Comtrans-2024Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

«Хлебные» карточки

«Хлебные» карточки
Полная версия

Напоминаем, что в июле московское правительство объявило о проведении специального эксперимента, который должен стимулировать горожан использовать малолитражки. Сделать это решили, выдав всем водителям автомобилей с рабочим объемом двигателя не более 1,3 л, снаряженной массой не более тонны, длиной, не превышающей 4 м, и соответствующих экологическому классу Euro 3 по карте, позволяющей им заливать бензин на 24 тысячи рублей.

В эксперименте принимают участие автолюбители, которые купят машины, соответствующие данным характеристикам в период с 1 октября 2008 г. по 1 декабря 2009 г. Думаю, не надо говорить, что эта инициатива московского правительства не встретила возражений со стороны рядовых водителей. Для того, чтобы посмотреть, как проходит получение долгожданной халявы, корреспондент ГЗР отправился в отделение ГИБДД вместе со счастливым обладателем новенького Peugeot 107.

Очереди нет

Сразу хочу сказать, что я заранее был настроен несколько скептически. Ну где это видано, чтобы наше государство давало что-то бесплатное без мук? Бесконечное собирание справок, множество кабинетов и очереди – обычный в таких случаях марафон.

Заранее приготовившись к плохому, мы еще раз проверили, все ли с собой. Заполненное заявление о предоставлении топливной карты (заявление можно получить в ГИБДД или скачать с интернет-сайта московского правительства), ПТС и паспорт тут. Все – заходим, благо очереди не оказалось. В кабинете нас встретил хмурого вида подполковник, который сразу попросил все приготовленные бумажки. Тут же выяснилось, что заявление заполнено с помарками и его надо заполнить по-новой. Также у нас не оказалось двух ксерокопий ПТС, и пришлось идти в другой конец здания, чтобы их сделать.

«Ну вот, началось», – подумал я. Ксерокопии, перезаполнение, все как всегда. Сейчас еще чтонибудь вылезет. Но, как ни странно, я ошибся. Мы еще раз пришли к хмурому подполковнику. Он посмотрел на наши бумаги, сказал «подождите» и начал писать. Писал минут пять, не меньше, после чего подозвал нас снова:

– Все правильно, поздравляю с получением. Все инструкции внутри, можете быть свободны. И все? Как ни удивительно, да. Вся процедура заняла не больше25 минут. А если бы у нас заранее были ксерокопии, то уложились бы и в десять. Единственное: копии лучше делать не в ГИБДД, там дорого.

Радостные, мы идем по коридору. Не терпится вскрыть запечатанный конверт и посмотреть, что внутри. Но тут смутно вспоминается, что гдето читали о необходимости отнести в налоговую инспекцию какую-то бумажку и, вероятно, даже заплатить налог. Что именно за бумажка и какой-такой налог, ни я, ни новоявленный обладатель 24 бензиновых тысяч не помнили. Мы решили вернуться и спросить.

– А бог его знает, – ответил нам подполковник. – Нам четких инструкций по поводу налоговой инспекции не давали. Пусть сами разбираются. Мы им материалы отошлем, а они сами решат все. Главное, что карта рабочая и все в порядке. Единственное, что я вам не сказал, – получать бензин по ней можно будет начать только через три дня. Так что подождите немного.

Замечу, что не стоит отмахиваться от проблемы уплаты налогов. То, что в отделении ГИБДД нам не ответили, не означает, что проблема себя исчерпала. Дарение 24 тысяч – это доход водителя. С него нужно платить 13%-ный налог. То есть всем, кто получит топливную карту, в конце года надо будет сдать в налоговую инспекцию декларацию о доходах, где будет указана сумма 24 тысячи рублей. Иначе может быть вот что. Через пару лет водителю придет письмо из налоговой инспекции, что за ним числится долг, причем не просто долг, а еще и пени. А если не заплатить, то потом придет не письмо, а повестка в суд.

Инструкция по применению

Ладно, вернемся к конверту, в который упакована карта. Что внутри? Внутри оказался список из 75 АЗС, где можно получить по карте бензин. Список разбит на округа. Больше всего с заправками повезло САО, там их 16, в остальных не так густо. Меньше всего в Зеленограде и ЦАО. Но в центре и в целом заправок кот наплакал.

Также в конверте оказалась инструкция, как пользоваться карточкой, и обширный перечень того, что нужно делать, если произойдут какие-то неполадки. Из инструкции мы узнали, что заливать бензин можно будет не более чем по 50 л в день, а минимальная заправка – 2 литра.

Особый интерес вызвал последний пункт, в котором сказано, что выдача новой топливной карты взамен утраченной не предусмотрена.Это, честно говоря, ерунда какая-то. Во-первых, это противоречит распоряжению правительства Москвы «о порядке предоставления топливных карт владельцам малолитражных автомобилей», где четко сказано, что карты будут бесплатно возвращаться при потере или краже. Единственное, что требуется от водителя, – заявить об утрате в 12-часовой срок. А во-вторых, где это видано, чтобы подобного рода вещи не возвращались? Это как объявить, что при потере кредитной карты человек теряет свой счет в банке…

Прошло три дня, и мы отправились на заправку залить «халявного» бензина. АЗС оказалась небольшой, без магазина и ряда касс. На таких колонках предусмотрена заправка по картам в порядке самообслуживания. Наш Peugeot подъехал к стойке с 95-м бензином.

Терминал обслуживания топливных карт чем-то похож на банкомат. Карточку вставили в специальную щель. После этого загорелся индикатор «код». Вводим пин-код, написанный на бумажке, к которой была приклеена карта. Немного подумав, автомат принял код. После этого нас попросили ввести номер пистолета. Ввели. Дальше набрали на панели объем 30 литров. Раздался щелчок, и нам вернули карту. Еще немного подумав, пистолет загудел, и горючее потекло. Бесплатное горючее. Приятно.

Что ж, система работает. Не понятно, правда, как все пойдет, если будет отказ. То есть в приложенной инструкции есть четкое руководство, как поступать в такой ситуации, но насколько отработана система и готовы ли сами работники АЗС, тоже еще не известно.

Остается один нюанс. Если водитель хочет по карте залить себе полный бак, то сделать это можно лишь на заправках, где есть операторы, а считывающие устройства находятся не на самих автоматах. Тогда карту надо будет отдать оператору, заправиться и после этого забрать ее. В общем, процедура достаточно простая – любой человек, хоть раз пользовавшийся банкоматом, с первого раза разберется, что к чему.

Психология

Реакция на топливную карту оказалась неоднозначной. Естественно, никто возражать не стал, но прозвучали замечания касательно неполноценности этой меры. Многие считают, что просто доплачивать сознательным автовладельцам неэффективно. Необходимо также добавить парковочные льготы малолитражникам и ввести платный въезд в центр города, избавив хозяев «малюток» от этой пошлины. Кроме этого, есть смысл пролонгировать срок действия акции, ведь она должна продлиться немногим больше года, после чего, надо думать, деньги выдавать перестанут.

Также необходимо учесть один немаловажный фактор. Маленькая машина обычно покупается второй после большего собрата. Но многие могут позволить себе только одну машину, которая часто становится в семье рабочей лошадкой: дачи, огороды, плохие дороги на этих самых дачах. Брать, к примеру, Matiz, чтобы возить вещи, семью и друзей на дачу по разбитой дороге, никто не станет. Малолитражки – это чисто городской вариант. Для поездок только по асфальту. А держать две машины, одну для поездки на работу, вторую для всего остального, могут позволить себе не все. Фактически получается, что топливная карта в некотором роде финансирование богатых. Так что первоочередная задача – это повышать благосостояние людей, а не делать разовые подачки.

А еще нужно менять психологию людей: у нас не ездят на малолитражках, потому что это некруто. Нужно держать марку, иначе за человека считать не будут. Согласитесь, что трудно пересесть с Mercedes на маленький Peugeot или Daewoo, я уж не говорю про «Оку». Пока социальная среда будет давить на человека, заставляя жить не там, где хочется и лучше, а там, где круто, пока он будет вынужден покупать себе ту машину, которую от него ждут, а не ту, которую хочет, не будут у нас массово ездить на малолитражках. Даже если на бензин тратиться вообще не придется.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.12.2008
Поделиться: