Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Огонька не найдется?

ОГОНЬКА НЕ НАЙДЕТСЯ?
Полная версия

АВТОКЛУБ

МАТЕРИАЛЫ: СВАРОЧНЫЕ СТЕРЖНИ

ОГОНЬКА НЕ НАЙДЕТСЯ?

ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ

Пять лет назад мы опробовали способ сварки, не требующий специального оборудования – стержнями «Оксал» (ЗР, 1999, № 2). Технологии не стоят на месте, появились новые разработки. Теперь подобными способами можно надежно соединять не только черные, но и цветные металлы, а также нержавеющую сталь. Конечно, если под рукой всегда есть ацетиленовая горелка, никакие сварочные карандаши не нужны. Ну, а как нет?

Кроме «Оксала», российское предприятие «Велд Форс» выпускает стержни «Шквал» – меньших размеров, но достаточно эффективные. В зависимости от используемых присадок можно получить шов на основе «синтезируемого сплава» двух видов – медно-никелевого (белого) или медно-железного (оранжевого).

Стержень – бумажная трубка диаметром 11–15 мм и длиной 100–150 мм, заполненная термитным составом, оксидами металлов и флюсами. Картонную упаковку используем как держатель стержня при сварке.

Во время термической реакции оксиды восстанавливаются до исходных металлов и смешиваются с расплавом соединяемого металла под флюсом. После остывания образуется прочное соединение типа твердой пайки для стальных деталей или сварки для цветных металлов.

Несомненное преимущество такой технологии – простота. В дополнение к стержням нужны только спички или зажигалка, темные очки (достаточно плотных солнцезащитных) и рукавицы.

Недостаток – обилие дыма, за которым скрывается место сварки. Зажгли – и тут же образуется непроницаемая дымовая завеса! Стержень сгорает за 15–20 с, выделяя весь запас скрытой теплоты: чуть «не угадал» – получишь непровар шва или прогорят соединяемые детали. Вот почему при выборе стержней необходимо учитывать мощность термического состава и подбирать их сообразно толщине соединяемого металла – от 0,8 до 4 мм.

Длину шва, по мере обретения навыка работы, можно довести до 100 мм. Нам опыт прошлых лет помог мало: при экспериментах с новыми типами стержней первый блин вышел комом. Пытаясь соединить два стальных уголка 40х40 мм, неправильно наклонили стержень и за дымком очень быстро превратили 200 руб. в «слезы» (фото 4). Повторили попытку (фото 5) на ветру – только теперь получилось хорошо.

Стальные листы толщиной 0,8 мм соединяли внахлест (фото 6). Начали работать медно-никелевым составом «за здравие», закончили… прогаром металла. Тонкий лист, как это случалось и раньше, при остывании шва сильно покоробило. А вот болт к листу приварился весьма убедительно. Огненную струю стержня направляли в основном на головку болта.

На фото 7 показано соединение деталей медно-железным сплавом. Шов оранжевый. Но отсутствие навыка и избыток дыма вылились в типичную ошибку: часть шва не получилась.

В заключение мы проверили эффективность стержней для резки металла – «Оксал-2у». Энергии, выделяющейся при горении такого стержня, достаточно для резки стального листа толщиной 10 мм или прутка диаметром 20 мм. Мы легко перерезали стальную полосу толщиной 8 мм и шириной 30 мм, причем стержня хватило бы еще миллиметров на 10. Хороший результат. Но такое качество резки вызвало и опасение у коллег – ведь этим стержнем можно срезать замки и петли на дверях гаража!

Наши выводы: сварочные стержни – не панацея от всех поломок машины или иных хозяйственных проблем, но могут быть серьезным подспорьем при соединении деталей в полевых, походных условиях. Конечно, результаты работы зависят от навыков того, кто рискнет зажечь такой стержень. Не следует пренебрегать принудительной вентиляцией зоны сварки или помощью ветра, как это и указано в инструкции.

Резак «Оксал-2у» весьма эффективен. Но пользоваться им внутри автомобиля не рекомендуем: большой выброс расплавленного металла – опасность возгорания.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.09.2004
Поделиться: