Экология
ЭлектромобилиБиотопливоУтилизацияЭкология

Вопрос чистоты

Вопрос чистоты
Полная версия

Мыть или не мыть? – вот в чем вопрос. Здесь мнения пере возчиков разделились. Одни вводят промывку масляной системы двигателя в регламент работ при проведении ТО, другие наотрез отказываются от использования моющих составов. Аргументы первых: чистота внутренностей мотора есть залог его долголетия и сокращение расходов на текущий ремонт, вторые скрупулезно считают расходы на приобретение промывочных составов и оплату дополнительной работы по промывке, сравнивают полученные цифры со стоимостью современного высококачественного масла, в составе которого есть все необходимые моющие присадки, и наотрез отказываются от промывок. Есть и те, кто применяет моющие составы время от времени. Кто из них прав? Каждый по-своему.

Начнем с того, что при работе двигателя со временем на его внутренних поверхностях и, в частности, на поршнях, стенках цилиндров в верхней и нижней их части, поддоне картера и масляных каналах образуются и накапливаются твердые и мазеобразные отложения. В один прекрасный момент смолы или нагар счищаются или откалываются с поверхности и, пройдя сквозь фильтры, в конечном счете попадают в систему смазки и оттуда – к парам трения. Мало того, постепенно скапливаясь в наиболее проблемных местах, они способны заузить проходное сечение каналов, а порой даже вовсе закупорить их. Особенно страдают от недостатка смазки шатунные вкладыши, подшипники ротора турбокомпрессора, подшипники, кулачки и коромысла распределительного вала. Ремонт будет недешевым. Так, восстановление импортного турбокомпрессора с использованием оригинальных деталей обойдется перевозчику более чем в тысячу евро. Застучавший, а потом оборвавшийся шатун и вовсе может привести к замене мотора. Затраты на восстановление газораспределительного механизма современного дизеля также обойдется не в одну сотню евро. Выходит, что тот, кто тратит деньги на промывку мотора, в итоге получает ощутимую экономию.

Механический износ трущихся поверхностей неизбежен и термическое разложение моторного масла – тоже, а посему образование в моторе различных отложений будет всегда. Однако эти процессы можно существенно замедлить. Вредное воздействие отложений на двигатель можно свести к минимуму, применяя современные моторные масла высокого класса качества. В статьях журнала «Рейс» мы неоднократно акцентировали на этом внимание, говорили о моющих свойствах и способности масла держать продукты износа во взвешенном состоянии. Моющие присадки, входящие в современный пакет, не дают отложениям оседать на рабочих поверхностях мотора. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем перевозчикам отказаться от устаревших, дешевых масел типа М6з/12Г1 и М10Г2к, даже от именитых производителей и применять современные масла на полусинтетической и полностью синтетической основах. Так в материале «Основной вопрос» («Рейс» №2 за 2008 год) эксперты автозаводов и инженеры сервисных центров сходятся во мнении, что при использовании современного, высококачественного масла промывать систему смазки нет смысла – отложения не образуются, а те, что появились, смываются маслом и поддерживаются во взвешенном состоянии. Прежде чем экономить на масле и потом бороться с отложениями, есть смысл посчитать, какое масло можно купить за деньги, выложенные за устаревший продукт и приплюсовать к ним расходы на промывку.

Увеличение спроса на высококачественные масла, в том числе изготовленные на полусинтетических и синтетических основах, не застало врасплох производителей смазочных материалов. Многие уже скорректировали объемы производства. Так, по итогам 2007 года, компания «ЛЛКИнтернэшнл» («Лукойл») отмечает наибольший рост объемов производства в сегменте синтетических масел – 23% (по сравнению с данными 2006 года). По словам Максима Дондэ, генерального директора «ЛЛКИнтернэшнл», в будущем компания не планирует значительно увеличивать объемы производства, а намерена сосредоточиться на повышении качества продукции. При этом будет уменьшаться доля минеральных масел за счет роста выпуска современных и высокоэффективных продуктов.

Эксперт

ЕВГЕНИЙ КУЗНЕЦОВ

начальник лаборатории физико-химических исследований НТЦ ОАО «КАМАЗ»

– Накопленная нами статистика по опыту эксплуатации автомобилей КАМАЗ, а также многочисленные лабораторные испытания показывают, что применение моющих масел и присадок ударного действия оказывает

отрицательное воздействие на дизель. Не даром именитые производители смазочных материалов не выпускают промывок масляной

системы. «КАМАЗ» не рекомендует промывать систему смазки, так как применяемые в каче стве первой заливки масла класса качества

CF4 (в эксплуатации могут использоваться масла и более высокого класса качества) име ют в своем составе пакет моющих присадок,

гарантирующих чистоту двигателя. Мало того, промывочное масло (часто обычное базовое или гидравлическое масло с большой концентрацией моющих присадок) невозможно полностью удалить из мотора. Как показывает практика, даже при тщательном сливе (более десяти минут) в скрытых полостях дизеля остается около четырех литров. Этот остаток смешивается со свежим маслом и ухудшает его свойства. Присадки ударного действия по некоторым данным оказывают негативное воздействие на сальники и прочие резиновые элементы мотора. Если в двигателе образовались отложения, что может произойти при его работе в тяжелых условиях эксплуатации, при работе непрогретого двигателя или несоблюдении регламента замены масла, я рекомендую залить в двигатель рекомендованное заводом масло и слить его после пробега в пять тысяч километров. Моющие присадки за это время бережно очистят масляную систему.

Эксперт

ДМИТРИЙ РУДАКОВ

технический эксперт Liqui Moly

– В активе копании Liqui Moly есть шесть позиций по промывочным средствам масляной системы. Причем одно из средств специально предназначено для дизелей коммерческой техники, имеющих большой объем масляной системы. Однако на нее в России нет спроса. Отчасти это объясняется тем, что современные моторные масла в своем составе имеют мощный пакет моющих присадок благодаря которому и поддерживается чистота двигателя. С другой стороны, перевозчики часто не осознают того, что российские условия эксплуатации являются тяжелыми, а значит, любое несоблюдение регламента ТО или заправка некачественной соляркой, что, увы, не редкость, приводит к тому, что присадки масла срабатываются раньше положенного срока, и в двигателе образуются отложения. Именно в этих случаях для очистки системы смазки я рекомендую использовать промывочные составы. Причем наиболее эффективными и безвредными, на мой взгляд, являются присадки ударного действия – «пятиминутки». Судите сами, при применении промывочного масла в моторе с объемом масляной системы 35–40 литров остается неудаляемый остаток пять-шесть литров дешевой, низковязкой минералки. Остаток этот смешивается со свежим маслом, ухудшает его свойства, уменьшает срок службы. В случае применения моющей присадки ухудшения свойств нового масла не происходит, так как через 15 минут работы прогретого до рабочей температуры мотора все разжижающие компоненты промывки испаряются и сгорают в цилиндрах двигателя. Следовательно, никакой потери вязкости свежего масла не наблюдается. Мало того, многочисленные исследования, проводимые нашей фирмой, говорят о том, что при закрытой системе вентиляции картера благодаря ударному действию паров растворителя с днища поршней удаляется даже твердый кокс, а потерявшие подвижность поршневые кольца вновь обретают свободу.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.05.2008
Поделиться: