Comtrans-2024Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Штрафное видео

Штрафное видео
Полная версия

ГЗР: Сколько водителей уже получили штрафы?

Андрей Новиков: За время работы камер с видеофиксацией выявлено более трех тысяч нарушений. Почти по всем случаям водителям были высланы постановления о штрафе. Все штрафы выписаны за превышение скорости. Камеры пока регистрируют только этот тип нарушений. И дело не в том, что мы не можем отслеживать проезды на красный свет или, там, разворот через сплошную – можем. Просто это связано с установкой новых камер и созданием соответствующего программного обеспечения, а система пока работает в тестовом режиме и мы занимаемся другими, более насущными проблемами.

Александр Брюхно: На самом деле система даже в этом зачаточном состоянии работает не на полную мощность. Дело в том, что кроме закона, разрешающего пользоваться такого рода техникой, у нас, собственно, почти ничего и нет. Боюсь, что вся система еще просто не готова.

ГЗР: Расскажите по порядку обо всей процедуре. Для того, чтобы было понятно, как все происходит от начала до конца.

А.Н.: Все начинается с того, что камера фиксирует нарушение. Автоматика без участия человека фиксирует номер, марку, цвет автомобиля и, соответственно, превышение скорости. Далее инспектор на основании полученных доказательств составляет постановление и отправляет его по почте заказным письмом водителю домой. Все координаты берутся из базы ГИБДД. Через несколько дней почтальон доставляет автовладельцу квитанцию с извещением о том, что на почте его ждет пакет из ГИБДД. Добропорядочный гражданин, не откладывая дела в дальний ящик, идет в любой удобный ему банк (имеет право по закону) и оплачивает там штраф. После чего извещение об оплате попадает в ГИБДД и с водителя снимают в базе отметку о штрафе. Так все выглядит в теории. Но, как говорится, гладко было на бумаге…

А.Б.: На практике все иначе. Отправка заказного письма стоит 20 рублей. Почтальон приносит квитанцию водителю. И хорошо еще, если он эту квитанцию получит. А то бывает, что живет по этому адресу не он, а его бабушка. У него фамилия Иванов, а у нее Сидорова. Квитанция на кого? На Иванова. И Сидорова говорит: «Вот и отдавайте Иванову, а не мне». А он живет по другому адресу. Возврат заказного письма обходится еще в 20 рублей. Но даже если человек все-таки получает на руки постановление из ГИБДД, трудности только начинаются. Допустим, он сразу идет в банк и все оплачивает. Остается возможность банковской ошибки. Но и это не главное. Банки, как правило, не утруждают себя во время платежа заполнением всей информации. Вот и получается, что некий Петров заплатил какой-то штраф. Штраф за что? Когда этот штраф был выписан? А если на нем их несколько числится?

После оплаты в ГИБДД приходит множество пухлых мешков с извещениями об оплате. Если вообще приходят, так как по пути из банка до получателя им приходится пройти несколько сортировок. Все эти горы бумаг разбираются вручную. Немудрено, что какие-то извещения в итоге теряются, где-то что-то перепутывается. Не облегчает работу и то, что непонятно, за что именно человек заплатил, если на нем висит много штрафов. Вся компьютерная банковская информация, которая могла бы сильно облегчить нам работу, попадает в Казначейство. А они с нами ею не делятся.

ГЗР: И что же дальше?

А.Н.: При всей сложности и волоките стоит ли удивляться, если извещение об оплате потеряется? Через 45 дней, не получив уведомления об оплате, ГИБДД дело водителя передает в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). Через какое-то время к водителю приходит пристав и заявляет, что на нем числится неоплаченный штраф. На что тот и говорит: «А я его оплатил». И все. То ли он оплатил и банковская бумажка затерялась по пути, то ли он не платил в принципе. Доказать что либо невозможно, так как с первого января автовладелец не обязан предъявлять в ГИБДД квитанцию об оплате и, соответственно, сохранять ее у себя тоже не обязан. Поэтому пристав ФССП не может потребовать у человека квитанцию в доказательство.

Получается, огромная система работает вхолостую. Механизм до конца не просчитан. Это является основным препятствием к дальнейшему развитию видеофиксации. Одна камера, запущенная в полную мощность, способна за год выписать столько же штрафов, сколько все столичное управление ГИБДД вместе взятое. Вы представляете, какой огромный объем бумаги, денег, людей потребуется? При существующем положении дел это просто невозможно. А какая нагрузка пойдет на суды? Это пока еще никто не обжаловал постановление видеофиксации или, по крайней мере, нам об этом не известно. А если подключить к нашей системе все имеющиеся столичные видеокамеры, то объем штрафов и представить себе нереально!

ГЗР: Выходит, чисто технических препятствий для дальнейшего развития системы видеофиксации нет?

А.Б.: Конечно. Главное – это программное обеспечение. И оно у нас уже есть. Это полностью наша, отечественная разработка. Конечно, с введением большего числа видеокамер надо будет кое-что доработать, но в общем и целом программа готова. Также нет проблем с видеокамерами. Множество фирм предоставило нам свои образцы для испытаний. И надо сказать, что зачастую видеокамеры отечественных производителей оказываются лучше, чем импортные.

В ближайшем будущем планируется оборудование дополнительных стационарных точек видеофиксации. Сейчас, правда, рановато говорить о количестве, но они будут. Также в Москве появятся передвижные посты видеофиксации, оборудованные на машинах «Газель» и Ford. Хотя о массовом внедрении этой системы пока говорить не приходится. Еще многое надо согласовать, исправить и принять. Но работа идет и мы не опускаем руки.

В конце хочу сказать о двух моментах. Недавно в Санкт-Петербурге людям по почте стали приходить фальшивые постановления видеофиксации. Там были указаны финансовые реквизиты мошенников, а не ГИБДД. В Москве бояться нечего, так как письма приходят заказные и подделать их трудно.

И еще обращусь к недобросовестным автовладельцам, которые специально обдирают с номера пленку с краской, чтобы ускользнуть от наблюдения. Камеры считывают не только черно-белое изображение номера, но и рельеф. Так что регистрационный знак в любом случае будет прочтен, что с ним ни делай. Зато такой обдиральщик вместо избегания видеофиксации не только получит заслуженный штраф за превышение скорости, если таковое будет, но и заплатит за нечитаемые номера.

Подпишитесь на «За рулем» в

04.11.2008
Поделиться: