Как холодный душ
В канун чемпионата-2004 прогнозы сыпались как из рога изобилия. По поводу чего – объяснять не надо: кто сумеет отобрать корону у Михаэля Шумахера и «Феррари». За многие годы такого разнообразия вариантов не встречалось. В ранг фаворитов наряду с неизменными «Вильямсом» и «Мак-Лареном» возвели также «Рено», а с оговорками даже BAR. Дженсон Баттон в самом деле на зимних тестах иногда показывал выдающиеся результаты, а японские специалисты внедрились почти во все подразделения BAR, что позволяло говорить о ней если не как о заводской, то «полузаводской» команде. Но все равно трудно было поверить в ее чемпионский уровень.
Авансы же в адрес «Рено» имели под собой в основном прошлогодний прогресс и «красивые глаза» Фернандо Алонсо. Талантливый испанец, несомненно, один из кандидатов в будущие чемпионы, но вряд ли в наступившем сезоне. Команду покинул, перейдя в «Тойоту», главный конструктор Майк Гаскойн, не успев довести до совершенства новый автомобиль. Правда, коллега Алонсо Ярно Трулли проговорился, что никакой он не новый, а лишь модифицированный. Впрочем, еще не известно, что лучше. Год назад «Мак-Ларен» великолепно отъездил весь сезон на «устаревшей» модели. Трулли сказал еще, что зимой все команды занимались устранением недоделок, тогда как «Рено» тщательно прорабатывала настройки на разные условия. И тут есть что возразить: настройками не компенсировать ощутимую нехватку лошадиных сил – мотор «Рено», как известно, по-прежнему слабоват.
Куда больше привлекали внимание постоянные оппоненты «Феррари». «Мак-Ларен» вывел машину на тесты раньше всех, но вот провел он их на удивление бледно. «Мы много работали, но остались мелкие нерешенные проблемы», – объяснил Кими Райкконен. Между тем команда и ее шеф Рон Деннис явно сомневаются в своих возможностях: «Мы пока не знаем, на что способны в этому году». Это, однако, не мешает авторитетным экспертам именно Райкконена называть одним из главных претендентов на титул. «По правде, я не вижу, кто еще мог бы одолеть Шумахера, – заявил трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт. – Только Кими. Монтоя чересчур азартен, а Алонсо должен поднакопить опыта».
А с чем пришел к старту главный соперник «Феррари» – «Вильямс»? Революционный дизайн, солидные показатели на тестах, сверхмощный мотор БМВ и дуэт отличных пилотов – его бесспорные козыри. Команда Железного Фрэнка к бою готова. Вот только корпоративный дух зимой немного пострадал – вновь обострились отношения между Хуаном-Пабло Монтоей и Ральфом Шумахером. Немец требовал прибавку к жалованию, ему отказали, и он сегодня недоволен командой, а команда – им. Колумбиец же подливает масла в огонь: «У нас есть уникальная возможность.
Считанные пилоты располагают машиной, способной побеждать. Лично я готов выступать за «Вильямс» вообще бесплатно». А тут еще БМВ поведала, что вовсе не настаивает на обязательном присутствии в команде гонщика-немца. Как все это отразится на результатах Шумахера-младшего? Может, эмоциональной взвинченности ему как раз и не хватало – очень уж рационально, нордически «пилотирует» свой болид Ральф.
Такого вот рода новости и комментарии, основанные не на точных данных о крутящем моменте и прижимной силе (это всегда держится в строжайшем секрете), захлестывали мир формулы 1 в преддверии старта-2004. Напряжение планомерно возрастало, достигнув апогея к Гран-при Австралии, открывавшему чемпионат. «Скорей бы уже начать! – нервно восклицал Фернандо Алонсо за сутки до первой официальной тренировки. – Тесты ни о чем не говорят. Забудьте их! На тестах обычно никто не едет на всю катушку, чтобы не раскрыть карты раньше времени. А так хочется узнать, сможем мы сегодня или нет?»
Молодой испанец, пожалуй, стал главным героем гонки, где безраздельно, несмотря на прогнозы и предсказания, царствовали пилоты «Феррари». Он единственный, кто проигрывал им меньше секунды на круге. И, судя по результатам Ярно Трулли, ехавшего на таком же «Рено», только благодаря своим личным способностям, а не возможностям автомобиля.
Из всех соперников «Феррари» лишь французская команда более-менее довольна первым уик-эндом. Кими Райкконен был просто в шоке: «Десятое место в квалификации – кошмар! Да и начало гонки, откровенно говоря, не обнадеживало. Может, оно и к лучшему, что моя машина вышла из строя». Рон Деннис считает, что сюжет гонки во многом зависит от шин: «В относительно прохладную погоду «Мишлен» по-прежнему уступает «Бриджстоуну». Давайте подождем Малайзии и других жарких Гран-при, а потом будем делать выводы».
Итоги австралийского этапа, который стал чем-то вроде холодного душа для предсказателей и прорицателей, суммировал технический директор «Вильямса» Патрик Хед: «Признаться, мы не ожидали, что так сильно отстаем. Но чемпионат еще только начался, и мы приложим все усилия, чтобы наши болиды поехали значительно быстрее. Это займет примерно месяц-полтора». До боли знакомая песня. И все же не станем спешить с выводами. Чего только не бывало в сериях Гран-при формулы 1.
Несмотря на относительную неудачу в Австралии, Хуан-Пабло Монтоя и «Вильямс» остаются, пожалуй, главными соперниками «Феррари».
Полный триумф «Феррари» – не совсем то, что ожидали от первого Гран-при сезона-2004.
Гран-при Австралии
7 МАРТА, МЕЛЬБУРН, 58 КРУГОВ ПО 5303 М
1. М. ШУМАХЕР (Германия, «Феррари») – 1:24.15,757;
2. Р. БАРРИКЕЛЛО (Бразилия, «Феррари») – 13,6;
3. Ф. АЛОНСО (Испания, «Рено») – 34,6;
4. Р. ШУМАХЕР (Германия, «Вильямс-БМВ») – 1.00,4;
5. Х.-П. МОНТОЯ (Колумбия, «Вильямс-БМВ») – 1.08,5;
6. ДЖ. БАТТОН (Великобритания, «BAR-Хонда») – 1.10,5;
7. Я. ТРУЛЛИ (Италия, «Рено») – 1 круг;
8. Д. КУЛТАРД (Великобритания, «Мак-Ларен-Мерседес») – 1 круг.
ФОТО: DPPI