Итоги года: падение началось?
По данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) в 2008 году в России было реализовано 2,93 млн легковых и легких коммерческих автомобилей против 2,57 млн в 2007 году. Это значит, что по итогам года рынок снова в плюсе: общие объемы продаж выросли на 14%, а сбыт иномарок – на 26%: реализовано 2,08 млн автомобилей иностранных брендов.
Рост в момент кризиса? Как бы не так! Пик спроса приходится на весну-лето, а вот потом – стагнация и постепенный спад. В ноябре и декабре по сравнению с теми же месяцами 2007 года авторынок потерял примерно 10%. И никакого роста в 2009 году эксперты не ожидают – по самым оптимистичным оценкам АЕБ в нынешнем году будет продано не более 2,4 млн машин, то есть на 19% меньше, чем в прошлом. А это даже ниже уровня 2007 года… На снижение спроса повлияет и сложная экономическая ситуация, и неизбежный вследствие увеличения таможенных пошлин и ожидаемой девальвации рубля рост цен, и фактическая стагнация системы кредитования. В более выгодной ситуации окажутся отечественные производители и те, кто успел организовать локальные сборочные производства. Впрочем, они и сейчас в фаворе: в пятерке лидеров среди моделей иностранных марок четыре производятся в России.
Подробный анализ ситуации будет опубликован в ГЗР №3, а пока предлагаем взглянуть на рейтинг лидеров рынка.