Где сэкономить?ГалереиПутешествуй!ОСАГОЗадать вопросТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ГАИКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Джон милонас: «я сделал правильный выбор»

ДЖОН МИЛОНАС: «Я СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Полная версия

ДЖОН МИЛОНАС

Родился на Кипре (по национальности – грек). Имеет три высших образования (инженер и бизнес-администратор): Tottenham Technical Polytechnic (1968), Kingston University (1971), Granfield University (1973). Карьеру в General Motors начал в 1976 году, работал в корпорации на различных должностях в Великобритании и Германии.

Руководил строительством и пуском заводов по сборке Opel Astra и по производству моторов в Венгрии, возглавлял строительство сборочного завода в Польше.

С 1999 года – директор по производству GM в России и СНГ.

С 2001 года – генеральный директор СП ЗАО «Джи-Эм–АвтоВАЗ». В 2003 году лауреат Гран-при «За рулем» в номинации «Прорыв года». Женат, имеет четверых детей.

– Господин Милонас, вы – первый директор первого успешно работающего СП в российском автопроме…

– Мне просто повезло!

– Только что-то я пока не вижу других «везунчиков» у вас за спиной…

– Это пока…

– Но, все-таки, пять лет единственный – это не тяжело?

– Нет, это даже очень бодрит! И очень интересно – быть первым, хотя и проблем хватает. Но я люблю свою работу. Было две вещи, которые я хотел и умел делать в жизни: играть в футбол и строить автомобили. Одной из них я занимаюсь профессионально, и мне за это неплохо платят… Значит, повезло, и я сделал правильный выбор.

– А где вам больше всего нравилось жить и работать – в Америке, Германии, Греции, России?

– Я давно уже представляюсь, как «русский грек». Если серьезно, то середина всего мира, средоточие всего хорошего, пуп Земли для меня – это Кипр. Когда мне хорошо, когда мне плохо, я еду в ту маленькую деревню, где родился. И людям, которые меня знают, безразлично, где я работаю и чего добился в жизни. Они радуются: «Янис приехал!». И мне это приятно.

– А не спрашивают, что вы делаете в этой далекой холодной России?

– Всегда спрашивают, что за люди в той стране, где ты работаешь. Так было, когда я жил в Венгрии, Португалии, Англии. Но Россия – другое. К России иное отношение, потому что у нас, во-первых, одна и та же религия, а во-вторых, мы веками считали вашу страну своей защитницей.

– Я слышал, что вы почему-то не любите слово «завтра»…

– Это слово мне не нравится ни здесь, в России, ни в других странах. Я даже не люблю его по-гречески – «аврио»… Если на переговорах говорят «завтра», это часто означает «никогда». Если можно что-то сделать сегодня или еще вчера, нужно делать!

– Но это же физически очень трудно – постоянно быть в напряжении, в состоянии стресса… Как вам это удается? Посоветуйте – я тоже не люблю «завтра»…

– Стресс – необходимое состояние. Небольшой стресс делает тебя более активным, более энергичным, более эффективным. Я всегда говорю своим сотрудникам: ни разу еще не встречал человека, который бы умер от тяжелого труда. Когда наступает предел – он сам останавливается.

НЕ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

– Я вчера объехал площадки трех дилеров – везде стоят «шеви-нивы». И здесь, на территории завода, даже на газонах стоят непроданные машины. Это для вас стресс?

– Это нормально, все идет по плану. Сегодня у нас на площадках скопилось 2800 автомобилей, но к концу месяца их останется не больше 1900. Для нормальной работы нам нужен определенный запас, чтобы обеспечить дилеров, – не менее 1080 автомобилей. Впереди у нас и праздники, и летние каникулы, и зимние (дважды в год мы закрываем завод на две недели), поэтому я спокоен. 22 декабря – последний рабочий день в году, а у меня как раз и день рождения. Вы мне позвоните, и я скажу, сколько автомобилей в запасе. Хотел бы иметь примерно 700–800, но будет 600.

– Вы объявили, что в этом году выпустите 55 тысяч автомобилей…

– Именно столько и выпустим.

– Ваш завод – это завод одной модели, как «Роллс-Ройс»?

– Я управлял заводами, где на одном конвейере производилось и три модели. И наш завод в Тольятти способен выпускать при работе в четыре смены до 102 тыс. автомобилей в год трех моделей – если этого потребует рынок.

– Это что, теория?

– Нет. Сейчас уже выпускается «Шевроле Нива» двух модификаций (базовая и улучшенная), есть у нас «Нива» с двигателем семейства FАМ-1 – через 40 дней мы начинаем пилотную сборку, а через 50 – запустим в производство. Чуть позже появится и «Шевроле Вива». Вы будете удивлены качеством сборки этого автомобиля. Могу гарантировать – это будет лучшее качество в России!

– В нашей прессе муссируются слухи о строительстве завода двигателей «Опель» в Тольятти, о какой-то третьей модели, которую вы планируете запустить в производство…

- Я не могу прессе запретить делать какие-то заявления. Но от себя скажу: без комментариев!

Для начала надо запустить производство «Вивы», а потом уже обсуждать следующие шаги. Хотя понятно: любая компания, которая намерена развивать свой бизнес, разрабатывает самые разные проекты. Скажите, могу ли я расширить бизнес, имея только «Ниву»? Я всегда говорю: мы в России для того, чтобы остаться. Мы – российская компания, где только восемь иностранцев, а остальные 1100 – россияне. Я хочу до конца своей жизни работать здесь и стараться, чтобы страна процветала и росла. Так вот мое мнение: всему российскому автопрому необходим двигатель, и мы рассматривали уже несколько проектов сборки силовых агрегатов в Тольятти. Но окончательного не существует. Пока. Я не знаю, когда это произойдет и произойдет ли вообще. Но могу пообещать вам, что предоставлю информацию, как только мне станет известно что-то реальное. То же и о «третьей модели». Мы хотим, чтобы она у нас была. Скажу честно: сейчас рассматриваю примерно 12 вариантов – они могут материализоваться, но точно так же могут и не случиться вовсе. Все зависит от рынка. Единственное, что давно понятно – этот завод вполне справится с третьей моделью.

– Пожалуйста, несколько подробнее о двух новых машинах – «Шевроле Нива» с двигателем «Опель» и «Шевроле Вива».

– «Нива» FАМ-1 – это абсолютно новый автомобиль. В чем слабость российского автопрома? В первую очередь, в качестве изготовления механических узлов. Так вот, когда мы решили улучшить «Ниву», начали именно с них (хотя и внешне она тоже изменится). Вседорожник укомплектован новым двигателем – это «Опель» объемом 1,8 л, новой трансмиссией Aisin (эту японскую трансмиссию «Джи-Эм» использует на многих моделях). Абсолютно новая раздаточная коробка – она будет производиться в России. Часть деталей берем у местных поставщиков (АвтоВАЗа, ЗМЗ и др.), часть – у иностранных. Будем устанавливать систему АBS, новый 10-дюймовый усилитель тормозов, преднатяжители ремней безопасности, две подушки... Конструкция кузова была значительно улучшена с точки зрения безопасности – вам об этом известно. Мы получили четыре звезды по EuroNCAP – это честные звезды. Кроме того, есть изменения в подвеске, мостах, повысился комфорт. В «базе», естественно, и кондиционер. Так что новая «Нива» в целом – это хороший продукт, и не только для российских дорог. А цена будет ниже, чем у конкурентов.

– Я увижу вашу новую «Ниву» на выставке в Париже?

– Нет. И скажу, почему: у нас еще не согласована система дистрибуции по Европе.

– Два слова о «Виве». Чем она будет отличаться от известной нам предыдущей модели «Астры»? Можно ли их будет различить на улице?

– Это другой автомобиль. В профиль они, конечно, похожи, но если смотреть спереди или сзади – «Шевроле». Передок выглядит по-новому; мы хотели выдержать его в одном ключе с «Шевроле-Нивой», чтобы видно было – они родственники… И сзади автомобиль тоже смотрится иначе. Кроме того, изменится интерьер, станет другим салон. По безопасности автомобиль соответствует четырем звездам по европейскому стандарту EuroNCAP. Если говорить о технике, то «Шевроле Вива» – продвинутый автомобиль. Он был хорошо спроектирован, в течение пяти лет его собирали на нескольких заводах и отработали все технологии. Это самый лучший автомобиль, который мне известен, если иметь в виду производство и сборку; он очень подходит для российских дорог. В этом году будет собрано 456 автомобилей (столько же, сколько в первый год было выпущено «нив»). Эта партия прежде всего предназначена для демонстрации дилерам, которые будут собирать заказы. Выполнять их начнут уже в январе-феврале. Вначале (примерно первая тысяча машин) около 90% комплектующих будут поставлять из-за границы; план СП – довести в течение года локализацию комплектующих до 43%, а за три года – до 90%.

– Могу я купить для испытаний в редакции «Виву» из первой партии?

– Считайте, что мы уже об этом договорились!

«МИСТЕР 50%»

– Я слышал, что вас здесь за глаза называют «Джон – 50 процентов». Вы знаете об этом?

– Нет, не слышал. Но могу догадываться, почему. Во всем мире, когда предлагают какой-то товар или услугу, всегда просят чуть больше, чем это стоит. Я уверен, в таком случае в России всегда можно сделать скидку в 50%. Когда ко мне приходит российский поставщик и предлагает свою цену детали, я знаю, что это стоит ровно вполовину меньше.

– В кабинетах руководителей АвтоВАЗа я слышал такое: «Сегодня был Милонас, был о-о-очень трудный разговор». С кем вам трудно на ВАЗе договариваться?

– Не очень трудно, потому что большинство руководителей АвтоВАЗа из инженеров, люди организованные, с ними легко. Чаще всего я общаюсь с г-ном Вильчиком и г-ном Степановым. Конечно, может, иногда и доставляю им головную боль. Я русский грек и немножко понимаю здешних людей. Бывает, когда упираюсь до конца, а бывает, что приходится уступать. Ничего страшного. Лучше, конечно, когда обе стороны выигрывают. Но так не всегда получается.

– А вот разговоры о возобновлении производства старой «Нивы» с помощью МАПа. Это что – вазовская хитрость?

– По этому поводу я пока ни с кем не встречался. Знаю одно: у АвтоВАЗа есть определенные мощности по выпуску комплектующих для «Нивы», но по мере увеличения производства «Шевроле» количество VAZ 2121 должно сокращаться. Естественно, есть еще какие-то регионы в стране, которые не охвачены дилерами «Джи-Эм», но люди, которые там живут, имеют право на то, чтобы купить вседорожник. И если это будет осуществляться за счет старой «Нивы» – пожалуйста. Проблема только в том, чтобы совместить интересы двух производств и всем хватало комплектующих.

ПРИМЕР ДЛЯ НЕПОДРАЖАНИЯ

– Вы сделали СП, успешное и уже прибыльное. Почему же, на ваш взгляд, в России не возникло множества подобных предприятий?

– Уже возникают: мы помогаем создавать СП здесь, в Самарском регионе. Есть простое объяснение, почему они не появились раньше: в прошлом году у нас были очень низкие объемы производства, а в этом они удвоились. Но есть и другие сложности: чтобы создать СП, необходимо получить огромное количество разрешений и согласований, и бизнесмены откладывают свое решение. Чтобы создать вот это СП, нужно было получить 127 заключений и согласований и еще 111 – для открытия завода. Я благодарен господам Каданникову, Вильчику, Степанову – только благодаря их усилиям мы смогли получить все бумаги довольно быстро. Теперь наши поставщики готовы прийти сюда, потому что уже мы им помогаем. Вот пришли «Теннеко», «Делфай», «Лир»… У нас есть целый список компаний, которые собираются открыть с нашей помощью производство в Тольятти. Нам надо заниматься локализацией и не только для себя, а чтобы потом можно было поставлять детали в Европу. К примеру, компания «Делфай» на своем СП в Тольятти будет делать жгуты проводов для «Шевроле-Вивы». Почему бы не поставлять такие же для заводов «Опель» во всем мире, если качество соответствует стандартам «Джи-Эм»? Ведь цена за счет стоимости рабочей силы может быть привлекательной. Это будет очень хороший бизнес для России.

– Руководство «Джи-Эм» теперь относится к России иначе, чем пять лет назад?

– И я, став на пять лет старше, ко многому отношусь иначе.

– Но разочарований нет?

– Насколько я знаю, наш президент Рик Вагонер возлагает большие надежды на Россию. Он был очень рад достигнутым результатам. Хотя нам предстоит сделать еще очень много вместе с нашими партнерами по СП. Вот сейчас работаем над созданием свободного таможенного склада. Это очень важно, поскольку в ближайшее время начинаем экспортировать «Шевроле-Ниву».

– Последний вопрос. Я слышал, вы хотите очистить от грязи берега Волги. Хватит ли на это времени и сил?

– Я не говорил о всех берегах Волги! Я только сказал, что очень плохо, когда есть такой прекрасный берег реки, такой красивый и… такой грязный. Я живу в поселке недалеко от Тольятти и всем, кто приезжает к нам в гости, с гордостью показываю, какие тут чудесные места. И хочу вместе с нашими сотрудниками-добровольцами расчистить участок берега реки, чтобы стало еще лучше.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.07.2004
Поделиться: