Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Весна не отменяется

Весна не отменяется
Полная версия

УНИКУМЫ С КОЛЯСКАМИ

На аукционе Bonhams, который прошел 26 апреля в рамках Международной выставки классических мотоциклов в английском Стаффорде, выставлены три знаменитых мотоцикла с колясками.

Первый – Norton Manx 1949 года с коляской Watsonian. На нем англичанин Эрик Оливер выиграл первый чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам в этом классе. Вот что любопытно. До войны Оливер выступал на мотоциклах-одиночках, но без особого успеха, зато в послевоенные годы четырежды становился чемпионом мира на одноцилиндровых Norton. И это несмотря на то, что соперники выступали на 2-цилиндровых BMW и 4-цилиндровых Gilera.

Его партнером-колясочником был известный журналист Денис Дженкинсон. Официально дуэт не представлял заводскую команду, тем не менее Norton неизменно снабжал их аппараты двигателями, а компания Watsonian, крупнейший производитель мотоциклетных колясок, оказывала всяческую техническую поддержку.

Второй аппарат (на фото), который будет продан с молотка, тоже спортивный, тоже 1949 года рождения и тоже с коляской Watsonian. Но предназначен он для триала и построен на основе мотоцикла BSA Gold Star для знаменитого дуэта Гарольда Тоузера и Джека Уилкса. Если бы в ту пору проводились чемпионаты мира по триалу для мотоциклов с колясками, они стали бы непобедимыми чемпионами! С 1946 года по 1952 партнеры выиграли 54 соревнования на национальном уровне, причем с 1949 года выступали именно на этом мотоцикле. Сорок лет он простоял в одном из домов в северной Англии, а к продаже отреставрирован с привлечением бывших механиков BSA.

Третья машина для аукциона – личный аппарат Берта Гривза, основателя компании Greeves, прославившейся в 50-е и 60-е годы своими спортивными мотоциклами для мотокросса и триала. Построенная в 1968 году комбинация – это соединение спортивного мотоцикла Greeves Challenger 36MX4 и коляски Watsonian.

НЕПРОСТАЯ «ЕДИНИЧКА»

Ducati Supermono до сих пор, пожалуй, самый совершенный из одноцилиндровых гоночных мотоциклов. Он же – самый редкий и желанный для коллекционеров итальянский байк: за него просят не менее 100 000 долларов. Спроектированный Пьером Тербланшем, этот аппарат выпущен всего в 67 экземплярах: первая партия с 549-кубовым двигателем – в 1993 году, вторая, с расточенным до 572 см³ мотором – двумя годами позже. Силовой агрегат спроектировал Массимо Борди: он взял L-образный двигатель Desmoquattro, удалил задний цилиндр, а на его месте расположил балансир. Благодаря такой схеме мотор раскручивался до 11000 об/мин – замечательный показатель для одноцилиндровой «пятисотки».

Гоночный класс Supermono в 90-е годы прошлого века процветал. Формула его проста: один цилиндр, четыре такта – и никаких других ограничений. Я сам тогда активно гонялся в этом классе на Ducati Supermono, и не без успеха: выиграл открытые чемпионаты Великобритании, Голландии и Японии, дважды был вторым в чемпионате Европы. Как и все, выступавшие на этом Ducati, я влюблен в этот маленький байк. Он, как говорят в Италии, «удачно родился».

Но несмотря на многочисленные запросы импортеров и потенциальных покупателей, компания так и не сделала его серийную дорожную версию – Supermono Strada. А ведь такая возможность изначально была заложена в конструкцию, Борди предусмотрел даже приливы в картере под установку электростартера. В 2000 году руководители компании рассматривали возможность начать выпуск компрессорной версии Supermono Compressore, но похоронили и эту идею.

А в недавнем своем интервью* босс проектного отдела Клаудио Доменикале окончательно поставил крест на слухах: «Одноцилиндровым моторам присущи неистребимые недостатки – сильные вибрации и недостаточная отзывчивость на ручку газа». Эх, Доменикале, а ведь после обучения в университете ты начинал в Ducati как раз с работы над Supermono…

И все же после 15 лет бесплодного ожидания поклонники Ducati Supermono могут наконец получить дорожную версию замечательной машины. Правда, сделанную не в Италии, а в… Великобритании. Так осуществил свою мечту Алистер Уэйгер, мой бывший гоночный инженер и большой знаток этой модели: через его руки прошло не менее 20 из 67 выпущенных экземпляров. Он заявил: «По-моему, большая стратегическая ошибка Ducati в том, что они, затратив большие средства на проектирование этого мотоцикла и добившись отличных гоночных успехов, так и не воспользовались их плодами – не выпустили дорожную версию. Я взялся ошибку исправить, и мы уже готовы начать серийное производство».

Уэйгеру повезло: он купил у Ducati отливки картера одноцилиндрового силового агрегата, детали уникального балансира и разработанные специально для Supermono масляные насосы высокой производительности. Все остальное либо от различных серийных моделей Ducati, либо изготовлено специально – скажем, моноблочный стальной коленвал и углепластиковая облицовка, с бензобаком и задним подрамником. Вместо головки цилиндра от мотора Desmoquattro, как у оригинала, Алистер поставил более совершенную от Testastretta (так что размерность составила 104x70 мм, а рабочий объем – 595 см³), кованый поршень, распредвалы и клапаны от модели 999R, 6-ступенчатую коробку передач от модели 800SS и сцепление от 916-го. На стенде этот двигатель показал 70 л.с. при 9800 об/мин на заднем колесе, то есть примерно 81 л.с. на коленвале.

Что, не впечатляет по сравнению с современными 600-кубовыми спортбайками? Но вы прикиньте удельную мощность: ведь мотоцикл, со всеми техническими жидкостями, но без топлива, весит всего 134 кг! Всего на 6 кг больше гоночного прототипа – а ведь на дорожнике установлен полный комплект электрооборудования, включая электростартер и фару. Трубчатая рама из хроммолибденовой стали близка к оригиналу. Как и на гоночной машине, на мотоцикле полностью регулируемые подвески Ohlins, а тормоза еще более совершенны: два лепестковых 305-мм диска с моноблочными скобами Brembo. Кованые магниевые колеса Marchesini «обуты» в шины Pirelli Diablo Supercorsa Pro.

В этом году будет сделано всего десять Supermono Strada, и за каждый просят 35 000 фунтов стерлингов – это взвешенная цена

за ручную работу и первоклассные компоненты. «Я мечтал построить именно такой дорожный мотоцикл, когда работал над гоночными «одностволками», – поделился Уэйгер. – Он восхитительно управляется, благодаря низко расположенному центру тяжести очень устойчив. Совсем не уверен, что вы сможете с такой же, как на нем, скоростью пройти поворот на многоцилиндровом байке!»

НОВЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ ФОРМАТ

Двухцилиндровый родстер Benelli Due 756 «засветился» на мотосалоне Inter-mot еще в 2006 году, однако его запуск в серийное производство настолько затянулся, что главный дизайнер проекта – испанец Карлос Солсона не выдержал и ушел... Но вот случилось: папарацци выследили рабочий прототип машины на бензозаправке в Италии – значит, тесты проводятся вовсю и, надо ожидать, вскоре модель пойдет в серийное производство.

Вот что удалось разведать. Рядный двухцилиндровый двигатель мотоцикла – это фактически две трети от знаменитой «тройки» Benelli. Компания разрабатывает новинку в двух версиях: «начального уровня» – 600-кубовая, которая по цене и динамике станет конкурентом для Kawasaki ER-6 и Suzuki SV650, и 750-кубовая – ее миссия отбирать покупателей у Aprilia 750 Shiver и даже у 4-цилиндровых Honda CB600F Hornet и Yamaha FZ-6. В начале следующего года пойдет в продажу Benelli Due 756, примерно за 7800 евро. Ее двигатель развивает 97 л.с. и около 65 Нм крутящего момента. Интересная особенность силового агрегата: при торможении двигателем специальный сервомотор приоткрывает вторичные дроссельные заслонки (как на KTM RC8R), так что отпадает необходимость в установке тяжелого «проскальзывающего» сцепления. В выпускную систему встроен мощностной клапан.

Поначалу в производство пойдет нейкед-байк – именно такой аппарат и замечен в ходе «подсмотренного» теста. Но до своего ухода Карлос Солсона спроектировал на его основе также городской эндуро, туристический эндуро и кафе-рейсер. По логике вещей эти модели стартуют в 2011 году. Кстати, китайский концерн Qianjiang, нынешний владелец Benelli, объявил о том, что вкладывает в итальянскую компанию еще 20 миллионов евро, так что эти планы осуществятся с очень большой степенью вероятности.

DUCATI – ЭТО МОДНО

Уже много лет компания Ducati сотрудничает с немецким производителем спортивной одежды Puma. Недавно партнеры объединили свои усилия в поддержке факультета моды колледжа Святого Мартина – ведущего британского «рассадника» молодых талантов. Итальянская компания предоставила талантам три мотоцикла Ducati Monster 696. Их вручную распишут студенты колледжа, а затем, как договорено, продадут на интернет-аукционе. Вырученные деньги направят в фонд факультета. Кроме того, студентам предложили освежить тему традиционной мотоциклетной куртки.

Работы четырех победителей конкурса продемонстрировали во время London Fashion Week, а вместе с тем и аксессуары Puma/Ducati и линию черных джинсов Evisu. Уже в августе этого года Puma в своих магазинах начнет продажу курток, созданных студентами.

ПОЕХАЛИ, БРАТЦЫ?

Поступило шокирующее известие и вызвано оно, несомненно, нынешней тяжелой экономической ситуацией: концерн Piaggio закрывает расположенное в городке Тернате, близ Варезе, отделение по разработке внедорожных мотоциклов Aprilia. Конструкторский департамент был основан в 2002 году инженером Ампелио Макки. До этого он 19 лет проработал в компании Husqvarna, причем за годы его работы Husqvarna выиграла 46 титулов чемпиона мира в мотокроссе, соревнованиях эндуро и супермото. Но затем у MV Agusta, в состав которого входила компания, настали тяжелые времена, и Макки принял предложение от Aprilia...

Для нового хозяина он разработал семейство внедорожных мотоциклов и супермото с V-образными «двойками» рабочим объемом 450 и 550 см³. Но теперь отделение в Тернате закрывают, и все работы будут переведены на основную базу Aprilia в Ноале. Вот только захотят ли переезжать на новое «место жительства» работавшие на филиале инженеры? Или предпочтут вернуться в близрасположенный проектный центр Husqvarna?

ПАМЯТНИК

Прошло почти тридцать лет со дня смерти замечательного актера Стива Мак-Квина. А его помнят не только кинолюбы, но и мотоциклисты. Представьте, британская компания Metisse Motorcycles выпустит 300 реплик (по 12 999 фунтов стерлингов каждая) любимого мотоцикла Стива – кроссового Metisse Desert Racer с 650-кубовым двигателем Triumph TR6. Актер купил его в 1966 году, чтобы участвовать во внедорожных состязаниях.

Будет справедливо, если мы вкратце напомним славную историю самой компании Metisse Motorcycles. Ее основали в 60-е годы братья Дон и Дерек Рикманы – в равной степени одаренные как мотокроссмены и как инженеры. Их совершенно не устраивали ходовые качества «кроссачей» (или, как их тогда называли, скрэмблеров) той поры – всех этих BSA, Matchless, Triumph... И они стали делать для них новую ходовую часть с рамами собственного изготовления – и тем самым полностью революционизировали конструкцию внедорожников. А в 70-е годы сотворили такую же революцию и в секторе дорожных машин, когда развернули производство китов для японских 4-цилиндровых стритбайков. И дело заладилось: с рамами Rickman мотоциклы Honda действительно управлялись, а Kawasaki уже не тратили всю свою необузданную мощь лишь на то, чтобы выбросить водителя из седла.

Стив Мак-Квин гонял свой Metisse в хвост и гриву, начисто игнорируя указания киностудии не ездить на мотоциклах и тем более не гоняться на них в соревнованиях. Актеру приписывают высказывание: «Гонки – это жизнь, все остальное – лишь подготовка к ним». Впрочем, есть некая ирония судьбы в том, что самый знаменитый приписываемый ему кинотрюк – прыжок на мотоцикле через забор из колючей проволоки – на самом деле исполнил не он. В фильме 1963 года

«Великий побег» (The Great Escape) его герой, пленный американский летчик, бежит из концлагеря и пытается преодолеть немецко-швейцарскую границу. И хотя во время съемок Мак-Квин водил мотоцикл, страховая компания категорически запретила ему выполнять трюки. Так что знаменитый прыжок – на серийном мотоцикле безо всяких технических ухищрений – выполнил друг Стива, профессиональный каскадер Бад Экинс.

Через 46 лет после выхода фильма «Великий побег» ведущая британская газета The Sunday Times решила организовать повтор этого трюка. За руль реплики Metisse Desert Racer пригласили трехкратного чемпиона Великобритании по триалу Стива Колли и… Что из этого вышло, можете посмотреть на www.timesonline.co.uk/tol/driving/videos/article5718912.ece

Подпишитесь на «За рулем» в

04.06.2009
Поделиться: