Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Узкий специалист

УЗКИЙ СПЕЦИАЛИСТ
Полная версия

СПОРТ И ТЮНИНГ

ФОРМУЛА «ЛАДА-1600»

УЗКИЙ СПЕЦИАЛИСТ

ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ

Большинство спортивных автомобилей делают из серийных. Близкие родственники благородных гоночных скакунов заполняют улицы городов, совершая повседневную транспортную работу. Формульная техника бытовых аналогов не имеет и вне трасс не живет. Узкая специализация и определила особенности конструкции.

БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Все формулы (от младших классов до F1) строят, в общем-то, по одинаковой схеме. Ведь задача у конструкторов одна – получить легкий, прочный и безопасный автомобиль, способный ехать как можно быстрее.

В нашем случае основа болида – монокок, главный несущий элемент и место обитания гонщика. Жесткую капсулу весом всего около 30 кг выпекают в автоклаве. Материал – смола, углеволокно, кевларовые и алюминиевые соты. По регламенту команда может изготовить монокок самостоятельно. Однако такой штучный продукт обошелся бы слишком дорого – куда разумнее приобрести готовый товар. Техническим требованиям формулы «Лада-1600» удовлетворяет шасси европейской формулы 3, омологированное Международной федерацией автоспорта FIA для подобного рода состязаний. В команде «ЛУКОЙЛ» используют итальянскую «Даллару» образца 1999 года – F399.

Сзади к монококу «насмерть» пристыкован двигатель. Чем соединение жестче, тем лучше. Замыкает силовую структуру машины картер коробки передач.

Все остальное просто прикручено к базе. Снизу – днище с боковыми понтонами (в них расположены радиаторы), спереди и сзади – элементы аэродинамики. Передняя подвеска крепится за монокок, задняя – за картер коробки передач.

ГОЛАЯ ТЕХНИКА

Итак, за спиной гонщика под обтекаемым пластиковым капотом расположен двигатель. Само название формулы подсказывает, что это мотор от переднеприводных ВАЗов. Блок цилиндров и отливку головки серийно изготавливают на автогиганте. Чугунный коленчатый вал тоже заводского происхождения, но не с конвейера, а из номенклатуры запчастей. Его увеличенное «колено» (по-научному – радиус кривошипа) и позволяет, не переделывая блок, получить нужный рабочий объем – 1600 смз. На этом родство с массовым продуктом заканчивается – поставленная задача подразумевает индивидуальный подход.

Геометрию блока цилиндров доводят до ума. То есть плоскости пытаются сделать действительно плоскими, цилиндры – цилиндрическими, оси – соосными. Скорректировав (в пределах допуска!) нужные параметры, мастер приступает к селективной сборке. Помимо серийных, используют и оригинальные детали. Это кованые Т-образные поршни и облегченные шатуны с минимальным разбросом по массе. Фрезерованный поддон из легкого сплава по глубине втрое мельче типового: ведь ни масляного насоса, ни запаса масла внутри нет. В формуле система смазки с сухим картером. Преимуществ три: мощный поддон, конструктивно объединяющий постели коленвала, добавляет несущему блоку изрядную долю жесткости. Сухой картер позволяет избежать масляного голодания: масло хранится в отдельном баке, а обслуживает систему трехсекционный насос (две секции – откачивающие и одна – нагнетающая). И, наконец, мотор с плоским низом опустили ближе к дороге, существенно понизив центр тяжести болида.

В восьмиклапанную головку с доработанными в рамках правил каналами устанавливают распредвал с кулачками измененного профиля. Для корректировки фаз используют разрезную шестерню.

Впускной коллектор – четырехдроссельный, постоянной длины. Под изящным обтекателем размещен воздушный фильтр нулевого сопротивления. Чтобы получить максимальное наполнение цилиндров в нужном диапазоне оборотов, весь тракт соответствующим образом настроен, то есть подобраны диаметры и длины отдельных участков.

Той же цели служит специально рассчитанный выпуск. Дабы уложиться в строгие нормы требований по шуму, в «хвосте» устанавливают глушитель.

Питается двигатель товарным АИ-98, запас которого хранится в резиновом баке с пористым наполнителем. Бесперебойную подачу топлива к мотору обеспечивает специальная система. Идея проста: насос высокого давления расположен на дне бака в стакане, наполнением которого постоянно заняты два (для надежности) подкачивающих насоса. Очевидно, никакие приливы-отливы в этом случае не страшны. Литра топлива хватает всего на два с половиной километра (40 л/100 км в более привычной размерности). Большой аппетит окупается неплохой отдачей: в режиме максимальной мощности (при 8000 об/мин) мотор развивает 129 кВт/175 л. с. Однако ресурса хватает в лучшем случае на полсезона – работающие на пределе возможностей, детали нуждаются в профилактической замене.

Впрочем, постоянного внимания требуют и другие узлы. Но необязательно вследствие износа, как, допустим, металлокерамическое двухдисковое сцепление. Подавляющая часть работ связана с настройкой машины. Так, кулачковая коробка передач фирмы «Хьюланд» благодаря сменным комплектам шестерен позволяет за 20 минут изменить передаточные отношения на всех пяти ступенях. Главную (с непременным гоночным атрибутом – дифференциалом повышенного трения) в этом случае трогать нецелесообразно. Интересный момент – в теле коробки расположен бак смазочной системы двигателя и «помойка». Так называют емкость, адсорбирующую продукты жизнедеятельности системы вентиляции картера.

Много сил отнимает настройка подвески. Здесь она независимая, на двойных треугольных рычагах с толкающей штангой и стабилизатором. Рычаги не обладают большим запасом прочности и работают лишь как направляющий аппарат. При аварии они легко складываются, обеспечивая безопасность пилота. Задача штанги – воспринимать реакцию дороги и передавать ее на пружины и амортизаторы. В команде «ЛУКОЙЛ» используют «Кони» с регулируемым усилием сжатия и отбоя. Демпферные узлы (один – спереди и два – сзади) конструктивно идентичны привычным амортизаторным стойкам, но расположены горизонтально, из-за чего и называются по-другому. Штанги задних подвесок связаны с демпферами через неравноплечие коромысла. Так называемая схема нелинейной жесткости обеспечивает постоянный дорожный просвет, компенсируя вертикальную составляющую деятельности антикрыла.

Тормоза на всех четырех колесах одинаковые – фирмы «Брембо». По энергоемкости они подошли с большим запасом, а потому дополнительного охлаждения не требуют. Однако на тестах температуру дисков все же замеряют. При идеальном балансе тормозных сил она должна быть одинаковой.

Поймать оптимальные регулировки помогает регистрирующая аппаратура. Ее датчики контролируют все – температуру и давление рабочих жидкостей, перемещения штоков, повороты руля, управление тормозами, газом и т. д. Основной блок расположен в машине, информацией с боксами он не обменивается. Зато стоит подключить персональный компьютер, и поведение машины видно, как на ладони.

Если все сделать правильно, автомобиль постарается привезти гонщика на подиум. Ведь ничего другого он не умеет…

НАША СПРАВКА

ФОРМУЛА LADA

Исконное название современной формулы «Лада» – формула 1600. Она появилась на свет, когда ВАЗ стал делать двигатели соответствующего рабочего объема. Поставив их на шасси марки «Эстония», получили новый национальный класс гоночных автомобилей. До того главным и самым быстрым классом считалась формула 1300, для которой, помимо чемпионатов страны, разыгрывался Кубок дружбы – самый престижный турнир гонщиков социалистических стран.

«Эстонию» мелкими сериями с середины 60-х выпускал, регулярно разрабатывая новые модели, экспериментальный завод «Кавор» – в прошлом Таллинский опытный авторемонтный завод. В конце 80-х на «эстониях» ездили все советские пилоты- «формулисты». После распада СССР завод на время закрылся, но затем возобновил работу как частное предприятие. По некоторым данным, «Кавор» и сегодня готов поставлять шасси, но, увы, совсем не осталось заказчиков. Эстонские конструкторы в середине 90-х создали шасси «Эстония-26» – не так давно на нем еще выигрывали медали в чемпионате России.

Технический регламент российского первенства неоднократно менялся, в формулу 1600 допустили зарубежные шасси, устаревшие и снятые «там» с производства. Мало-помалу «иностранцы» вытеснили «Эстонию» с первых позиций. Сегодня темп в формуле «Лада» (переименование состоялось минувшей зимой) задают как раз иномарки – однако все с тем же вазовским мотором. «Эстонии» используют в основном начинающие пилоты.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.08.2004
Поделиться: