Сцепная реакция. Обзор автомобильных сцеплений
Какие бывают
Изобретение сцепления приписывают самому Карлу Бенцу. Так или иначе, но это один из самых консервативных узлов автомобиля. После многочисленных экспериментов специалисты пришли к выводу, что на обычных легковых автомобилях с механическими коробками передач лучше всего устанавливать сухое однодисковое сцепление нажимного типа с диафрагменной пружиной. Сегодня это самый распространенный тип. Состоит такое сцепление из пяти основных частей: ведомого диска, нажимного диска, диафрагменной пружины, кожуха (корзины) и выжимного подшипника. Ведомый диск с фрикционными накладками зажимается между маховиком и нажимным диском мощной диафрагменной пружиной. Водитель, давя на педаль, выключает сцепление — нажимной диск отходит, и сцепление размыкается. А когда водитель отпускает педаль, нажимной диск вновь прижимает ведомый диск к маховику. Следует короткая пробуксовка фрикционных накладок, лепестки специальных лепестковых пружин ведомого диска сжимаются – и сцепление замыкается, жестко соединяя двигатель с трансмиссией. Именно за счет фазы сжатия лепестковых пружин ведомого диска и пробуксовки фрикционных накладок автомобиль в состоянии плавно тронуться с места. Но в результате многократных циклов выжима – выключения сцепления фрикционные накладки изнашиваются, истончаются и рано или поздно выходят из строя.
Существуют еще сцепления вытяжного типа – когда диафрагменная пружина не нажимается внутрь, а вытягивается наружу. Для высоких нагрузок, таких, какие бывают в спортивных машинах, применяется также керамическое сцепление с высоким коэффициентом трения. Однако оно «схватывает» достаточно резко, поэтому непригодно для использования в стандартных автомобилях.
Для грузовых автомобилей часто используются двухдисковые сцепления. Встречаются также сцепления со вторым диском, который служит для привода дополнительных элементов – насоса, лебедки, пожарной помпы.
В современных конструкциях с роботизированным управлением КП для повышения плавности хода стали использоваться двухдисковые сцепления. Здесь диски работают попеременно, один из них, отвечающий за нечетные передачи в КП, например, нажимается, а второй, который работает с четными передачами, в этот момент отпускается. Автомобиль с таким приводом разгоняется плавно, без рывков – как троллейбус.
Спортивные сцепления отличаются возможностью мгновенной передачи крутящего момента от двигателя на трансмиссию автомобиля. Естественно, о комфорте и длительном сроке эксплуатации здесь речь не идет.
Что меняем
Сегодня многие фирмы продают сцепления комплектами. И хотя первым в этой конструкции обычно изнашивается ведомый диск, производитель настоятельно рекомендует менять весь узел в сборе. Нет смысла экономить на пуговицах – например, пытаться заменить только диск, оставив уже изношенную корзину. Дело в том, что само сцепление стоит относительно недорого, но, чтобы до него добраться, приходится снимать коробку передач. А это уже операция трудоемкая и затратная. Если же вслед за диском полетит еще какая-нибудь деталь, например выжимной подшипник, процесс придется повторить. Точно так же при замене коробки передач имеет смысл заодно обновить и сцепление.
Нужно также помнить, что не только само сцепление отвечает за выжим; необходимо проверить и все элементы привода – вилку перемещения выжимного подшипника, направляющую втулку, состояние троса или гидропривода. При малейшем сомнении нужно заменить сальники первичного вала КП и коленвала. Если в конструкции есть опорный подшипник первичного вала КП, придется менять его вместе со сцеплением.
А с выбором сцепления определиться просто: его лучше сделать в пользу известного бренда. Если известно, что конкретная фирма поставляет узел на конвейер – значит, и на вторичном рынке качество будет хорошим. Подделки и контрафакт по-прежнему встречаются на нашем рынке. Определить подделку рядовому покупателю непросто, а порой и невозможно. Здесь можно лишь порекомендовать покупать через официальных дилеров, а их списки всегда можно найти на сайтах представительств.
В среднем ресурс сцепления при условии езды в городском режиме с его вечными пробками и бесконечными светофорами – 80–100 тыс. км. Но это именно тот случай, когда многое зависит от манеры езды. При желании убить сцепление можно всего за 5–7 минут.