Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Когда же помолодеем?

КОГДА ЖЕ ПОМОЛОДЕЕМ?
Полная версия

В прошлом номере мы познакомили читателей со статистикой парка легковых автомобилей в России. За год он заметно (почти на 7%) вырос, но совсем не помолодел: 50% машин – ветераны 1993 года рождения и старше. Произошли изменения и в статистике парка автобусов и грузовых автомобилей.

АВТОБУСЫ

Первого января 2004 года на учете ГИБДД состояло 730 тысяч автобусов – 11,1% всего автопарка страны. Парк здесь тоже несколько увеличился и, что стоит отметить, стал чуть-чуть моложе. Общественному транспорту в России отводится огромная роль, он – насущная необходимость (в США, например, его вообще нет). Однако последние годы число больших автобусов в городах неуклонно сокращается и многие маршруты становятся вотчиной малышей – «газелей» и «пазиков».

Парк больших и средних городских автобусов отечественного производства быстро стареет. Большая часть его – КАвЗы. За год число уменьшилось на 4,6%. Из строя выбывают и древние ЛиАЗ-677 (-7,2%) – на смену им приходит все больше ликинских автобусов новых моделей (+11,6%). Немного сократилось и число украинских ЛАЗов (-2%).

Четвертую часть парка ныне составляют иномарки, причем в 2002 году среди них праворульным был каждый десятый автобус, а в 2003-м – каждый одиннадцатый (-8%). Общее число импортных машин снизилось на 1,5%, а вот новых иномарок российской сборки («икарусы», «скании») возросло на 38%.

Если говорить о возрасте наших перевозчиков, то он весьма преклонен: 45% автобусов находится в эксплуатации свыше 10 лет, хотя за год парк немного помолодел – за счет перераспределения в младшей и средней нишах. Автобусов моложе пяти лет уже 24% (против прошлогодних 22,6%), а вот от 5 до 10 лет – 30,4% (ранее 32,1%).

ГРУЗОВИКИ

Сократившийся в предыдущие 10 лет парк грузовых автомобилей ныне чуть-чуть прибавил (+0,9%), но при том и обветшал. В январе он насчитывал 4 667 668 машин, значительная часть которых с маркой ГАЗ. Нижегородские легкие грузовики наряду с праворульными подержанными иномарками и дали основную прибавку парку. Кстати, его динамика свидетельствует о том, что мелкий и средний бизнес в России идет в гору. От морально устаревших средне- и крупнотоннажных отечественных машин покупатель постепенно отказывается. А вот последние модели КамАЗа пользуются спросом.

Заметную роль в росте грузового автопарка сыграли иномарки, которых в стране уже свыше 560 тысяч (+13,6%). Не обошлось без увеличения числа праворульных – их более 30 тысяч (+13,6%), хотя в общем объеме парка грузовиков это капля в море (2%). Сегодня легкие и средние грузовики у перевозчиков в основном отечественные, а седельные тягачи и автопоезда – импортные («скании», «вольво», ИВЕКО). Именно их, подержанных, по большей части и везут в Россию. Число же весьма популярных ранее МАЗов и КрАЗов за год сократилось в среднем на 4%. Богатеем…

Как бы хорошо ни раскупались новые российские легкие грузовики, парк стареет: 57,3% машин служит дольше 10 лет (в 2002 году этот показатель был на 1% ниже). Так скоро и песок посыплется… Лишь бы не грузы! Менее 5 лет наработали только 14,2% грузовиков (против почти 15% годом раньше), а автомобилей среднего возраста (5–10 лет) числится 28,5%.

Что же в итоге? Строго говоря, наш грузовой парк пока еще в прошлом и более приспособлен к требованиям эпохи гигантских строек, чем к реальным запросам сегодняшнего дня. Благо постепенно положение меняется, и ныне парк грузовиков олицетворяет не гигантский карьерный самосвал, а скромная «рабочая лошадка» индивидуального предпринимателя – «Газель». Она же сегодня несет основную нагрузку в массовых пассажирских перевозках.

За год парк вырос на 3,8%, в основном как раз благодаря новым пассажирским «газелям» (машин семейства ГАЗ-3221 стало больше почти на 38%) и «соболям» (+21,4%). Сейчас на российских дорогах уже около 115 тысяч таких микроавтобусов. Почти не уступают им по численности и автобусы малого класса ПАЗ-3205 (прибавка за год 5,5%). Пассажирских «бычков» ЗИЛ-3250 пока немного, но и они постепенно обретают популярность (+16,5%). А вот количество ульяновских «буханок», предназначенных для перевозки людей, снизилось (-5,2%). Завод уже прекратил их выпуск.

За год в стране намного выросло число «газелей» (+11,3%), «соболей» (+25,7%) и «бычков» (+11,6%). Среднетоннажники сдали позиции: уменьшилось количество ГАЗ-52 и 53 (на 5,7%), модификаций ГАЗ-3307 (-3,2%) и ГАЗ-66 (-2,2%), а также старых ЗИЛов (в среднем на 6,5%). Большегрузных машин российского производства в общем убавилось – «уралов» осталось почти столько же (+0,9%), а рост числа КамАЗов последних моделей (в среднем +21,2%) не перекрыл сокращение старых (их выбыло более 23 тысяч).

Подпишитесь на «За рулем» в

01.05.2004
Поделиться: