Гонки по «черному ящику»
СПОРТ И ТЮНИНГ
ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОГОНКАХ
ГОНКИ ПО «ЧЕРНОМУ ЯЩИКУ»
МАРК ПОДОЛЬСКИЙ. ФОТО: ВАДИМ КРЮЧКОВ И DPPI
Вот уже более двадцати лет автоспорт, и прежде всего формула 1, пользуется так называемой телеметрией. Как и многое другое в мире Больших Призов – это ноу-хау, значение которого в успехе той или иной команды трудно переоценить. Собственно, под термином «телеметрия» подразумевается передача по радиоканалам каких-либо параметров от объекта измерений на «командный пункт». У нас с определениями пока нет ясности. Многие именитые родные «профи» – гонщики и даже инженеры команд – называют телеметрией другое оборудование, схожее по принципу действия с авиационными «черными ящиками». В нем важную информацию записывают, но никуда не передают, а расшифровывают уже потом, по мере надобности. Сейчас, когда борьба на трассе между ведущими пилотами идет за сотые доли секунды, очень важно знать, что происходит в ходе гонки с пилотом, автомобилем и его узлами. Применение здесь «черных ящиков» относят к числу самых эффективных. Давайте посмотрим, как работает такое оборудование.
ДИСПЛЕЙ ВМЕСТО ПРИБОРОВ
Самое приемлемое его название по-русски звучит, как «Система регистрации параметров движения». Но при этом, конечно, и параметров работы двигателя. Так что если попробовать все выразить в одном понятии, полное наименование устройства будет трудновоспринимаемым.
Системы регистрации сегодня широко распространены за рубежом, их предлагает несколько известных компаний, таких как МоТеС, Stack, Bosch, PI, Magneti Marelli, ХАР. Отличаясь набором датчиков и отдельными деталями, они в общем-то работают по одинаковому принципу. Основа системы – блок регистрации данных. В зависимости от модели он рассчитан на продолжительность записи от 15 минут до 12 или даже 24 часов.
В кабине гоночного автомобиля вместо привычной нам панели приборов установлен связанный с электронным мозгом жидкокристаллический дисплей. Его программируют так, чтобы сообщать самые необходимые пилоту параметры: обороты двигателя, время прохождения круга для кольцевой трассы или спецучастков ралли, температуру и давление масла, температуру охлаждающей жидкости, номер передачи, запас хода и т. д. Число и набор параметров выбирают индивидуально, в зависимости от задач, стоящих перед гонщиком, и его пожеланий.
Откуда поступает информация? Двигатель, трансмиссия, подвеска и тормозная система оснащены штатными и дополнительными датчиками. Группа их отвечает за регистрацию параметров движения: фиксирует скорость автомобиля, угол поворота руля, продольное и поперечное ускорение, скорость вращения каждого из колес.
К системе прилагается комплект программного обеспечения для перекачки, обработки и анализа полученной информации. Оболочкой могут быть даже не самые «продвинутые» версии операционной системы Windows. Этого вполне хватает, чтобы извлечь все заложенные в оборудование возможности.
Считывается информация с блока регистрации данных через смонтированный в автомобиле разъем. К нему подсоединяют обычный ноутбук, который «высасывает» необходимые данные, после чего чистит ячейки памяти системы. Делают это, когда завершается гонка и машина заезжает в бокс команды.
ОТ ВИРТУАЛЬНОГО КРУГА К РЕАЛЬНОМУ ПОДИУМУ
Для пытливого ума и умелых рук представленное на мониторе ноутбука открывает огромную перспективу. Скажем, запись идет в ходе тестов на гоночной трассе – круг за кругом. Буквально через несколько заездов компьютер представит полную картину поведения автомобиля и пилота вкупе с информацией о времени прохождения каждого участка трассы. Программное обеспечение даже способно нарисовать траекторию (!) движения, где будет видно, как и когда гонщик поворачивал руль, нажимал на газ, до каких оборотов «крутил» двигатель, насколько эффективно тормозил. Если система «продвинутая», можно оценить колебания и крены автомобиля – продольные и поперечные. При этом помимо таблиц с цифрами в распоряжении инженера цветные графики. Известно множество вариантов статистической обработки записанных параметров. Буквально вся подноготная с множеством деталей у вас перед глазами!
Дальше – больше. Кроме бесценной информации для технического персонала команды, налицо еще и учебная база для пилота и тренера. Можно наложить графики прохождения одного круга на другой или, выбирая самые быстрые секторы из разных заездов, построить с помощью компьютера виртуальный идеальный круг и рассчитать время его прохождения. Еще один вариант: дать «порулить» пилоту экстракласса и продемонстрировать новичкам «эталонный круг». На точных графиках будет видно, где и как нужно было поворачивать руль, переключать передачи, тормозить и нажимать на газ.
Система позволяет определить, каких потерь времени на трассе стоит каждая ошибка пилота, на сколько он отстал, заехав на поребрик или, напротив, сколько выиграл в сравнении с эталоном, умно изменив траекторию. Можете легко сравнивать свои результаты с любыми другими, которые показывают пилоты, выступающие на автомобилях с подобными системами, или, скажем, вести статистику своих показателей на одной и той же трассе. Да, много чего можно, по существу ограничивает только протяженность суток и гоночного сезона!
Огорчает одно – специалистов, способных читать записи систем регистрации параметров движения, в стране очень мало. А тех, кто способен грамотно использовать эти записи для регулировки гоночного автомобиля, – еще меньше (в лучшем случае для настройки двигателя). Отчасти поэтому наши спортсмены и называют телеметрией «черные ящики».
Правда, где-то забрезжил рассвет: в МАДИ возрождается специализация «Автомобильный спорт» и уже работает автомобиль-лаборатория на базе дорожного «Ниссана» с регистрирующей системой Stack. Глядишь и доживем, когда не только зарубежные, но и российские спортсмены станут широко использовать это эффективное оружие. А уж от активного применения систем регистрации параметров движения и работы двигателя до настоящей телеметрии – рукой подать.