Игра на нервах
СПОРТ И ТЮНИНГ
РАЛЛИ
ИГРА НА НЕРВАХ
АЛЕКСАНДР БУДКИН. ФОТО АВТОРА
Ралли Финляндии издавна один из самых захватывающих для зрителей и наиболее сложных для участников этапов чемпионата мира. Иностранцы здесь побеждают редко – скоростные гравийные участки с множеством трамплинов лучше покоряются аборигенам. Уж кто-кто, а они не должны забывать о лежащих на обочинах камнях – одной из главных неприятностей, поджидающих здесь раллистов.
В этом году были и другие обстоятельства, дававшие хозяевам небольшую фору. Идущий третьим в этом сезоне эстонец Маркко Мартин не успел полностью восстановиться после аварии в Аргентине, а второй в рейтинге FIA 2004 года норвежец Петтер Сольберг перед стартом ралли немного приболел. Наконец, лидер чемпионата Себастьян Лоэб в один голос с коллегой по команде Карлосом Сайнсом жаловались на свои «ситроены»: «машина недостаточно сбалансирована, нервозна и трудна в управлении на большой скорости».
Не воспользоваться всем этим было бы грешно, и после первого же спецучастка семь первых мест – почти всю очковую зону – оккупировали финские парни, причем три первые строчки (!) заняла команда «Пежо»: Харри Рованпера, Себастьян Линдхольм и Маркус Гронхольм. За восьмое, последнее очковое место смог ухватиться лишь двукратный чемпион мира испанец Карлос Сайнс.
Впрочем, все понимали, что первый из 22 спецучастков ралли – лишь разведка боем. Уже через пару СУ гости начали отыгрываться. На шестую позицию пробился Мартин, на третью – «почти свой» для местных болельщиков норвежец Сольберг. Представляя, какую цену имеет каждая секунда, гонщики сражались с открытым забралом и все чаще стали в поворотах задевать обочину. Вряд ли такое могло продолжаться долго.
РОМАН С КАМНЕМ
Одним из первых от такой неосторожности пострадал норвежец. Зацепив за обочину в очередном повороте 4-го участка, он попал колесом на камень, спрятавшийся в траве. Подвеску разворотило, пересечь финишную черту вместе с основной группой гонщиков Сольбергу не удалось – следующие участки он проходил в режиме тренировки.
Четвертый участок стал первым, где смог одержать победу финн Маркус Гронхольм. Еще двое – Маркко Мартин и Себастьян Лоэб, внеся коррективы в настройки своих машин, начали показывать достойное время. Остальные раллисты тоже прибавили. Что-то назревало. На 6-м участке не выдержали нервы у лидировавшего Харри Рованперы – в одном из виражей лидер «потерял» машину – она перевернулась.
Настоящая развязка случилась вечером первого дня состязаний. Маркко Мартин и Себастьян Лоэб, получившие возможность еще раз изменить настройки своих машин, проехали парную трековую гонку с первым и третьим результатом, а между ними финишировал Карлос Сайнс. Шедший к тому времени на 5-м месте молодой Микко Хирвонен из команды «Форд» почувствовал, что земля уходит из-под ног. Стараясь во что бы то ни стало достать грандов, он не вписался в безобидный поворот и угодил в металлический отбойник. Гонка за лидерами для него закончилась. Мартин, Сайнс и Лоэб обосновались на 3-й, 5-й и 7-й позициях.
Трек в очередной раз показал, что различие между машинами чемпионата совсем невелико и в меньшей степени влияет на результат, чем мастерство гонщиков, их опыт и умение контролировать эмоции.
На второй день ралли, в котором по-прежнему лидировали два финна из команды «Пежо», пришлась только одна неожиданность, но с весьма неприятными для хозяев последствиями. Очередную победу Маркуса Гронхольма на скоростном участке не перенес его коллега по команде Себастьян Линдхольм. Он так хотел вернуть себе лидерство, что… вылетел с трассы: «…машину очень долго несло по канаве. Я надеялся, что мы сможем выкарабкаться, но в кювете, как обычно, оказался здоровенный булыжник. Он снес переднее колесо, и мы перевернулись».
Любопытно, что таким образом, вопреки ожиданиям, второй жертвой булыжников стал тоже скандинав. Более того, им оказался финн!
После этого основные претенденты на пьедестал, кажется, успокоились. Существенный разрыв между ними делал дальнейший риск неоправданным, и интерес болельщиков переместился в конец очковой зоны, где за оставшееся время «Ситроен» Себастьяна Лоэба смог обойти «Форд» Янне Туохино и финишировать четвертым.
В итоге Маркус Гронхольм, не выигрывавший с мая прошлого года, привез первую в этом году победу команде «Пежо» и десять очков. За ним финишировали Маркко Мартин (8 очков) и Карлос Сайнс (6 очков).
Теперь можно с уверенностью констатировать, что технического превосходства у «Ситроена» над соперниками нет. Побеждать готовы все, так что концовка чемпионата обещает быть интересной.
НАША СПРАВКА
Штаб-квартира «Несте-ралли» (этап Финляндии) располагается в городе Ювяскюля, примерно в 270 км севернее Хельсинки. Здесь проходят два из более чем двадцати участков – это трековые гонки на ипподроме с парными стартами в конце первого и второго дня соревнований. Остальные спецучастки удалены от города на расстояние до 100 км. Очевидно, чтобы увидеть ралли (за день – не более трех-четырех участков), надо иметь в своем распоряжении автомобиль или мотоцикл. Аренда машины обойдется здесь в 80–90 евро за день (все включено, без ограничения пробега), цена бензина – около 1,1 евро за литр, так что болельщикам из Санкт-Петербурга или Москвы, пожелавшим увидеть ралли, дешевле отправиться в путь на своей машине.
Расстояние от Санкт-Петербурга до Ювяскюля – около 550 км, но проживать моторизованному болельщику в столице ралли не обязательно – есть соседние города и расположившийся неподалеку горнолыжный курорт Химос. Номер в гостиницах на одного в дни соревнований предлагают за 90–120 евро, а сытно пообедать (без пива) можно на 12–17.