Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Комплект для оздоровления

КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Полная версия

Но есть у проекта и противники. Они уверяют, что подобный шаг может похоронить наш автопром. Тем не менее «судьбоносное» решение правительство может принять уже в ближайшее время. Прикинем, что выиграют в этом случае наш АВТОЛЮБИТЕЛЬ, зарубежный КАПИТАЛИСТ и ДИРЕКТОР отечественного завода?

ЧЕГО ХОТЯТ АВТОЛЮБИТЕЛИ?

Естественно, хороших машин, дешевых и разных. Но как это ни печально, с первых же строк придется их разочаровать: в современной капиталистической России любое правительственное решение в первую очередь дает выигрыш бизнесменам. Потребитель же рассматривается лишь как источник денежных средств, да и то в одном ракурсе: «купит – не купит». С рыночной точки зрения это логично – благотворительность здесь ни при чем.

Сегодняшние цены на иномарки, собранные в России, сложились как компромисс между спросом и предложением. Если, предположим, будут сокращены до нуля пошлины на импортные компоненты для их сборки (отечественных нужного качества просто нет в природе), то, по расчетам экономистов, цена машины может снизиться в среднем на 5–7%. Но это отнюдь не значит, что так именно и произойдет. Зачем снижать цену, если на автомобили очередь? Так что в этой ситуации стоимость снизится, скорее всего, на чисто символическую сумму. А вот выбор автомобилей расширится: в ближайшее время в Россию обещают прийти новые «сборщики», и льготная «растаможка» компонентов им на руку.

ЧЕГО ХОТЯТ КАПИТАЛИСТЫ?

Прежде всего, собирать автомобили, а не производить их у нас по полному циклу. Темпы развития авторынка в России ласкают слух и отчасти вводят в заблуждение. Кажется, мы опять впереди планеты всей. Но проценты – всегда относительны. Россия сегодня – лишь потенциально привлекательный рынок для мировых автогигантов. Пока экономические и политические риски столь высоки, что вкладывать сотни миллионов условных единиц в строительство производственной базы иностранцы не спешат, хотя и делают разного рода «заявления о намерениях». Показательно, что в прошлом году иностранные инвестиции в автопроизводство в России оказались меньше, чем в строительство дилерских и сервисных центров в одной только Москве. Иными словами, автогиганты с удовольствием продают и обслуживают в России свои машины, а вот производить – не торопятся.

В сложившихся условиях правительство пытается стимулировать иностранцев хотя бы на открытие в стране сборочных производств. Такие проекты, естественно, не столь затратные, как на полноценное производство, и окупаются куда быстрее. Ну а в будущем, может быть, за сборщиками подтянутся и те, кто выпускает комплектующие. Вот ведь в Поволжье вслед за СП «Джи-Эм–АвтоВАЗ» пришли «Бош», «Теннеко», «Лир» и другие!

ЧЕГО ХОТЯТ ДИРЕКТОРА ЗАВОДОВ?

В конце 90-х правительство России приняло ряд законов, защищающих российских автопроизводителей. Но сегодня, даже по их оценкам, эти законы стали тормозить развитие отрасли. Отечественные автомобили из года в год теряют конкурентоспособность. Дальнейшее повышение пошлин на ввоз недорогих иномарок и компонентов – просто невозможно. Существует реальный спрос, который нужно удовлетворять, но предложения здесь пока крайне ограничены.

Например, «Форд», налаживая в России выпуск своих «фокусов», добился льгот на поставку сборочных компонентов, взяв обязательство до 2007 года добиться 50% локализации. На дворе – 2005-й, а в России для «фокусов» делают лишь боковые стекла, резиновые коврики, поддоны под аккумуляторы да наполнители для кресел. Даже учитывая, что в понятие «локализация» входит недорогая наша рабочая сила, половина никак не получается, да и вряд ли получится в ближайшие два года. «Форд» и рад бы заказывать все для своих машин российским производителям. Вот только они не готовы выполнять требования заказчика. Что же делать?

И «АвтоТОР», и «Форд», и «Автофрамос», равно как ТагАЗ, «ИЖ-Авто», «Джи-Эм–АВТОВАЗ», ежегодно увеличивают объемы производства. А значит – растет число рабочих мест, развивается рынок. Главное, что сегодня поняли и здесь, и там – в нынешних российских условиях даже сборка, а не полное производство машин – прибыльное и привлекательное для иностранных инвесторов дело.

«Фольксваген», «Ниссан» и «Тойота» в прошлом году недвусмысленно дали понять, что готовы в скором времени начать сборку своих автомобилей в России, если их не будут обязывать локализовать производство. Вспомним и другое: лишь только стало известно о планах отменить пошлины на комплектующие, как глава концерна «Рено» Луи Швейцер подтвердил намерение уже летом начать серийное производство в России «Логана».

А нашим директорам зачем снижение пошлин? Вроде бы для них это – нож острый… Дело в том, что иностранные компании, скорее всего, будут выходить на наш рынок, когда найдут солидного российского партнера, которому можно доверить и деньги, и технологии. А в этом как раз и состоит наша выгода, поскольку влечет освоение западных капиталов, развитие производства и строительство на основе новых технологий.

Получается, что при отмене пошлин на комплектующие должны если не выиграть, то по крайней мере не проиграть ни «они», ни «мы». Во всяком случае, на первом этапе. Подобные решения имеют экономический смысл, только если прописан срок их действия. Допустим, до 2008 года вы ввозите компоненты бесплатно, развиваете свою сборку, но параллельно заботитесь о создании заводов по производству комплектующих. А то ведь можете оказаться вдруг у разбитого корыта…

Что ж, остается ждать решения.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.03.2005
Поделиться: