Прекрасное далеко
КОНЦЕПТ
Кроме того, придется существенно уменьшить вред, наносимый автомобилем окружающей среде как «при жизни» (требования по токсичности и шуму), так и после (проблемы утилизации). Например, в 2010 году в Евросоюзе, скорее всего, примут нормы токсичности Евро V, а в России, даст бог, – Евро IV, причем для всех производимых автомобилей.
Так что выпуск сегодняшних авто в скором времени окажется вне закона. И никакая модернизация или рестайлинг не помогут.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Вазовские маркетологи считают, что в гамме автомобилей не хватает настоящего полноразмерного С-класса. Но такую машину на базе уже выпускаемых не сделать – с увеличением объема двигателя должны меняться и коробка передач, и сцепление, и приводы, и ШРУСы. Из существующих переднеприводных агрегатов, созданных еще для полуторалитрового двигателя «Самары», на ВАЗе уже выжали все что можно. К примеру, предельный передаваемый момент коробок передач «девятки-десятки» – 140 Н.м. Иными словами, без нового автомобиля не обойтись.
КОНТУРЫ БУДУЩЕГО
Задача концепта – стать этим самым новым автомобилем, начало выпуска которого планируется на 2010–2012 годы. Очевидно, что его кузов придется ориентировать на новые требования по пассивной безопасности. Да и внешность автомобиля в определенной степени с этим связана. Капот, к примеру, должен быть в меру мягким, способным к демпфирующему смятию при падении на него пешехода в случае наезда. Для компоновщика это означает, что между капотом и мотором следует предусмотреть достаточно свободного пространства.
Придется создавать и другую платформу с новым шасси и силовым агрегатом. Пока в перспективе уже существующие моторы объемом 1,6–1,8 литра. Впрочем, моторный отсек делается с учетом двухлитрового двигателя. Расположение поперек (на подрамнике), ведущие колеса – передние, коробка передач с ручным переключением, пятиступенчатая. Не исключено, что в этом списке появятся дизель и автоматическая трансмиссия.
Задняя подвеска – независимая и тоже скорее всего на подрамнике. Ее разрабатывают с учетом полноприводной модификации, то есть редуктор и приводы задних колес можно будет поставить без каких-либо изменений подвески. Колеса большие – пятнадцатидюймовые.
Создатели концепта позиционируют автомобиль как недорогой в своем классе, семейный, универсального назначения – и на каждый день, и в выходные на дачу, и в отпуск с семьей. Вместимость – пять рослых человек (до 184 см) с комфортом. Диапазон регулировок передних сидений будет достаточным и 190-сантиметровому, но позади него с удобством усядется только середнячок ростом 173–175 см. В багажнике для поклажи каждого пассажира будет по 100 литров пространства, а общий объем не менее 500!
Особое внимание – комфорту: удобство посадки, мощная система вентиляции и отопления, высокоэффективный обдув и размораживание стекол и, что для России особенно важно, надежность холодного пуска. Соотношение противоречивых характеристик «управляемость и устойчивость/плавность хода» будет подбираться не для скоростных автобанов, а под среднестатистические российские дороги.
Кроме того, особо пристальное внимание качеству автомобиля, его узлов и агрегатов, их надежности. Планируемый ресурс – 200 тысяч километров. Напомним, что среди автомобилей ВАЗ пока лидирует «десятое» семейство. Для него завод отмерил 150 тысяч километров.
Насыщенность различными опциями уже сегодня определяют минимальная и максимальные комплектации. Последняя нужна для своевременной закладки ее в конструкцию и соответствующей компоновки всего автомобиля. Минимум же – компромисс между ценой и обязательным техническим оснащением.
Самый дешевый «стандарт» предусматривает электроусилитель руля и передние подушки безопасности, помогающие автомобилю получить высокий рейтинг EuroNCAP по пассивной безопасности. Возможно, законодательство обяжет иметь антиблокировочную систему тормозов. Верхний предел, то есть «люкс», – это уже полный комплект подушек, включая боковые, противобуксовочная система, системы парковки и навигации, ну а золотую середину, как водится, займет «норма», наполнение которой будет определять покупательский спрос.
ПРОБНЫЙ ШАР
Автомобиль, как таковой, еще не состоялся. АвтоВАЗ представляет, по сути, концепцию, которая сможет стать настоящим серийным автомобилем не раньше чем через несколько лет. Чтобы упростить восприятие и понимание, она воплощена в образе одного из вариантов того, как видят ее дизайнеры и конструкторы. Вряд ли «живой» автомобиль будет таким, как выглядит сейчас. На разных стадиях проектирования (первые эскизы, рисунки, маленькая пластилиновая модель, демонстрационный макет) его облик станет меняться – в этом суть рабочего процесса, но ориентировочные характеристики автомобиля будущего уже можно «примерить».