Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Не ключом, так катаньем

НЕ КЛЮЧОМ, ТАК КАТАНЬЕМ
Полная версия

С ПРИСТАВКОЙ «СПЕЦ»

Вскоре вы услышите голос оператора, а минут через 15 рядом остановится автомобиль техпомощи. Не верите? И правильно делаете! По такому сценарию ситуация будет развиваться, если вы живете, к примеру, в Германии и состоите в клубе автомобилистов ADAC.

В Западной Европе первые передвижные мастерские появились почти сто лет назад. Тогда поломки на дороге редкостью не были, а на помощь автолюбителям приходили, как правило, мототехнички. Настоящий прорыв в сфере техпомощи произошел после Второй мировой войны. Накопленный опыт ремонта сложной боевой техники в полевых условиях очень пригодился на гражданке.

На борту современной технички обширный набор инструмента и оборудования: от комплекта гаечных ключей до приборов для общения с бортовой электроникой. Есть и специфические полевые приспособления, например, «калоши» для буксировки машин с заблокированными колесами и люминесцентные аварийные указатели, различимые с расстояния более километра. Нередко в загашнике возят и запчасти для ремонта, который по силам выполнить на дороге.

Обычно попытки реанимировать машину на месте предпринимают в течение получаса. Если же недуг не поддается оперативному лечению, автомобиль необходимо доставить в автосервис. Казалось бы, дело нехитрое. Ведь легковую машину, у которой просто заглох двигатель, можно отбуксировать на тросе. Но во многих странах это запрещено… Так что без специальной техники не обойтись, а если повреждения более серьезные – тем более.

Самые простые эвакуаторы легковых машин, как правило, имеют грузоподъемность до 1,5–2 т и способны буксировать прицеп массой до 2,5 т. Их строят на базе небольших грузовиков типа «Фольксвагена-Транспортер», «Мерседес-Бенца Спринтер» или «Форда-Транзит». На шасси монтируют платформу с двумя складывающимися трапами.

Для погрузки потерпевшего платформу наклоняют, а трапы выдвигают с помощью гидропривода. «Жертву» цепляют за буксировочную проушину, и в работу вступает лебедка. Ее привод может быть механическим или гидравлическим от коробки отбора мощности автомобиля, электрическим или комбинированным.

У большинства эвакуаторов лебедки развивают тяговое усилие от 3 т, что позволяет погрузить машину даже с полностью заблокированными колесами. Автомобиль фиксируют на платформе противооткатными упорами и, как правило, страхуют, цепляя к специальным проушинам платформы. Чтобы машина не въехала в кабину эвакуатора, если тот сам попадет в аварию, делают специальное ограждение. А еще оснащают мощным фонарем для работы ночью.

Эвакуаторы для автомобилей массой свыше 2 т в дополнение к лебедке, а иногда и вместо нее, оборудуют гидроманипуляторами. Платформа здесь без бортов, а «болезного» грузят по воздуху. Такие машины с оборудованием австрийской фирмы «Палфингер» стоят на вооружении московской ГАИ. Краны-манипуляторы установлены на шасси МАЗ: получился относительно недорогой эвакуатор, способный «подцепить» машину на расстоянии до 10 метров – очень удобно в стесненных городских условиях. (Материал о работе столичной службы эвакуации читайте в этом номере.)

Среди огромной армии эвакуаторов есть даже специальные прицепы для транспортировки мотоциклов. Но элита – модели для тяжелой техники.

Например, грозному капотнику «Скания-Т114GB» по зубам буксировать грузовик массой до 60 т! Причем как на жесткой сцепке, так и с частичной погрузкой. Грузовик приподнимают и фиксируют за ось, раму или колеса. «Скания» оборудована стрелой с гидроприводом, которой можно поставить на «ноги» перевернувшегося «трудягу», ее использут и в качестве подъемного крана. Чтобы машина устояла при взятии веса до 20 т, предусмотрены два мощных гидравлических упора. Любопытно, что некоторые фирмы применяют в качестве домкратов особо прочные воздушные подушки.

Погрузить «на закорки», например, огромный автобус – задача ответственная. Чтобы максимально ее облегчить, крупнотоннажные эвакуаторы оборудуют телемонитором и камерой заднего вида. Управлять погрузкой водитель-оператор может не только из кабины, но и находясь непосредственно у поврежденного авто – есть многофункциональный пульт дистанционного управления краном и погрузочным оборудованием.

Медленно, но верно современная техника приходит и на российские дороги. В Подмосковье на шасси КрАЗа построили эвакуатор с лебедкой, приводимой от коробки отбора мощности, и подъемной поворотной плитой. Грузоподъемности 15 т достаточно для погрузки автобусов и троллейбусов.

Немало любопытных «спасателей» скрыто от наших глаз за заборами воинских частей. Например, «Рено-Керакс 8х4», состоящий на службе в армии Бельгии. Исполин оснащен 380-сильным мотором и 16-ступенчатой коробкой передач ZF, его полная масса – 30 т, масса буксируемого груза – до 65 т. В экипаже четыре механика! Помимо эвакуатора, «Рено» работает и подъемным краном, способным переносить до 30 т грузов. При помощи стрелы машина может погрузить на себя даже железнодорожный контейнер. Как говорится, эту бы энергию, да в мирных целях!

Подпишитесь на «За рулем» в

01.05.2004
Поделиться: