Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Развод по расчету

Развод по расчету
Полная версия

– Поскольку процесс поставки автомобиля состоит из многих этапов (размещение заказа на автозаводе, производство автомобиля, доставка его к месту назначения, таможенное оформление и проч.), дилеры предпочитают подстраховать себя от «капризов» покупателя, вдруг передумавшего покупать заказанный и специально для него собранный автомобиль.

И хотя тенденция нынешнего времени говорит о том, что отказной автомобиль на дилерской стоянке надолго не задерживается и тут же находит другого хозяина, тем не менее практически все дилеры при заключении договора с покупателем настойчиво требуют внести предоплату, доходящую до 10–15% от цены автомобиля. И именно эта предоплата порой становится камнем преткновения при расторжении договора и отказе от автомобиля.

Неустойка, которую покупатель обязуется в соответствии с условиями договора уплатить дилеру при расторжении соглашения, выражается в процентах и нередко связана не с размером внесенного аванса, а с ценой автомобиля (полной!), в результате чего совершенно «неожиданно» оказывается, что эта неустойка практически полностью соответствует сумме внесенного аванса и дилер ничего не обязан возвращать покупателю, с чем тот и согласился при подписании договора, собственноручно поставив там свой автограф.

Что же говорит по этому поводу закон? Должен расстроить – практически ничего, по крайней мере ничего хорошего для покупателя. Закон гласит, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями, при этом «граждане и юридические лица свободны в заключении договора…» (ч. 1 ст. 420 ГК РФ). То есть взятое гражданином обязательство по уплате неустойки в предусмотренном договором размере должно быть исполнено.

И основная проблема здесь не в самом договоре, а в отношении покупателя к нему – мало кто внимательно и точно читает (а тем более с юристом) предлагаемый к подписанию договор. В отличие от дилера, который данный договор продумал до мелочей, особенно денежных...

Правда, некоторые шансы у покупателя всетаки есть, но главный совет – внимательно прочитать договор и не поддаваться назойливому руководству менеджера «быстренько подписать» и «внести маааленький авансик…».

Однако если спор все-таки возник, надо иметь в виду несколько вещей. Прежде всего: неустойка может быть уменьшена в случае, когда она явно несоразмерна нарушению обязательства (ст. 333 Гражданского кодекса). Часто продавец делает упор на другую статью ГК: если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора (именно так чаще всего и бывает: покупатель заключил предварительный договор, а от подписания основного отказался) – эта сторона обязана возместить причиненные своим отказом убытки (ч. 4 ст. 445 ГК). Но здесь возникает закономерный вопрос – а причинены ли дилеру какие-либо убытки отказом от автомобиля или от заключения основного договора на его поставку? Вряд ли. Ведь заказанная машина, скорее всего, найдет своего покупателя, возможно, даже по более высокой цене, так как новому покупателю долго ждать не придется и он готов за это переплатить (зачастую – напрямую менеджеру).

Если же и этот аргумент не сработает – можно требовать уменьшения неустойки как не соответствующей реальным убыткам, ведь фактически дилер только разместил заказ на автозаводе, а отношения между дилером и производителем совершенно непрозрачны, и какую сумму автозавод вложил в начало производства автомобиля, да и начал ли его собирать вообще, неведомо никому. Во всяком случае дилеры предпочитают об этом не распространяться и тем более не говорят об этом в суде, если дело доходит до него, так что представлять реальные документы не будут.

Но надо все-таки признать, что предлагаемые к заключению договоры составлены дилером очень грамотно, а потому вероятность взыскания с покупателя неустойки можно оценить как весьма высокую. Спасает то, что дилеры, как правило, не спешат передавать в суды такие споры, и зачастую все решается либо заметным снижением неустойки, либо полным отказом от нее.

Кстати, бывает и так, что автосалон не готов в оговоренные сроки предоставить автомобиль покупателю. В этом случае нужно прежде всего посмотреть договор и узнать, предусмотрены ли для продавца какие-либо санкции за просрочку поставки. Как правило, никаких санкций там нет. И надо обратиться к Закону о защите прав потребителя. Например, в соответствии со ст. 23.1 (введена она совсем недавно, в октябре прошлого года), если договором купли-продажи предусматривается обязанность потребителя предварительно оплатить товар – такой договор должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю, и если эта обязанность продавцом не исполнена – потребитель по своему выбору вправе «требовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок либо возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом». При этом потребитель может потребовать и полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения срока передачи автомобиля (правда, доказывание убытков задача отнюдь не простая). Кроме того, при нарушении срока передачи товара продавец обязан уплатить неустойку в размере половины процента от предварительной оплаты за каждый день просрочки (сумма неустойки при этом не может превышать сумму предоплаты). Все требования покупателя должны быть удовлетворены в течение 10 дней с момента их предъявления.

Надо отметить, что в случае с возвратом предоплаты речь идет не о расторжении договора купли-продажи, а только лишь о возврате суммы аванса. А если договор не расторгается и остается в силе – сохраняется и обязанность продавца в срок передать товар. При этом ст. 16 Закона о защите прав потребителя признает недействительными условия договоров, которыми оговорено, что при требовании о возврате предоплаты часть ее будет удержана.

В любом случае самое главное условие для избежания подобных неприятностей – внимательное и подробнейшее изучение условий договора перед его подписанием и отсутствие спешки в этом деле. Если же менеджер не в состоянии что-то вразумительно пояснить или ответить на вопросы, не надо стесняться обращаться непосредственно к руководству автосалона, которому даже при наличии повышенного спроса вряд ли захочется терять клиента.

Казалось бы, ничего страшного: если условия какого-то салона по поставке и продаже автомобиля не устраивают – можно обратиться в другой. Но не все так радужно – среди многих дилеров (не будем говорить «всех», дабы не навлечь обвинения в голословности утверждений) условия договоров практически идентичны, и найти того, кто согласится продать автомобиль вообще без предоплаты, скорее всего, не удастся. Вероятно, все же заплатить придется. Однако стоит изучить рынок – не исключено, что от кого-то из дилеров удастся добиться лучшей по сравнению с конкурентами комплектации автомобиля либо скидки на какие-то дополнительные опции или услуги. Так, при заказе автомобиля в конце года, когда заканчивается формирование потока заказов, салоны зачастую готовы «подвинуться» в цене как на сами автомобили, так и на некоторые пакеты опций. Здесь, хотя и остается некий риск, его можно частично считать оправданным. А тем, кто не любит ждать, можно посоветовать попробовать приобрести автомобиль в начале года, когда многие продавцы распродают остаток автомобилей прошлогоднего производства, при этом скидки порой еще более внушительные.

И в заключение хотелось бы отметить, что, вообще-то, вопрос о предоплате, несмотря на кажущуюся простоту, требует более пристального внимания как со стороны государственных структур, отвечающих за борьбу с монополизацией рынка, так и со стороны правозащитных организаций – ведь передача денег автосалонам в счет предоплаты является фактически беспроцентным их инвестированием на неопределенный срок (не будем забывать и об известных фактах задержек с поставкой автомобилей). К тому же порой с выгодой для последних: удерживаемые за расторжение договора «пени» по сути своей – чистая прибыль, получаемая практически ни за что. Пока еще никто из дилеров не смог внятно объяснить, на какие цели идет эта самая предоплата. Не исключено, что она действительно вкладывается в производство автомобиля, заказ для него деталей и комплектующих, однако в таком случае здесь настораживает небольшой размер предоплаты, на которую, разумеется, собрать автомобиль невозможно.

Подпишитесь на «За рулем» в

07.05.2008
Поделиться: