Путешествия
МаршрутыНа выходныеС детьмиЗа границуКараванинг

Конкурс

КОНКУРС
Полная версия

АВТОКЛУБ

КОНКУРС

КЛЮЧ ОТ КВАРТИРЫ…

Виктор Чикишев из Тюмени прислал нам лучший ответ на семнадцатую задачу – он заслужил премию в 6000 рублей.

Сколько же у нас знатоков автомобиля – людей, во всех тонкостях понимающих, что и как взаимодействует в различных механизмах – стучит, поет, скрежещет, почему на том или ином режиме одни шумы усиливаются, другие становятся слабей, третьи пропадают вовсе. Вот он – золотой фонд, надежда будущего высококлассного российского автосервиса! Мы получили кучу писем, многие из которых дают право гордиться квалификацией наших автолюбителей. Ребята знают все, ну или почти все!

Между тем несложную задачку решили немногие. Парадокс в том, что для знатоков коробки передач или редуктора она… слишком проста! Вспомним классического героя, бродившего по Кунсткамере, да так и не приметившего слона. Углубившись в условия задания, многие детально рассказали, что происходит с зубчатыми передачами, скажем, оставшимися без масла. С этим не поспоришь, тем более, что вся эта «наука» есть в каждом приличном учебнике – только читай, не ленись! А вот нестандартных ситуаций в учебниках не найдешь. Что, например, будет «петь» после того, как деталь А, прежде напрессованная на деталь Б, от нее вдруг отвалится? (Обычное, кстати, дело на старом автомобиле!)

Авторы нескольких писем ругают нас за «неконкретность» задачи. Дескать, нужно было указать поточней характер «пения», его тональность, место, откуда оно исходит, и так далее. Небезызвестный Остап Ибрагимович в таких случаях позволял себе шуточки насчет ключа от квартиры, где деньги лежат. Мы утверждаем, что к решению нашей задачи ключик тоже есть: озадачившее Катю «пение» исчезало, если скорость машины не менялась, а возникало при ускорении или замедлении. Заметьте: исчезало, а не становилось слабей. Это ведь разные вещи! И еще одна существенная деталь: Кате помог музыкальный слух. Почему? Для того чтобы слышать рычание редуктора, работающего без масла (подобных версий много), музыкальный слух не требуется. Нужно просто не быть «чайником» – следить за уровнем масла. Тем более, что съеденные зубья шестеренок самое расчудесное масло уже не восстановит. Если кто-то считает, что «копеечный выход» – долить в редуктор убывшее масло, он здорово ошибается. Этим уже вряд ли обойдешься.

Но, допустим, долил-таки «чайник» маслица. Шум редуктора стал слабей. Но полностью он не исчезнет, кроме случаев, когда машина стоит и шестерни неподвижны. У девушки же «пение» исчезало, когда машина двигалась равномерно, а не только стояла.

Короче, братцы, не тот это случай! Хотя и от этой версии польза есть. Глядишь, кто-нибудь, прочитав, спохватится: «Много ли масла в моем редукторе?.. А в коробке передач?» Об этих труднодоступных агрегатах некоторые действительно вспоминают лишь после того, как назойливое гудение завершится хрустом и грохотом.

А причем тут «братцы»? Ситуация, в которой оказалась девушка, почему-то не тронула женских сердец! Сотни же мужчин были не прочь заполучить призовую сумму. При этом представители сильного пола чувства юмора не теряли. Почему бы, например, не допустить, что на старой машине ослабла затяжка гайки крепления фланца ведущей шестерни редуктора? Ведь бывает же! Дальше следуют комплименты даме, которая «коня на скаку остановит» – гайку-то нужно затягивать таким моментом, какой не всякому джентльмену по плечу! Но не будем забывать, что, по преданиям, бородатый грек Архимед хилым не был, а положительными свойствами рычага и сам пользовался, и других учил. Даже сегодня, когда вершина науки – это пиво под футбол, бывает полезно что-нибудь еще соображать. Так что Катя, хотя она самое что ни на есть воздушное создание, даже для смены проколотого колеса помощников не ищет: в багажнике припасен кусок трубы, которым легко удлинить «баллонник» или любой другой ключ.

Ну а если бы гайка все же отвернулась? Вы сами-то слышали, какие звуки в этом случае издает редуктор? И эта какофония исчезнет только при остановке машины. Опять в цель не попали.

В некоторых письмах упоминается «подвесной подшипник» карданного вала. Ну вы даете, братцы! Он-то тут с какого боку?

Встречаются и другие экзотические версии. Например, у кого-то «провис» трос ручника, да так ловко, что именно при разгоне и торможении касается вращающегося карданного вала…

Наш призер так точно описал «виновника торжества», будто лично знаком с Екатериной. Видать, было с ним такое же.

…Спустившись под машину, девушка помнила, каким мелодичным голоском пела неизвестная деталь. И стала легонько бить рукояткой отвертки по всему, что вращается вместе с карданным валом. Когда ударила по грязеотражателю, защищающему задний сальник коробки передач, услышала знакомый звук! Эта металлическая чашка должна сидеть с натягом на фланце эластичной муфты, а тут – свободно болтается! Стало понятно: при быстром разгоне чашка отстает от карданного вала и начинает издавать собственный «металлический» звук. При торможении – тоже. А если ехать с постоянной скоростью, чашка вертится вместе с фланцем – звук исчезает.

Как закрепить? В автосервисе чашку слегка прихватывают сваркой. Катя же нашла тюбик клея «Момент» и, смачивая им полоску ткани, обмотала чашку, надежно связав с фланцем.

Альтернативой клею может быть лейкопластырь из аптечки, изоляционная лента, скотч и т. п. Вторая такая же чашка защищает сальник хвостовика редуктора – и тоже, имейте в виду, может однажды освободиться.

Мы поздравляем Виктора Чикишева с наградой.

ЗАДАЧА ДВАДЦАТАЯ

«ДОСТАЛА!»

Когда это случилось впервые, Сан Саныч похолодел: «Коробка накрылась!» Рычаг вперед не идет, упирается, первую – не включить...

Вскоре дефект сам собой исчез, но потом повторялся неоднократно. «Достала меня эта «копейка», – ругался хозяин, – вот что значит покупать старье!» Первая давно беспокоила – хорошо включалась только на месте, на ходу же – со скрежетом. И хозяин решил заехать на эстакаду, слить масло, снять лючок коробки – и посмотреть, что у нее внутри.

И тут злодейка снова подвела! Въехать на второй, с разгона? Сан Саныч, человек осторожный, для начала, примериваясь, поднялся передними колесами на полметра, откатился назад... К его удивлению, первая восстановилась – и вот уже машина наверху.

Снял лючок, взглянул на синхронизатор первой передачи – и по достоинству оценил подарочек от прежнего владельца! Исправить такое, не разбирая, не удастся!. А вот от повторяющегося «клина» избавить легко. И приступил к делу...

Что скажете, читатели?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 сентября 2004 г. по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по е-mail: exp@zr.ru. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.08.2004
Поделиться: