Правила без правил
СПОРТ И ТЮНИНГ
ФОРМУЛА 1
ПРАВИЛА БЕЗ ПРАВИЛ
СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ. ФОТО: DPPI
Не так еще давно зрителю, чтобы разобраться в перипетиях Больших призов, достаточно было знать, что машины соответствуют техническому регламенту, а грубые приемы на трассе недопустимы. Формула 1 была чрезвычайно проста для восприятия. Хотя без нарушения правил не обходилось. Как-то Айртон Сенна, сражаясь за титул, умышленно вынес с трассы Алена Проста, за что Бразильского Волшебника дисквалифицировали. Иногда кто-то сгоряча обгонял под желтым флагом. Или в баке автомобиля Найджела Мэнселла находили бензин с запрещенными добавками. Вот, в общем-то, и вся крамола золотых времен формулы 1.
Правила гонок невообразимо усложнились после 1994 года, когда погиб Сенна и началась эпоха Михаэля Шумахера. ФИА, стремясь обострить сюжеты и в то же время повысить безопасность гонок, ежегодно вводила так много изменений и нововведений, что зрители просто не успевали их отследить. Технический регламент, изложенный мелким шрифтом на двух сотнях страниц, понятно, не для широкого круга, но даже специалисты порой не могут верно истолковать тот или иной пункт!
Вспомнить хотя бы пресловутую доску под днищем. Тщетно команда доказывала, что перед стартом ее толщина составляла ровно 10 мм и никого нельзя винить в том, что асфальт поработал как наждачная бумага. Михаэля Шумахера тогда сурово наказали. Только почему одного его? Разве доски не снашиваются и сегодня, когда, например, автомобиль вылетает с трассы и совершает «прогулку» по гравию? Похожая ситуация с шинами: канавки должны сохраняться от старта и до финиша, но иногда этого не происходит и «виновные» не наказываются.
Постепенно правила стали использовать как инструмент воздействия на результат гонок, к тому же делали это чрезвычайно непоследовательно. В адрес ФИА неоднократно шли такие обвинения. За одно и то же нарушение следовали разные санкции, а иногда и вовсе все сходило с рук. Обнаружилось к тому же немало важного, что вообще не оговорено правилами. В годы противостояния Шумахера и Мики Хаккинена потребовалось дать точное определение, какой именно маневр считать обгоном и в какой ситуации гонщик, оказавшийся «условно позади», обязан уступить свою позицию оппоненту. Сегодня, кстати, это правило (его никто не отменял!) соблюдается от случая к случаю, а часто вообще до него никому нет дела. В нынешнем сезоне один лишь раз Ральфа Шумахера строго предупредили за то, что неверно «оборонялся» от крайне рискованной атаки Такумы Сато. А к лету выяснилось, что японец вообще не умеет обгонять по-другому – все его атаки по меньшей мере авантюрны.
Михаэль Шумахер – помните? – первым из пилотов формулы 1 пострадал за… обгон на прогревочном круге. А как поразил всех штраф за невинное пересечение – одним колесом! – белой линии на выезде из боксов. Его впервые объявили Ральфу Шумахеру! Что это – новое правило или же забытое старое? В какой момент линия появилась на асфальте автодромов? Или всегда была, просто на нее никто не обращал внимания? Ветераны вздыхают: раньше все было проще и благороднее: никто не выискивал малейших поводов для придирок, мелкого сутяжничества.
Впрочем, лучше не забивать голову уже почти забытым. «Неправильный» бензин канул в Лету, доска под днищем уже много лет у всех нужной толщины, прогревочные круги проходят образцово. «Наверное, – говорит Ален Прост, – сегодня я не смог бы уже гоняться, будь даже на двадцать лет моложе. Так все изменилось и так много гонщикам приходится учитывать. Чего стоит ограничение скорости на пит-лайне или требование пристегнуть руль, когда покинул кокпит. А голубые флаги? Сколько раз их тебе показали – два, три?» Да, о чем тут говорить, если порядок квалификации, не менявшийся десятилетиями, за неполных четыре месяца поменяли трижды!
То и дело всплывают правила, о которых никогда не слышали. В одной из прошлогодних гонок служащие трассы вытолкали застрявший на обочине автомобиль Михаэля. Все были уверены: немец нарушил табу на помощь посторонних. Так ведь нет! Оказывается, запрет действует не во всех случаях. Просто об этом раньше никто не знал. Застряв, пилоты ничтоже сумняшеся прекращали гонку. Немец проявил настойчивость – и выиграл титул с перевесом в одно очко.
Статус первопроходцев в открытии новых, неизведанных правил у братьев Шумахеров, похоже, пытается отобрать Хуан-Пабло Монтоя. Случай, происшедший с ним на Гран-при США, вообще поразил. Пилоты формулы 1 разных поколений, когда у них глох двигатель на стартовой решетке, стартовали из боксов на запасной машине. Колумбиец же в такой ситуации нарушил пункт технического регламента, запрещающий ходить по трассе в последние мгновения перед стартом! А каково наказание? Сняли с дистанции!
Монтоя удивился не столько решению стюардов, сколько его впечатляющей задержке: «Я незаконно провел на трассе больше часа. Мог разбить автомобиль, а он больших денег стоит, или разбиться сам. Зачем судьи заставили меня так долго рисковать?» Вполголоса возмущается Рубенс Баррикелло, недовольный новшествами в режиме пейс-кара – они помешали ему обыграть Михаэля. Недоумевает Жан Тодт, кому, казалось бы, не на что жаловаться – его команда нынче вновь вне конкуренции: «С тех пор как ФИА запретила командную тактику, мы не позволяем второму пилоту ехать в полную силу. Смешно, но на нас опять сыплются упреки».
И в очередной раз радует трезвостью суждений будущий семикратный чемпион: «Говорят, главная проблема сегодня – в недостатке борьбы. Ее пытаются решить, лихорадочно меняя все правила подряд. Нарушили даже святая святых – систему начисления очков. Я думаю, чемпионату нужны не встряски, а, наоборот, длительная стабильность, чтобы отставшие успели подтянуться к лидерам. Я за то, чтобы всем нам дали небольшую передышку».