Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Главный ключ

ГЛАВНЫЙ КЛЮЧ
Полная версия

АВТОКЛУБ

ИНСТРУМЕНТ

ГЛАВНЫЙ КЛЮЧ

ВЛАДИМИР АРБУЗОВ

Современный автомобиль – изделие сложное, но вместе с тем весьма надежное – оттого ремонт его все больше становится уделом профессионалов. Владельцу остается лишь своевременно пригонять машину на сервис. Кстати, и отечественные автозаводы, следуя мировым тенденциям, перестали комплектовать свои экипажи даже минимумом ключей. Будем считать это следствием возросшей надежности?

Единственный гаечный ключ, который бесплатно придают любому автомобилю, – баллонный, уж без него-то никак не обойтись. Надежность этого ключа должна быть безупречной. А как на деле? Чтобы выяснить это, мы собрали небольшую коллекцию «баллонников» и, учитывая специфику их работы, сформулировали требования к ним: удобство, компактность, но в то же время достаточная длина рычага для отвинчивания заржавевших болтов-гаек, прочность и точность изготовления. Износостойкость, вес, твердость рабочей части хоть и важны, но для такого ключа вторичны – не та интенсивность работы.

ПИТ-СТОП

Но даже самый распрекрасный ключ в неумелых руках – никчемная железка. Сменить колесо – дело нехитрое, только без минимальных знаний и опыта может обернуться большими потерями. Поэтому тем, кто не планирует по каждому пустяку вызывать «ангелов» или другую службу спасения, а своего опыта еще не набрался, будет полезно запомнить простейший алгоритм действий.

Заподозрив по поведению машины, что одно из колес спущено, немедленно перебирайтесь в правый ряд или на обочину, а причалив, сразу же выставляйте знак аварийной остановки. Не берите пример с чудака, затевающего замену колеса в левом ряду – на его могиле напишут «Он был прав!».

Прежде чем вывешивать машину на домкрат, затяните стояночный тормоз, а если она переднеприводная, то включите и передачу. Под колесо противоположной стороны желательно подложить упоры, но их, как правило, с собой ни у кого нет. Поэтому, чтобы лишний раз не шатать стоящую на домкрате машину, заранее подготовим запаску и ослабим крепеж спустившего колеса. Теперь, присматривая за вертикальностью домкрата, поднимаем машину, откручиваем колесо, снимаем его и не мешкая ставим вместо него запаску. Окончательно затягиваем гайки (болты) после того, как снимем машину с домкрата. И не забудьте забрать свой знак аварийной остановки – еще пригодится!

1. Штатный ключ автомобилей ВАЗ, сделан в Новосибирске. Иметь такой в машине, конечно, лучше, чем никакого. Коротенькая рукоятка предполагает нажим на нее ногой. Посредственное качество изготовления – видны дефекты ковки на головке ключа. Известны случаи, когда такие ключи просто ломались во время работы.

2, 3, 4. Ключи из Чебоксар, пожалуй, более других соответствуют своему назначению. Относительно недороги, очень аккуратно сделаны, прочны, удобны в работе и по-своему красивы. Головки ключей изготовлены с минимальными допусками, плотно садятся на болты (гайки) и без проблем проходят в колодцы легкосплавных дисков. Глубина головок способна «поглотить» немалое выступание шпилек, а хороший рычаг – отвернуть самый заскорузлый крепеж.

5, 6, 7. Павловская серия ключей отличается крайне небрежным изготовлением: никудышная геометрия, заусенцы, облой. А один экземпляр и вовсе пришлось разгибать, чтобы надеть на гайку. Может, под видом баллонного нам продали военный спецключ для отвинчивания гаек из-за угла?

8. Импортный аналог – «Сделано в Тайване». Обрезиненная телескопическая ручка, благородный дизайн, продуманная конструкция. Такой ключ не будет выглядеть в багажнике чужеродным телом. Невысокая твердость головки подразумевает некоммерческое назначение изделия, тем не менее работать им очень удобно, а прочности, как оказалось, вполне достаточно.

9, 10, 11. Семейство крестообразных ключей отличается универсальностью и, пожалуй, большим удобством в работе. Они, конечно, дороже, но если хорошо сделаны, то, без сомнения, стоят своих денег. Образец № 9 – из Санкт-Петербурга: старинный дизайн, древние технологии. Самый тяжелый в нашей коллекции. Сделан грубо, товарного вида – никакого, но довольно прочен.

«Павловский» крест (№ 10) «не посрамил традиций» предыдущих баллонных ключей. Такие же мелкие кривые головки, острые заусенцы в месте сварки креста, та же небрежность изготовления. Кое-как работать, конечно, можно, но уж если покупать подобный инструмент, то такой, как образец № 11. Где сделан – неизвестно: ни клейма, ни сопроводительного документа к ключу не было, зато работать им – одно удовольствие. Гладкий, аккуратный, прочный, допуски минимальные – на гайке сидит плотно, в то же время легко на нее надевается.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.04.2004
Поделиться: