Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Материалы: цинкующие препараты. тридцатый элемент

МАТЕРИАЛЫ: ЦИНКУЮЩИЕ ПРЕПАРАТЫ. ТРИДЦАТЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Полная версия

Враг этот очень опасен: автомобиль теряет свой товарный вид, а с ним и цену. Но это еще не все. Ржавчина подтачивает силовые элементы кузова, подвески – и машина фактически разваливается.

Как сдержать коррозию? Один из самых эффективных способов борьбы с ней – цинковое покрытие стальных деталей. Тридцатый элемент таблицы Менделеева давно известен как один из надежнейших защитников стали, к тому же он относительно недорог, доступен, технологичен. Для кузовов современных автомобилей широко применяют оцинкованный металл и это позволяет предотвратить сквозную коррозию в течение 15 лет.

В промышленности цинк наносят в основном двумя методами – горячего цинкования или электрохимического осаждения. Оба требуют больших затрат – материальных и энергетических, к тому же они не всегда применимы, особенно для крупногабаритных конструкций и деталей сложной формы. Все это и дало толчок к разработке метода холодного цинкования – аналогичного нанесению лакокрасочных материалов.

Цинковое покрытие защищает поверхность железа (стали) двумя путями. Или образует механический барьер (изоляцию) из сплошной пленки оксида и солей цинка, или же при наличии влаги в ход идут электрохимические (протекторные) процессы, когда материал расходуется на восстановление дефектов самого покрытия, предотвращая коррозию железа.

Защита первого типа более характерна для горячего цинкования (сразу образуется сплошное влагозащитное покрытие), второго – для холодного. Однако в последнем случае в присутствии влаги электрохимические процессы изменяют структуру покрытия, и оно постепенно начинает работать как и после горячего цинкования.

Составы для холодного цинкования, чтобы обеспечить активную электрохимическую защиту стальной поверхности, должны содержать в сухом виде не менее 94% чистого цинка с размером частиц 12–15 мкм или не менее 88% цинка с размером частиц 3–5 мкм.

В продаже бывают цинкосодержащие грунты в аэрозольных упаковках, в основном импортные. Наиболее часто встречается «Zn-ГРУНТ» эпоксидный от Hi-Gear, к тому же единственный с инструкцией на русском языке прямо на баллоне.

Применение всех препаратов (фото 1) практически одинаково: обрабатываемая поверхность должна быть очищена от ржавчины, окалины, старой краски и обезжирена. Для повышения защитных свойств нелишней будет предварительная обработка поверхности железа фосфатирующими препаратами (например, преобразователями на основе ортофосфорной кислоты). Следует учитывать, что плотность цинка в несколько раз выше, чем «связующих», и в емкостях он выпадает в осадок. Перед применением такие составы нужно хорошенько перемешать. Даже после того как шарик в баллоне начнет свободно перемещаться, инструкция рекомендует встряхивать его еще и еще, по крайней мере минуту.

Покрытие получается серого цвета, довольно мягкое (что особенно заметно, если нанести, как это и рекомендовано, слоя три-четыре). Но поверх вы наверняка нанесете грунт, а потом это место окрасите в цвет машины – получится прочнее.

Из тех составов, что мы опробовали, трудней всего оказалось перемешать перед применением продукт Zinc Priming от Hycote – шарик легковат, взбалтывать нужно основательнее!

Естественно, мы обращали внимание и на эффективность распылителей – любой, кто хоть раз пользовался подобными аэрозольными препаратами, нас поймет. Не очень четко работали распылители Weld THRU от Mar-Hyde и уже упомянутый Hycote (фото 2).

Заодно напомним, что после нанесения покрытия канал распылителя аэрозольного баллона с любым высыхающим составом (это касается и лаков, красок и т. п.) нужно прочистить: перевернуть баллон распылителем вниз и нажимать, пока не пойдет чистый газ. Только так можно рассчитывать, что и в следующий раз баллончик будет работоспособен (столь существенную деталь составители иных инструкций забывают).

Холодное цинкование, обеспечивая высокие защитные свойства, привлекает еще и простотой применения, доступностью, относительной дешевизной. Форма и размеры обрабатываемых деталей роли не играют – более того, их можно потом снова подвергать механической обработке, сваривать и т. п., после чего вновь цинковать.

Для автолюбителей может представить также интерес набор «Цинкор-авто» для электрохимического осаждения цинка. Помимо основной задачи, он позволяет предварительно очистить поврежденное место путем электрохимического удаления ржавчины и обезжиривания. В набор (фото 3) входят два флакона с растворами, два электрода (один – из нержавеющей стали, другой – с цинковым наконечником) и провод с разъемом и зажимом.

Разъем подключаем к одному из имеющихся в наборе электродов (в зависимости от задачи), зажим – к плюсовой клемме аккумуляторной батареи. Обрабатываемую поверхность «натираем» электродом. Комплекта хватает на 0,8 м2! Толщина нанесенного слоя цинка может достигать 50 мкм. Последнее, очевидно, зависит от терпения исполнителя (фото 4 и 5).

В тех случаях, когда холодным цинкованием предстоит обработать большие площади, лучше купить материал оптом. Это обойдется минимум раза в четыре дешевле, особенно если используете отечественный состав – например, «Жидкий цинк» от ООО «МастерЪ» (ранее ООО «МАТЕК», см. ЗР, 2004, № 4) или «Цинол» от ЗАО «НПП ВМП».

Подпишитесь на «За рулем» в

01.12.2004
Поделиться: