«платная» по-псковски
«ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Они ждали нас у самой границы. Стоило только российским пограничникам и таможенникам «шлепнуть» последние штампы в наши документы, стоило миновать столб с надписью «Псковская область. Добро пожаловать в Россию!» (стражи порядка категорически запретили его фотографировать), как дорогу перегородил шлагбаум. Рядом с ним пристроился ладный такой вагончик, а возле плакат «Вы въезжаете на платную автодорогу».
Вокруг рябило в глазах от «кирпичей» и знаков «Стоп». Возле шлагбаума два крепких молодца – в камуфляже, естественно. «Согласно постановлению администрации области участок автодороги от российско-эстонской границы до города Остров является платным», – как-то приподнято возвестил один из них (видно, давно заученный текст). И после паузы: «Так, у вас «шестерка», значит, платите в кассу 110 рублей!»
Интересно, однако, за что? Помнится, несколько месяцев назад проезжали по платному участку федеральной дороги Москва–Воронеж в районе села Хлевное. Так об этом предупреждал щит уже километров за десять, а многочисленные указатели предлагали ехать и по альтернативной, бесплатной дороге, да и проезд там стоил всего десятку… А тут деваться некуда – впереди шлагбаум платной дороги, позади – пограничная застава.
«Чего стали! Платите и проезжайте, не создавайте помехи движению! – командовали бодрые молодцы. – Не то милицию вызовем!» Выхода не было – пришлось платить. Судя по прейскуранту, нам еще повезло – за груженый КамАЗ «отстегнули» бы все семьсот. Узнали здесь, что от сборов освобождены машины скорой помощи и милиции, пожарной охраны и дорожников, а также все, зарегистрированные в Псковской области. Увы, ни к тем, ни к другим мы не относились.
Сразу за светофором – развилка двух дорог. Какая из них платная, не поймешь. «Вообще-то официально – та, что слева», – объяснил водитель, знающий местные порядки. – Ее зовут «обходом города Печоры», хотя частично идет через него. А та, что справа, вообще-то бесплатная, но попасть на нее, минуя шлагбаум, нельзя. Да они почти одинаковые».
Мы решили посмотреть, что такое «платная дорога». Оказалось – обычная, сильно раздолбанная, где нет никакой разметки, не говоря уже о придорожном сервисе. Проехали по ней чуть больше 20 км, петляя между здоровенными ямами и лязгая подвеской. Когда вырулили на трассу А212 (Рига – Псков), плакат еще раз напомнил, что позади – не просто очень плохое шоссе, а еще и платное. «В народе это называют «михайловской дорогой», в честь псковского губернатора, – пояснил водитель. – Только все знают, что деньги берут не за проезд – видите, между Печорами и Изборском можно бесплатно туда-сюда шастать – а за въезд-выезд в Россию через границу».
ЦЕНА ВОПРОСА
Немаленькая по размерам Псковская область, где проживает чуть больше 800 тыс. человек, давно обосновалась в списке дотационных. Но при этом она граничит с тремя государствами – Эстонией, Латвией, Белоруссией. Ее территорию пересекают федеральные и международные пути-дороги, а в местах их пересечения с границей сосредоточено 11 автомобильных переходов! Грех было бы не заработать на транзите. Вот только каким путем? Первый требует вложений: сначала привести в порядок дорогу, обустроить ее, как положено. И на законных основаниях получать – с желающих! – деньги за проезд. Второй – поставить шлагбаумы, молодцов в камуфляже и знай себе собирай деньги. Авось сойдет с рук.
Руководители Псковской области пошли именно таким путем.
– Наше постановление о платных дорогах отвечает основным федеральным законам, – считает председатель территориального дорожного комитета Псковской области Юрий Рачеев. – Администрация области приняла решение по трем дорогам: так называемый обход Печор, участок дороги от Острова до латвийской границы и автодорога Опочка – Полоцк. Общая их протяженность – около 150 км. Как и положено по закону, у каждой бесплатная альтернатива. Это федеральные дороги Москва – Рига, Санкт-Петербург – Киев и Псков – Рига. И вообще, в области 11 автомобильных пунктов пропуска на границе, три из них – на федеральных дорогах. Те, где наиболее оживленное движение, мы делаем платными.
Послушаем другие доводы председателя дорожного комитета. По его расчетам, область на двадцатом месте в стране по протяженности дорог, а по финансированию – на одном из последних. Вот и приходится выкручиваться… В бюджет территориального дорожного фонда заложено 50 млн. рублей – ежегодный сбор от платных дорог. Планировалось, что средства будут направлены на их ремонт и содержание. Пока ни один из 150 километров, по мнению Ю. Рачеева, не отвечает никаким стандартам. «Это должна быть широкая (8–9 метров), ровная дорога, с хорошим освещением, с барьерным ограждением, объектами сервиса и местами отдыха, – справедливо считает председатель дорожного комитета, – чтобы водитель сам выбрал: ехать по такой платной дороге, где можно сэкономить время и топливо, или трястись по обычной проселочной».
Все вроде правильно! Только постановление было принято два года назад (!), деньги с водителей берут исправно, но ни один километр обхода Печор по-прежнему никаким стандартам не соответствует. Убедился лично. «Платная дорога», как свидетельствуют те, кто пользуется ей постоянно, делается все хуже и хуже, а надпись «Добро пожаловать в Россию» воспринимаешь уже как чистое издевательство. Может, поэтому ее даже фотографировать запрещают.
А насчет «соответствия законам», то достаточно открыть Указ Президента РФ № 728 (27.06.1998), чтобы убедиться – он нарушен сразу по нескольким пунктам.
Получил ли что-то от этого нововведения (неизвестного доселе в мировой практике) бюджет области – неясно; цифры не оглашаются. Видимо, если и получил, то не очень много. Судя по опросам большинства водителей, они предпочитают платить не по официальному прейскуранту в кассу, а напрямую сборщикам – 50% тарифа. И все вроде бы довольны…
Сборщики податей ждут гостей у шлагбаума.
ФОТО АВТОРА