отпускает легендарный внедорожник. Конечно, он летает помедленнее пули, но масса-то какая! Для тех, кто не в курсе, поясню: предельно разрешенная дульная энергия так называемого служебного оружия – 300 Дж, именно такие стволы в комплекте с удостоверением охранника ЧОПа возят уважающие себя владельцы «крузеров». К более мощному оружию, например «пэ-эму» с его 340 Дж, положено иметь погоны государственной силовой структуры, иначе статья. А теперь посчитаем энергию «пули» с шильдиком Land Cruiser. Итак, 200 км/ч, 3300 кг полной массы, «эм-вэ-квадрат-пополам»… ого, да тут свыше пяти мегаджоулей! То есть превышение аж в 17 000 раз – уже попахивает калибром 203 мм. Легкое движение рулем в сторону, и вся эта энергия… Вот в Испании недавно было прямое попадание в цель – большой автобус с финскими туристами смяло и отбросило джипом, как консервную банку. «Кто разрешил?!» – так и хочется возопить, вспоминая про бдительный «трехсотджоулевый» закон. Парадокс: частные секьюрити, а среди них немало прошедших Афган или Чечню, по мнению властей, будут опасны для общества даже с ПМ в кобуре, тогда как любая нервная дамочка, успешно въехавшая на экзамене в ворота из двух прутиков, абсолютно легально вооружается корабельной артиллерией… После чего не только пуляет большим внедорожником вдоль Кутузовского проспекта, но и иногда действительно применяет его в качестве оружия – помните, в мае 2005-го одна такая переехала надоедливого гаишника именно на «сотке». Даже если мы возьмем скорость строго в рамках ПДД – 110 км/ч, все равно энергия превышает разрешенную. В 5000 раз… А сравнивая практическую опасность, надо бы еще помножить это число на частоту применения, ведь свинцовые граммы у нас летают довольно редко (когда вы в последний раз слышали свист пули над головой?), зато лакированные тонны – постоянно, сотрясая воздух залпами при включении зеленого на светофорах, по факту чего никто никаких дел не заводит. Как страшно жить на свете…

Плутая в дебрях юридической казуистики, я и не заметил, как подъехал к главнойцели своей поездки – внедорожной трассе. Причем не на абстрактное поле, где владельцу роскошного внедорожника делать нечего, и не в излюбленный для якобы испытаний песчаный карьер, по которому местные жители спокойно ездят на «Жигулях», – мне действительно НАДО было здесь проехать. Сугубо жизненная ситуация – на выезде из столицы вас поджидает гигантская пробка, поскольку шоссе проходит сквозь подмосковный райцентр с десятком светофоров. Легковушки обреченно встают в двухчасовую очередь, но мне-то зачем, если параллельно идет пустая трасса, через 10 км соединяющаяся с той заткнутой пробкой грунтовой смычкой? Пролетев с ветерком по автобану, сворачиваю на тупиковую асфальтовую дорожку, через 3 км упираюсь в ворота санатория, объезжаю его вдоль забора по утрамбованной трактором колее, и дальше, до такого же асфальтового аппендикса с другой стороны меня ждут около двух километров экстрима. Если под последним вы понимаете приключение ради удовольствия – с откапыванием колес, подкладыванием елового лапника и т.д., то вы ошибаетесь. Сейчас я имитирую рядовую поездку из офиса домой – в загородный коттедж. И принципиально не намерен выпрыгивать тут из машины в начищенных ботиночках и отутюженных брючках. И этого не понадобилось, поскольку я выбрал пусть и непроходимый для большинства паркетников, но относительно простой маршрут. А главное – удачное время, ведь через пару недель оттаявшая почва и главный враг таких внедорожников – большая масса – сделали бы сей рейд невозможным.

Колея от «Беларуси», конечно же, во многих местах была глубже, чем позволял крузеровский клиренс, и я шел по гребням, благо скованная льдом глина держалась под весом машины, как цемент. А остаточный снежный покров для «японца» и подавно не препятствие – соскальзывая на косогорах вбок и зарываясь двумя колесами по ступицы, он выползал без каких-либо ухищрений с моей стороны. Причем межосевой дифференциал я принудительно заблокировал, только когда выехал на растопленный солнцем грунт в открытом поле, – по наледи, что была в перелеске, работающий Torsen дает шинам лучшую цепкость. Ну а понижающий ряд лучше включать еще на асфальте,поскольку в отличие от блокировки это процесс долгий – надо останавливаться и переводить «автомат» в нейтраль. К тому же только в режиме L4 отрубаются всяческие электронные подтормаживатели и «душилки» и машина полностью переходит под контроль водителя. Единственный помощник, которого можно при желании включить, – уникальная система Crawl Control, позволяющая выставить постоянную скорость в одном из трех положений от 5 до 1 км/ч. Самый медленный – это действительно чудо, и попадись мне обледенелый подъем, с удовольствием испытал бы его по-настоящему. Ведь так нежно гладить педаль газа, тем более с лишающей ее чуткости АКП, не каждый сможет. Кстати, эту систему не ставят на машины с дизелем – узкий рабочий диапазон не позволяет. Полезен внедорожный круиз-контроль и в преодолении засохшего в камень глиняного месива, когда колеса проваливаются в колеи и выбираются наверх по отвесным стенам – перегазовав, тут можно разбить и неубиваемую подвеску. Но в большинстве случаев советую Crawl не включать: наше раскисшее русское бездорожье или снег по колено обычно требуют штурма тяжелых участков с хода и, осторожничая, можно сесть на мосты. Что касается системы KDSS, отключающей стабилизаторы, то она срабатывает автоматически, реагируя на артикуляцию, то есть на скрещивание мостов. Но ее помощью лучше не злоупотреблять – три раза ходов подвески хватит, а на четвертый обязательно повиснете. Хороший водитель всегда избегает «диагоналки». Подняли переднее колесо на гребень – тут же съезжайте. Или поднимайте весь борт. Но самое главное правило владельца столь тяжелого внедорожника – вовремя развернуться. Особенно когда под сиденьем нет резиновых сапог, а в багажнике – лопаты, лебедки и 20-метрового стального троса диаметром 15 мм…

На милость победителя

Да, именно так – все его соперники послушно поднимают лапки вверх и один за другим сдаются. Попросту уходя из того класса машин, к которому относится Land Cruiser. Когда-то многие подхватили эту блестящую идею – превратить трактор в люкс-хоромы, но сегодня правят бал легковые платформы. Ныне подавляющее большинство внедорожников паркетники, и называть их межклассовыми уже некорректно, поскольку они давно сформировали свой собственный огромный класс. А термин «кроссовер» подходит теперь именно таким редким моделям, как Land Cruiser, занявшим промежуточное положение между профессиональными вездеходами и теми, кого по инерции называют универсальным словом «внедорожники'BB. Вот почему уже совсем другой покупатель выбирает безрамный Pajero с рычажной задней подвеской. К тому же Mitsubishi поменьше и соперничает скорее с Prado. А еще у него всего шесть цилиндров и репутация, в плане надежности, уступает тойотовской. То же самое относится к американским и английским внедорожникам, причем вроде бы прямые одноклассники – 8-цилиндровые Tahoe и Explorer, увы, лишь подключают муфтой передний мост, вместо того чтобы подавать на него момент постоянно. Hummer Н2 на бездорожье хорош, но его эпатажная внешность соответствует скорее досугу, нежели работе – не поедешь же на деловую встречу в охотничьем костюме? 6-цилиндровый Patrol чрезмерно консервативен. С балочным, жестко подключаемым передним мостом он будто и не собирается ни с кем конкурировать – у него своя, узкая группа поклонников.

Единственным достойным соперником «двухсотки» мог бы быть его братец LX570, сделанный на той же базе. Ведь Lexus не только престижнее, но и технически лучше во всем. Мощнее на сотню л.с., с пневмоподвеской, позволяющей приподнять машину там, где не хватает дорожного просвета, и еще большим набором роскошных приблуд вроде вентиляции сидений и камер бокового вида. Доплата за все это – $52 000, но не только дороговизна предопределила вдесятеро меньшие объемы продаж «пятьсот семидесятого». Подумаешь, добавить полтинник к стольнику… Важнее другое: Land Cruiser объединяет людей – так уж сложилось исторически. Если все в вашей компании пересядут на «эл-иксы», тогда другое дело. А если вы один купите Lexus, что скажут про вас ребята? «Забурел» – что же еще?..

Подпишитесь на «За рулем» в

07.05.2008
Поделиться: