Сезон «сараев»
РЫНОК И СЕРВИС
ЦЕНЫ
СЕЗОН «САРАЕВ»
ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
БЕГ НА КОРОТКУЮ ДИСТАНЦИЮ
Первое полугодие выдалось для российских производителей удачным; они только и успевали рапортовать о росте выпуска автомобилей и их продаж. К примеру, АвтоВАЗ за четыре месяца изготовил 237 тыс. машин (рост +15%). Реализация автомобилей «Лада» с начала 2004 года тоже стабильно растет: за четыре месяца в России продано 226 тыс. штук. У ГАЗа прирост продаж и вовсе составил 25%! Как не радоваться таким успехам отечественной промышленности, а вместе с ним – росту благосостояния народа, который, не мешкая, сметает с прилавков все свежевыпущенные «лады», «волги» и т. д. Одно только огорчает – рост цен, который неотступно следует за увеличением числа продаж (а кое-где его и обгоняет!). Так, с января розничные цены на модели Волжского автозавода выросли на 7,1%. При этом рост цен на «классику» составил 8,7%, все «самары» подорожали на 4,8%, а семейство «десяток» – на 7,8%.
Чем ярче пригревало солнышко, тем быстрее «расцветали» цены. К примеру, в апреле средний рост розничных цен на продукцию АвтоВАЗа составил 2,9% – куда выше, чем в январе, феврале или марте.
Несколько успокаивает лишь то, что цены на вазовские модели, которые ныне собирают в Ижевске и Сызрани, растут чуть медленнее. Видимо, спрос на выпускаемые там машины не столь высок. Ижевская «шестерка» пока стоит в среднем 108 тыс. рублей, тогда как вазовскую «пятерку» дешевле чем за 118 тыс. не найти.
Увы, можно говорить о том, что перейден психологически важный рубеж в 4 тыс. долл. за «классику»; напомним: еще пять лет тому назад за нее просили 2,8 тыс. у. е. Вазовскую же «семерку» предлагают уже за 124 тыс. руб. (с карбюратором) или от 133 тыс. руб. (впрыск). Говорят, в салонах еще можно найти «девятку», недавно снятую с производства в Тольятти, обойдется она никак не меньше 175 тыс. руб. Седан VAZ 21099/">VAZ 21099 можно купить за 177–188 тыс. руб., но, видимо, и эта модель станет «украинкой» (на ЗАЗ уже передали все производство «девяток»).
Простившись с переднеприводниками первого поколения, в Тольятти продолжают выпускать семейство «Самара-2». VAZ 2114 и VAZ 2115 стоят в салонах от 182 до 200 тыс. руб.; стоимость «десятки» в Тольятти начинается с 210 тыс. руб. А вот ее цена в тюнинговом исполнении (VAZ 21103М) достигает 250 тыс. руб. (8700 долл.), вплотную приблизившись к дешевой иномарке типа «Дэу Нексия».
Существенное удорожание вазовской «классики» стимулировало резкий рост спроса на ижевские «оды». Они, конечно, тоже дорожают, но все же не так заметно, как машины из Тольятти; инициативу тут проявляют в основном автосалоны, а не завод.
С 1 мая поднял отпускные цены на свою продукцию и Горьковский автозавод: на 2% подорожали цельнометаллические «газели» и на 1% – «волги». Как объяснил генеральный директор торгового дома «РусавтоГАЗ» Александр Ливадченко, это удорожание будет не единственным в сезоне. Насколько еще вырастут цены, пока неизвестно, но, по словам директора, это связано с повышением цен на металл. В среднем же на рынке автомобили уже подорожали на 1,8–2 тыс. рублей. Несмотря на это, руководители ГАЗа рассчитывают на рост продаж в 1-м полугодии.
УНИВЕРСАЛЫ НАЧИНАЮТ И ВЫИГРЫВАЮТ
Но самые высокие темпы роста цен, как всегда в начале дачного сезона, демонстрируют автомобили с кузовом универсал. Не стал исключением и нынешний год. К концу весны спрос на автомобили «одиннадцатой» модели заметно возрос, а предложение, как обычно, отставало.
К середине мая наметился дефицит, а цены, как следствие, еженедельно росли на 2–3 тыс. рублей. Особенно большой популярностью, как ни странно, пользуются дорогие модификации универсала с 16-клапанным двигателем (модель «Лада-21113»). Цены на нее только за май поднялись на 7–10 тыс. руб. (3%) и продолжают расти. Сейчас в Тольятти можно найти «одиннадцатую» за 220–245 тыс. рублей. Опыт прошлых лет подсказывает, что повышенный спрос на универсалы сохранится еще пару месяцев, и цены продолжат расти.
Более «прилично» ведут себя цены на универсалы VAZ 21043 (напомним, только ижевской сборки; наше объяснение феномену см. выше). Заднеприводную «четверку» продают в столице за 137–146 тыс. рублей, причем есть выбор и по цвету, и по комплектации.
В мае у дилеров появились долгожданные универсалы «Фабула» Izh 21261. Пока они представлены в единственной комплектации – с карбюраторным двигателем VAZ 2106 и приводом на задние колеса; такой автомобиль стоит в Москве от 159,5 тысячи рублей. Планируется также выпуск универсала с более мощным инжекторным мотором УЗАМ-331 объемом 1,8 л, а также полноприводного (см. статью в этом номере). Но пока спрос на «сараи» из Ижевска умеренный: мало кто знает, что это за «зверь».
А вот для вседорожников как раз не сезон: спрос на них умеренный и цены даже несколько снизились – до 175–180 тыс. руб. за обычную (трехдверную) «Ниву» и от 205 тыс. за «длинную» VAZ 2131. Как только появилось известие о том, что выпуск классического вседорожника VAZ 21214 прекращен не будет, кончился и ажиотажный спрос. Кстати, летнее затишье – и на площадках дилеров «Джи-Эм-АвтоВАЗ». Выбор «Шевроле» огромный, а потенциальным покупателям предназначены разные специальные акции, бонусы и подарки. Цены на «Шевроле-Ниву» держатся на прежнем уровне – 285 тыс. рублей за комплектацию L и 325 тыс. – за GLS. Но в апреле-мае встречались даже автомобили 2003 года выпуска со скидкой 3–5%. Интересно, каков будет спрос на «Ниву» с «опелевской» начинкой – ведь она изначально окажется дороже раза в полтора...