Дым отечества
КУРЕНИЕ ЗА РУЛЕМ
«На Западе курят все меньше, потому что хотят жить дольше. У нас иная задача».
Семен Альтов
Курение – это красиво! Заявляю как лицо абсолютно некурящее и потому незаинтересованное.
Речь, конечно же, не о задымлении оплеванного тамбура. Красиво – это когда с мягкими креслами, приглушенным светом, изысканными манерами и эксклюзивными портсигарами. Например, вот такими – от «Мерседес-Бенца» начала прошлого столетия…
Вообще, автомобиль и курение удивительно дополняют друг друга – эдакий странный симбиоз корабля и рыбы-прилипалы. Более того – прилипале уделяется внимание как VIP-персоне: при лошадях такого не было. Даже Альфреду Данхиллу, будущему основателю одноименной табачной империи Dunhill, на заре карьеры не приходило в голову выпускать набор курильщика для всадника. Седло или сбрую – пожалуйста, но травить никотином лошадей – фи! Однако с появлением первых авто он быстренько освоил новую продукцию – шлемы, очки, меховые перчатки: грех не воспользоваться тем, что машины-то открытые… А чуть позднее он своевременно прислушался к сетованиям любителей трубок – вот, мол, за рулем неудобно курить! В результате была изобретена специальная «автомобильная» трубка, в которой передняя часть бочки имела возвышение и препятствовала выдуванию табака с последующим попаданием на физиономию…
Табачно-автомобильная тема оказалась настолько неразделимой, что в 1914 году сэр Данхилл даже выпустил собственный автомобиль – ну очень шикарный… А почти через столетие после этого именитая фирма «Астон Мартин» построила для не менее именитой «Альфред Данхилл» эдакую машину для любителей сигар – Aston Martin DB7 Alfred Dunhill Edition. Надо ли говорить, что комплектация машины подразумевала дорожный набор «от Данхилла» – сигарную зажигалку, каттер-гильотину для сигар и хьюмидор «под старину» (это, грубо говоря, такой дорогой домик для сигар)… Потому что Автомобиль, как и Курение – это не столько средство для достижения какой-то сиюминутной цели, сколько Ритуал.
Градации типа «курящий – некурящий», на мой взгляд, вообще некорректны – куда правильнее делить людей на воспитанных и, скажем так, на остальных. Согласитесь, последние встречаются чаще и изрядно всем поднадоели – иначе с какой стати было запрещать курение на улицах того же Токио? И почему нельзя курить за рулем по всей Туркмении? Замечу также, что в Германии объявления о продаже подержанных машин частенько содержат пометку NR – дескать, не волнуйтесь: прежний хозяин не курил.
Современные автопроизводители относятся к курильщикам по-разному, однако наметившаяся тенденция борьбы с зельем прослеживается четко. Даже изобретатели автомобильных пепельниц – американцы – нынче вообще отказались от них: во многих моделях они не предусмотрены даже как опция.
Впрочем, давайте немного отвлечемся и ознакомимся с любопытными фактами…
ВОКРУГ БЫЧКА
27 сентября 1905 года в Нью-Йорке арестовали некую даму. Нарушение закона состояло в том, что задержанная… курила в автомобиле!
В 1999 году в США 10,3% аварий со смертельным исходом были вызваны тем, что водитель отвлекался от управления – прикуривал сигарету, занимался макияжем и т. п.
Письма типа «Не курите в автомобилях «Порше» получили в свое время все владельцы родстеров Porshe Boxter. Причина – возгорание двигателей у нескольких экземпляров данной модели. Причиной пожаров послужили дымящиеся окурки, затянутые в боковые воздухозаборники моторного отсека, расположенные позади дверей. Кстати, прямой отечественный аналог «Порше» по этой части – наш ушастый «Запорожец»!
Самый крутой экранный автомобилист – Джеймс Бонд – после «Лицензии на убийство» с Тимоти Далтоном уже не курил в кадре. Машины или женщины – это пожалуйста, а с табаком – ни-ни. А в настоящее время из голливудских звезд чаще других на экране дымят Леонардо Ди Каприо, Шарон Стоун и Джон Траволта.
Пора намекнуть на нескромный вывод, который так и напрашивается сам собой… Священнодействие с зажигалками, прикуривателями и портсигарами отвлекает от управления машиной куда сильнее, чем треп по сотовому телефону, однако же вне закона у нас объявлен именно мобильник… Но что-то не верится, чтобы наш процент вышеупомянутых аварий был ниже американского.
Конечно, если курильщику наплевать на собственную безопасность, то это его проблемы, но почему вместе с ним должен буду страдать я? Ведь мало того, что он в меня стукнется, не дотянувшись в повороте до прикуривателя, – он же, чего доброго, и загорится, если зажженный бычок упадет не туда! А если при этом сработавшая подушка безопасности вдавит сигарету или трубку в чью-то физиономию, то рассчитывать на адекватное поведение курильщика мне уже точно не придется – бррр…
Несерьезно все это, скажете вы? Да я и сам понимаю, что никуда, как говорится, «не достучусь»… Но можно все превратить и в попытку неуклюже пошутить – дескать, мультипликационный Волк докурился до того, что уже много лет стабильно попадает в аварии на любых видах транспорта. Только воспитанный Крокодил Гена не лезет за руль – дымит себе потихоньку и травит окрестных чебурашек…
А вообще-то, наши люди не зря говорят, что низкооплачиваемая работа все-таки вреднее алкоголя и курения. Куда уж денешься от дыма отечества…
ИЗ ИСТОРИИ «ДЫМА ОТЕЧЕСТВА»
Россию по части курения всегда «колбасило». Первым закурил Архангельск, причем по вине «транспортников» – британские моряки угощали наших. Зелье понравилось, но затем Кремль заняли непредсказуемые Романовы – после очередного московского пожара Михаил Федорович повелел применять к курильщикам… смертную казнь! Однако уже его сын монополизировал продажу табака – пусть, мол, государство обогащается… Но с его же подачи курильщиков вскоре начали лупить батогами, клеймить и ссылать на уборку снега в Сибирь. С воцарением Петра Первого добровольно-принудительно закурила вся страна, но затем вновь наступила пауза – аж до Екатерины Второй. Матушка возродила производство российского табака и ввела в моду сигарные банты, оберегающие белизну перчаток…
Прошло чуть меньше столетия, и Москва вновь начала бороться с пожарами от брошенных папиросок – курение на свежем воздухе запретили. Но Александр III вскоре опять разрешил дымить на улице и в общественных местах. Последний император также был заядлым курильщиком. А лет через семьдесят на пачках сигарет появились знаменитые надписи Минздрава, вызванные, впрочем, не столько заботой о ближнем, сколько дефицитом зелья. С началом нового тысячелетия маятник вновь качнулся в сторону здоровья… Надолго ли?