Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Промываем инжектор. трубочисты

ПРОМЫВАЕМ ИНЖЕКТОР. ТРУБОЧИСТЫ
Полная версия

Содержащиеся в нем смолы, а также «попутный продукт» бензоколонок – вода и грязь – системе питания не лучшие друзья. Так что хочешь не хочешь, а бензоносные сосуды время от времени надо промывать.

ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

Основных способов очистки инжектора два – ультразвуковой и химический. Первый, пожалуй, более эффективный. Кроме того, он позволяет визуально оценить качество распыла и производительность форсунок на разных режимах. Недостатки же его вытекают из достоинств. Поскольку все работы ведут со снятыми форсунками, только они и очищаются. А еще ультразвук может разрушить некоторые виды полимерных покрытий запорного конуса иглы, что чревато необратимой потерей герметичности.

Самый популярный способ химической чистки – ввести соответствующий препарат в топливный бак. Вопреки мнению скептиков, помогает отлично, но использовать его следует исключительно в целях профилактики. А значит, мыть систему с регулярностью ТО, завершая процесс сменой масла. Попытка таким образом омолодить неухоженный или, как это часто бывает, купленный с темной биографией автомобиль может закончиться плачевно. Грязь из бака, растворяясь в сольвенте, обретет подвижность и, пройдя по каналам, почти наверняка забьет фильтры форсунок.

Чтобы избежать неприятностей, лучше использовать специальную установку, работающую по довольно простому принципу. Вместо штатного топливопровода к рампе через переходники подключают бачок, заполненный моющей жидкостью. Давление во «времянке» создают обычным компрессором или электронасосом. Сорок минут работы на «суррогате» – и процесс завершен. Если в аппарате нет обратного слива (одноконтурная система), весь сольвент пройдет через форсунки и обеспечит им требуемую чистоту. Сама же рампа не очистится – моющий препарат в ней не циркулирует. Наличие обратки (двухконтурная система) позволяет довести до кондиции и рампу, несколько раз прогнав сольвент по кольцу еще до пуска мотора. Установки обоих типов чаще всего и используют в автосервисе.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Разумеется, далеко не всякий автовладелец определит причину недомогания железного друга. Приходится обращаться к специалистам.

Первым делом они убедятся в исправности зажигания, поскольку симптомы дефектов обеих систем схожи. Используют для этого мотор-тестер или обходятся свечным ключом и парой разрядников.

Затем подключают газоанализатор и фиксируют показания СО и СН. Когда промывка будет завершена, эти данные помогут оценить эффективность того, что сделано. Если в машине нейтрализатор, необходимо убедиться в работоспособности лямбда-зонда (сканером или мультиметром) и выяснить исходный коэффициент коррекции топливоподачи (после успешной промывки он должен измениться).

Следующая операция: снимают шланг с регулятора давления топлива в рампе и «заглушают» его вакуумметром, убивая сразу двух зайцев. Во-первых, по изменению разрежения за дроссельной заслонкой легко контролировать процесс мойки. Очищаясь, форсунки начинают лучше пылить, что ведет к росту оборотов, а регулятор холостого хода в ответ прикрывает байпасный канал, и разрежение за заслонкой соответственно увеличивается. Процедуру продолжают до тех пор, пока стрелка прибора не угомонится на одном из делений. Во-вторых, отключение регулятора позволяет хоть немного (приблизительно на 0,5 атм), но повысить давление в рампе. Мера вовсе не лишняя, если учесть, что сольвент плохо горит.

Теперь подключают установку. Все соединения – только с помощью адаптеров. Куски шлангов с хомутами или проволокой во избежание пожара запрещены.

При работе с одноконтурной установкой можно сразу пускать мотор. Давление в рампе при этом не должно превышать паспортного, иначе львиная доля сольвента перетечет в топливный бак. В двухконтурной сначала промывают рампу. В среднем на это уходит 10 минут.

Основная часть длится несколько дольше. Так, для полуторалитрового мотора необходимо сжечь около 400 мл сольвента, на что уходит примерно 40 минут. В середине процесса надо сделать перерыв на 15 минут, чтобы сольвент растворил нагар на клапанах и в канавках поршня. Эффект порой столь велик, что мотор не удается сразу пустить из-за временной потери компрессии! Впрочем, в следующую двадцатиминутку все отходы вылетают в трубу и работоспособность деталей полностью восстанавливается.

Опытный специалист все время будет также контролировать состояние нейтрализатора. Ведь вначале, с грязными форсунками, вероятны пропуски вспышек. Несгоревший сольвент, окисляясь в недрах нежного устройства, может поднять его температуру до запредельной величины, что приведет к спеканию керамических сот нейтрализатора. Кто заплатит за замену?

В самом конце промывки в установку добавляют чистый бензин, дабы промыть рампу от сольвента и посмотреть, как двигатель будет работать на родном топливе.

Свечи обязательно заменяем на новые! Ведь вся грязь, смытая с форсунок, «отметилась» на их изоляторах. Хорошо бы также сменить масло – кое-что перепало и ему.

Дело, в общем, нехитрое, но по силам ли оно нашим мастерам? Чтобы это выяснить, мы решили посетить несколько предприятий автосервиса.

В ОДНИ ВОРОТА

Осуществить задуманное оказалось не так-то просто. Из телефонных бесед с диспетчерами СТО официальных дилеров выяснилось, что многие такой услуги не оказывают: в сервисной книжке операция не прописана, а разводить самодеятельность – недосуг. Некоторые, правда, рассудили иначе. Страждущих обслуживают… по записи. То есть решение о целесообразности промывки принимает клиент. А уж коли записался – готовь деньги. Надо – не надо, все одно – вымоют.

Самые продвинутые предлагают компромисс – компьютерную диагностику с последующей заменой форсунок. Оговорена даже стоимость – около 4 тыс. рублей, включая запчасти. Это и настораживает – следуя такой логике, форсунки должны поменять независимо от исхода диагностики. Частные предприниматели средней руки это выгодное в общем-то дело в большинстве своем тоже игнорируют. Обнаружить искомую установку мы смогли лишь в шестом (!) по счету автосервисе. Очереди не было, и наш VAZ 2115 сразу загнали в бокс. Видно, пытаясь набить себе цену, лицезреть процесс мастер категорически запретил. Ходят, мол, всякие, а потом инструмент пропадает. Пришлось разворачивать оглобли – не оставлять же без присмотра дорогостоящий автомобиль! Мало ли что он там в одиночку накрутит.

В просторном, но плохо освещенном ангаре на Алтуфьевском шоссе нам упорно рекомендовали форсунки «прокипятить», подразумевая, очевидно, ультразвуковую мойку. Но мы настояли на безразборном способе. Похоже, с такой работой здесь прежде не сталкивались. Распаковав новенький чемоданчик с одноконтурной установкой, мастер погрузился в изучение инструкции. Не найдя конкретных указаний, куда какой переходник подключать, он перешел к тактике ненаучного тыка. В конце концов кое-как разобрался в хитросплетении четырех шлангов. До диагностики дело, разумеется, не дошло.

Вскоре после пуска мотора из-под капота повалил густой дым. Служитель сольвента и глазом не повел, объявив, что обгорает коллектор (это у автомобиля, который пробежал уже 50 тыс. км). Не вдаваясь в подробности, скажем: лишь благодаря нашей бдительности автомобиль не сгорел.

Во время второй попытки сервисмен снял воздушный фильтр. Сорок минут работы на щедро приправленном пылью воздухе тянули, как минимум, на замену поршневой. Пришлось инициативу пресечь. Лишь с третьего раза все пошло как надо. Время от времени сверяясь с инструкцией, мастер в точности воспроизвел весь алгоритм и, заменив свечи, вернул машину. Цена представления – 1200 руб. (хотели больше, но согласились дать скидку на моральный ущерб).

В других местах все происходило куда проще. Главное – никакой диагностики – ни до, ни после. Да и зачем, если клиент и без того созрел. Достаточно глубокомысленно подергать за тросик газа и заключить: мотор «тупит» (?). Да еще сослаться на рекомендации некоего «завода» о необходимости такой процедуры каждые 20–30 тыс. (ВАЗ, кстати, ничего подобного не декларирует). Правда, сам процесс ведут на совесть, не экономя ни время, ни сольвент. О результатах предлагают судить заказчику – мол, что говорить, сам почувствуешь. Мы не почувствовали ничего. Ведь исправный автомобиль сколько ни чини, лучше не станет.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Не имея достаточных оснований, не заказывайте мойку инжектора. Необходимость этого должен определить мастер после соответствующей диагностики.

Показателем эффективности процесса (а заодно и потраченных на него денег) служит изменение ряда параметров. Если не дают распечатку, попросите внести нужные цифры в заказ-наряд. Это, как минимум, побуждает исполнителя подойти к делу ответственно.

В сложных случаях порой целесообразнее заменить форсунки новыми (500 руб. штука).

Промывка инжектора – дело серьезное, связанное с вмешательством в топливную систему. Небрежность исполнителя (сорванная резьба, утеря уплотнительных колец и т. д.) чревата пожаром. Требуйте документального подтверждения проделанных работ – в случае чего будет основание для предъявления претензий.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.12.2004
Поделиться: