Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Еще год войны

ЕЩЕ ГОД ВОЙНЫ
Полная версия

СТАТИСТИКА ДТП

Статистические сводки снова полны тревоги. Число дорожно-транспортных происшествий, резко – на 12% – подскочившее в 2002 году, в прошлом увеличилось еще на 10,8%! Год 2003-й в этом отношении стал печально-рекордным: 204 267 аварий, в которых погибло 35 602 человека (+7,1%) и 243 919 ранено (+13,1%).

СЧИТАЕМ ПОТЕРИ

Цифры убитых и раненых в дорожно-транспортных происшествиях давно напоминают у нас сводки с театра военных действий. Ни один вооруженный конфликт за последние полвека не сравнится по тяжести последствий с казалось бы банальными ДТП. Это значит, что сегодня в России на дорогах каждый день обрывается жизнь почти ста человек, а еще 670 получают увечья и травмы. Страшно подумать…

Особенно трагично, когда гибнут дети. В прошлом году 1561 ребенок (+8,2%) стал жертвой аварий, а травмы получили 25 291.

Рост аварийности был зарегистрирован в большинстве регионов страны, причем особенно значительный в Тюменской области (+58,5%), Карелии (+50%), Алтайском крае (+ 44,6%). Исключение составила Смоленская область, где аварийность неожиданно снизилась на 7%.

С КОГО СПРОСИМ?

Ответственность за большинство ДТП (77,6%) лежит на водителях – 158 606 аварий (+12,4%), в которых погибло 28 653 человека (+6,9 %), а 203 375 было ранено (+14,8%). Виновники здесь разные, отметим только, что водителей-профессионалов на «казенных» машинах среди них сравнительно немного – меньше 9%, и показатель этот не меняется из года в год. Чего не скажешь об автолюбителях – владельцах ТС. По их вине произошло 82% (+13,8%) всех ДТП (130 097).

Национальной бедой остается пьянство за рулем. В 2003 году по этой причине произошло 23 829 ДТП (+5,6 %), в них погибло 4039 человек, ранено 33 430. По вине пьяных водителей в стране случается каждая шестая авария, около 2 млн. в год задерживают за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, но число желающих покуражиться за рулем после выпитой рюмки никак не идет на убыль. А тут еще Дума возвратила проект ужесточения наказаний за это преступление… Видимо, у депутатов – своя статистика. А реальная такова: больше всего пьяных водителей выявлено в Таймырском АО (+71,4%), на Алтае (+67,8%), в Тюменской области (+64,4%), Ингушетии (+40%), Ивановской области (+32,7%).

Немалую лепту в рост аварийности, как всегда, внесли и пешеходы – по их вине произошло свыше 54 635 происшествий (+5%) – почти каждое третье!

Рекордсмены – Московская область (за год погибло 1049 и ранено 2990), Москва (524 и 3219 соответственно), Санкт-Петербург и Ленинградская область (546 и 3326).

Еще одна причина бед на дорогах – неисправный транспорт. Половина автопарка страны – это машины-ветераны старше 10 лет. Добавим, что и новые отечественные авто высоким качеством не страдают. В 2003 году из-за неисправности транспортных средств было зафиксировано 4363 аварии (+21%!), в них погибло 888 человек, 5728 – получили увечья. Абсолютный лидер тут – Ставропольский край, где каждая пятая авария по причине технических дефектов (рост – в 9 раз!). Остается только предположить, что техосмотр там отменен вообще.

В прошлом году зафиксирован также рост ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог – их было 50 685 (+3%): погибло 9059 человек, 59 845 обратились за медицинской помощью. Из-за плохих дорог в стране происходит каждое четвертое ДТП! В полтора раза выше, чем в среднем по России, эти показатели в Астраханской, Волгоградской, Пермской, Саратовской и некоторых других областях. А вот в Северо-Западном федеральном округе аварии из-за плохого состояния дорог случаются в 1,5 раза реже, чем в среднем по РФ. Завидный пример.

Еще один печальный итог: все чаще виновники ДТП пытаются скрыться с места аварии, бросив умирать раненых. В 2003 году сбежали 14 567 водителей (+10,8%). По их вине погибли 2712 человек, а 12 699 получили травмы. В 2,5 раза чаще, чем в других, это происходило в Ивановской области, в 2 раза – в Хабаровском крае, в полтора раза – в Архангельской и Иркутской областях, Чувашии.

Несколько чаще, чем в 2002 году, «авторами» ДТП оказались люди в милицейской форме (+6,7%). По их вине произошла 641 авария, где погибло 93 человека, а 941 был ранен. Аварийность по вине стражей порядка больше всего выросла в Читинской области и Карелии – в 2,5 раза. При том, что в ряде регионов (Мордовия, Хакасия, Еврейская АО) сотрудники МВД не допустили ни одной аварии! (А может быть, просто не сообщили о них?)

ЗАДУМАЕМСЯ НА МИНУТУ

Словом, итоги ужасающие – аварийность на дорогах страны растет и конца этому не видно. Примечательно и то, что в наших условиях количество и тяжесть ДТП в конечном итоге не зависит ни от числа автомобилей, состоящих на учете, ни от плотности населения, ни от протяженности автодорог. Сравнивая эти показатели, мы придем к парадоксальному заключению: среди самых «аварийнобезопасных» районов страны есть и те, кого статистика называет среди чемпионов по аварийности – Архангельская, Владимирская, Московская и Тюменская области, Ханты-Мансийский АО и Хабаровский край. Здесь относительные показатели аварийности на 100 тыс. человек и 10 тыс. автомобилей в 1,5 раза ниже средних по стране. В столице же, где автомобилей более 2 млн., а жителей уже давно свыше 10 млн., опасность для водителя попасть в аварию в два раза меньше, а пешеходу – угодить под машину в полтора, чем, скажем, в «среднестатистической» Вологодской области! Да, и на безопасность, и на аварийность влияют многие факторы – качество дорог, квалификация водителей, работа ГАИ и другое. Все это тоже надо иметь в виду, но как бы то ни было, годовая статистика заставляет глубоко задуматься.

В Европе, к которой мы себя гордо причисляем, аварийность неуклонно снижается, так же как число погибших и раненых. Все, что связано с безопасностью движения – в числе первейших задач всех уровней власти – президентов, канцлеров, парламентов, мэров и т. д. Какой-нибудь один процент роста жертв на дорогах – чрезвычайное происшествие! У нас же и 10–12% – нипочем.

Может, все-таки эти цифры привлекут внимание властей, заставят подумать хотя бы о суровых и неотвратимых наказаниях – длительном лишении «прав», крупных штрафах и т. д. для тех, кто превращает наши дороги в поле боя.

Сразу слышим возражения: «В нашей бедной стране люди высокие штрафы не потянут». Но почему бедной? Напротив, очень богатой, если мы можем легко себе позволить каждый день хоронить по 100 погибших в ДТП, терять в дорожных происшествиях миллионы и миллиарды рублей.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.05.2004
Поделиться: