Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Тропой контрабандиста

ТРОПОЙ КОНТРАБАНДИСТА
Полная версия

РЫНОК И СЕРВИС

ПО СТАРЫМ АДРЕСАМ

ТРОПОЙ КОНТРАБАНДИСТА

ВЯЧЕСЛАВ ВАРЕНОВ. ФОТО АВТОРА

Обычная по прошлым годам затея – съездить в Литву за подержанной машиной – обернулась такими хлопотами, что, расскажи мне об этом кто-нибудь в январе, я бы ни за что не стал связываться. Но, раз уж случилось, пришлось планировать как настоящую военную операцию. Главное было – оставаться в рамках законодательства, хотя бы уголовного.

Все началось еще в декабре, когда моему приятелю потребовались две относительно «свежие» иномарки. Можно было купить и на внутреннем рынке, но это для полных профанов, не привыкших ничего делать самостоятельно. А друг у меня не таков. С выросшими в прошлом июле пошлинами он готов был смириться, тем более, что на нужные ему машины они увеличились не сильно. Решили, что в конце декабря заплатим таможне депозит и сразу после Нового года, когда цены падают, рванем в Литву. Но сорвали наши планы мурманская таможня (Анатолий живет в Мурманской области), которая Новый год начала праздновать за неделю до его календарного наступления, и ГТК РФ, многократно повысивший с января 2004 года ставки депозита. В феврале стало ясно: лучше не будет, и в марте решили ехать. Лишних денег на два депозита даже по 3000 евро у нас не было. А накануне отъезда стало известно, что Минюст обязал ГТК отменить этот «людоедский» приказ. Неразбериха на таможне увеличилась еще больше, а конкретных машин, на которые можно было бы оформить таможенную расписку, у нас не было и быть не могло. В общем, поехали наобум – впрочем, именно так у нас в стране все в основном и делается.

Так мы и оказались в Мариямполе, на самом крупном автомобильном рынке Европы, который ныне работает не один, как раньше, а два дня в неделю – среду и четверг. В этот раз он поразил просто огромным обилием автомобилей и почти полным отсутствием покупателей. Нет, они, конечно, были, но в таком мизерном количестве… «Азиаты» и редкие белорусы покупали «старье», да и литовцы ищут что-нибудь поскромнее. Появились поляки, которые в преддверии вступления в Евросоюз (и отмены своих внутренних квот на ввоз автомобилей) начали «прощупывать» рынок. А россиян почти и не было. Наше правительство может гордиться достигнутым: шлагбаум на пути ввоза в Россию подержанных иномарок удалось воздвигнуть железобетонный!

Нужные Анатолию машины (шестилетнюю «Лянчу» и трехлетний «Мицубиси») нашли без труда, оформили и тронулись в направлении белорусской границы. Когда подъехали, удивлению нашему меры не было: огромный хвост грузовиков – и ни одной легковушки! Проверка на литовской таможне не заняла и получаса (с учетом запроса в Интерпол).

– А что, служивые, много сейчас машин в Россию гонят? – поинтересовались мы у стражей литовских рубежей.

– Вы сегодня пятые, – ответил один из них и, откинувшись поудобнее, прикрыл глаза.

День уже заканчивался. Раньше к этому времени проходило не меньше пятидесяти…

Вот и граница. Краснолицый прапорщик по старому советскому порядку выписывает пропуск-бегунок на въезд. На пограничном контроле другой прапорщик, проверив, не прячется ли кто в багажнике (чего раньше не делали), как и десять лет назад, настойчиво интересуется, почему на справке-счете нет перевода на русский язык. Пытаюсь объяснить, что мне он не нужен.

– А мне нужен, – твердит «прапор».

– Если вам нужен – вы и переводите.

– Но я литовского не знаю!

– А это уже ваши проблемы.

Только прочной обороной, порой переходящей в наступление, удалось победить его упрямство. Впереди предстояло сражение посерьезней – с белорусской таможней.

В тот вечер экономические интересы Республики Беларусь и по совместительству России защищали две боевые дамы. Когда они узнали, что у нас нет ни таможенной расписки, ни гарантийного сертификата, пришли в сильное возбуждение.

– Вам придется либо оставить нам залог по 500 долларов за машину, либо звонить в Россию, чтобы ваши родственники или друзья заплатили от вашего имени депозит и отправили бы его вам, – разъяснили они.

– А как и когда залог можно вернуть?

– После того, как растаможите машины и поставите их на учет, снимите копию с ПТС, заверьте ее у нотариуса и с паспортом и гарантийным обязательством, которое я вам сейчас оформлю, приедете в райцентр Ошмяны в таможню. Там и получите залог обратно. Только есть еще проблема: обе ваши машины оформлены на одного человека, а по нашему закону один человек имеет право за один день провезти только одну машину!

Поскольку день уже кончался, мы уговорили строгих дам оформить одну машину сегодняшним днем, другую – завтрашним и отсчитали деньги.

Итак, по 20 долларов за транзитный проезд (как с иностранцев), по 5 евро – страховка гражданской ответственности, по 2 доллара за марку на декларации, по 500 долларов залог плюс 2,5 доллара банку за прием наличных (0,5%; неплохо, московские банки берут 2%).

Когда выехали с территории КПП, Анатолий изрек:

– Теперь я понимаю, почему цивилизованный мир ненавидел «совков».

Впереди нас ждал самый главный рубеж – российский. Удастся ли въехать на родину без депозита? Ответ напрашивался сам собой: нет! Но попробовать надо было. Этим мы и занимались весь следующий день. На главных трассах нас «завернули» – либо платите на границе всю таможенную пошлину, либо оставляйте машины под охраной и езжайте в Москву за депозитом. Все таможенные посты Центрального таможенного управления держали ушки востро. А что если пощупать Северо-Западное? Ехать далеко не надо – Псковщина рядом. Уходим на север и на широкой оживленной дороге встречаем уже знакомый нам прием. Что делать? Подробное изучение карты натолкнуло на шальную мысль: а если проехать, минуя пост, просто через лес? Или попробовать сунуться на какую-нибудь глухую таможню? В надежде, что там ничего не знают ни про депозиты, ни про таможенные расписки и сертификаты. Вспомнился случай трехлетней давности, когда на одном дремучем посту таможенник потребовал разрешение на мобильные телефоны (отмененное еще два года назад), а после произвел совершенно ненужное оформление, от которого Московский автотранспортный пост пришел в ужас. Переход этот на карте нашли быстро.

Дорога туда отвратительная, но выхода не было. Граница проходит сразу за околицей белорусской деревеньки с выразительным названием Уклейка. Прямо из середины ее видны пустующие терминалы российской таможни. На выезде из деревни остановились: надо поинтересоваться у местного населения, какова обстановка на таможне. Белорусские мужички для объезда поста порекомендовали воспользоваться услугами трактора, который легко протащит наши машины пару километров по лесу. Причем предлагалось все это абсолютно искренне, а не корысти ради. Похоже, их самих эти таможни достали! Мы представили, что останется от машин после такой буксировки по смеси песка и снега, и вежливо отказались.

Решили рискнуть и поехать прямо через таможню. Подъехали к шлагбауму, посигналили – ноль эмоций. Неужели нет никого? Но тут из окна высунулся некто в гражданской одежде и позвал с документами в помещение. Взял наши справки-счета и техпаспорта и, не говоря ни слова (и не спросив про депозит или про расписки-сертификаты!), проставил штампы-направления о явке в течение 10 дней на Центральную акцизную таможню:

– Можете ехать.

Мы едва не заорали от восторга. Надежды на русское авось и таможенный беспорядок полностью себя оправдали! Вечером мы были в Москве, а через пару дней растаможили обе машины. Московские таможенники долго не могли понять, как это нам удалось въехать в Россию без «обеспечения уплаты таможенных платежей», как на их языке называется банальный отбор денег у честных граждан. А вот нечестным и десятикратные депозиты нипочем…

P.S. Впереди нас еще ждет поездка в Ошмяны за деньгами. Говорят, еще тот «цирк»!

Подпишитесь на «За рулем» в

01.08.2004
Поделиться: