Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Огнеборцы

ОГНЕБОРЦЫ
Полная версия

СИЛЫ И СРЕДСТВА

Надежной альтернативы огнетушителю у автовладельца нет. Кошма хороша, чтоб тушить пролитое топливо на асфальте. В моторном отсеке она бесполезна, поскольку не изолирует очаг от поступления кислорода. Воду надо лить сразу и много – но окажутся ли под рукой колонка, пожарный гидрант или водоем? Неплохо действуют автоматические системы пожаротушения, но они, во-первых, довольно дороги, во-вторых, не подходят для тушения салона (им ведь не объяснить, что заливать салон пеной или посыпать порошком надо лишь после эвакуации пассажиров) и,

в-третьих, не избавляют от обязанности иметь на борту огнетушитель! Последние выпускают трех видов.

Самый, пожалуй, эффективный – хладоновый. Он не только тушит огонь, но и резко сбивает температуру в зоне горения. Однако купить сертифицированный экземпляр в наше время, увы, не удастся. Дело в том, что Россия, подписав в 1987 году Монреальский протокол, отказалась от использования хладона. Те, что встречаются на рынке, – контрабанда из неприсоединившихся к запрету стран. Разумеется, проверки они не проходят, и нет гарантии, что содержимое не подольет масла в огонь.

Углекислотный огнетушитель (УО) содержит в чреве двуокись углерода под давлением около 70 атм. Прост, надежен, обслуживание сводится к регулярному (раз в год) взвешиванию. Утечка – единственная, пожалуй, возможная неисправность. Еще один плюс – огнетушащее вещество не оставляет следов и не провоцирует коррозию. К сожалению, углекислотой не потушить твердые (тлеющие) горючие вещества, коих полно в салоне автомобиля.

Порошковый огнетушитель (ОП) обычно лишен этого недостатка. Мало того, по огнетушащей способности он многократно превосходит углекислотный. Но ничего не дается даром – ОП требует перезарядки раз в 2–5 лет. Беда в том, что при потере давления порошок интенсивно впитывает влагу, постепенно превращаясь в твердое тело. Впрочем, виды отказов зависят от устройства огнетушителя. Самых распространенных конструкций три. Закачной огнетушитель с манометром легко контролировать. Пока стрелка в зеленой зоне, влага в сосуд под давлением не проникнет. Однако слепо доверять нежному прибору не стоит – измученный тряской и перепадами температуры, он в конце концов может соврать.

Огнетушитель с баллоном вытесняющего газа к запорной арматуре не требователен – давление «хранится» в высокопрочном сосуде. Визуальный контроль невозможен – по истечении гарантийного срока его придется либо перезаряжать, либо заменять новым.

Огнетушитель с газогенерирующим устройством по принципу действия похож на гранату. Но вместо запала-детонатора здесь применен капсуль-воспламенитель. Он поджигает пиротехническую таблетку, а та создает нужное давление. Конструкция надежная, но дорогая. Кроме того, сорвав чеку и открыв клапан, придется подождать, пока завершится химический процесс.

ПОЖАРНАЯ АЗБУКА

Как оказалось, специальных огнетушителей для автомобилей не выпускают – подбирать нужный приходится из универсальных. «Способности» каждого отражены на этикетке, надо только правильно расшифровать символы. ОУ – означает, что огнетушитель заполнен углекислотой, ОП – порошком. Ближайшая цифра – масса огнетушащего вещества. На борту легковушки надо возить не менее 2 кг. Если вы в пожарном деле не профессионал, лучше иметь еще столько же про запас.

Буква в скобках – способ вытеснения (З – закачной; Б – баллон; Г – газогенератор). И, наконец, набор букв в конце означает класс пожаров, которые данному огнетушителю «по зубам». А – твердые горючие вещества, В – горючие жидкости, С – горючие газы, Е – электрооборудование под напряжением. Лучше, если в маркировке присутствуют все четыре буквы. Перед первыми двумя дополнительно указывают ранг пожара (перед А обычно 1–2, перед В – 21–55) – чем выше цифра, тем лучше. Остальная аббревиатура не столь существенна. На маркировке приведена и пиктограмма последовательности пользования. Ее лучше изучить заранее и ни в коем случае от нее не отступать.

Дата выпуска – важная справочная величина, ведь огнетушитель (особенно порошковый) – товар скоропортящийся!

Достойное место на корпусе должен занимать значок сертифицирующего органа. В его отсутствие ссылки на зарубежные допуски недействительны!

Изучив надписи, не худо ознакомиться с сертификатами. Продавец должен предъявить два – соответствия и пожарной безопасности. Оба они не вечные – срок действия составляет всего три года.

Прежде чем отправляться в кассу, тщательно осмотрите понравившийся экземпляр. Огнетушитель – сосуд под давлением, поэтому предпочтителен металлический (для газогенераторных устройств это обязательное условие). Прибавка в весе невелика, а вероятность разрушения корпуса куда ниже.

Посовещавшись, мы решили, что нам подошел бы двухлитровый закачной порошковый огнетушитель в металлическом корпусе. Оставалось лишь купить его в магазине или, в крайнем случае, подыскать достойную замену.

КУДА ПОДАЛЬШЕ

Вообще-то огнетушители лучше приобретать в специализированных магазинах пожтехники – вроде салона «01» на Каланчевке в Москве. Но автомобилист, не искушенный в тонкостях огнеборства, предпочитает близкие сердцу «Автозапчасти», где непрофильный аксессуар должным уважением, увы, не пользуется. Объехав пол-Москвы, мы обнаружили лишь семь разновидностей. Все они (за исключением ОУ-2) оказались слишком «мелкокалиберными». По словам профессионалов, огнетушащего вещества в них (от 400 г до 1 кг) едва хватит на тушение спичечного коробка. Тем не менее мы решили проверить покупки в деле.

ГОРИ ЯСНО!

Горим! Из семи образцов только два способны на совесть побороться с огнем. Мысль о том, что недобросовестные поставщики будут тлеть в геенне огненной, – утешение слабое. Неужели в очередной раз надо изучать ГОСТы, символы и сертификаты? А может, автозаводам пора выпускать укомплектованные (как того требуют Правила) автомобили? Ведь большинство их владельцев в пожарном деле разбираются плохо…

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Главное – не терять головы! Первым делом высадите пассажиров, затем оцените, что, где и как горит. Желательно сразу обесточить автомобиль. Помните, что при открывании капота появляется тяга и интенсивность горения резко возрастает. Поэтому тушение надо начинать, едва приоткрыв капот. Огнетушители, рекомендованные для комплектации автотранспорта, способны работать не более 9–15 секунд. Однако можно (и нужно!) периодически прерывать подачу огнетушащего вещества, чтобы оценить эффективность тушения. И главное – огнетушитель может помочь лишь в начальной стадии возгорания! Если машина запылала вовсю, пора отступать на безопасное расстояние – жизнь и здоровье дороже.

Фото: Константин Якубов

Подпишитесь на «За рулем» в

01.03.2005
Поделиться: