Путешествия
МаршрутыНа выходныеС детьмиЗа границуКараванинг

Сынок, дай поиграть...

СЫНОК, ДАЙ ПОИГРАТЬ...
Полная версия

Культ Автомобиля, сопровождающий нас с незапамятных времен, предопределил и появление автомоделизма – увлечения масштабными моделями, имеющего характер неизлечимой болезни. Бороться с ней бесполезно, однако «профилактика» не помешает.

Итак – «болезнь» имеет две основные разновидности. В первом случае модель – купленную или собранную, готовую или самодельную – ставят за стекло на полку: она должна там стоять и дарить эстетическое наслаждение. А вот во втором – обязана двигаться, будь она кордовая, трассовая или радиоуправляемая. Последние два класса по праву считаются самыми массовыми – вот их и сравним. Нужно же прикинуть, чем заняться вашему ребенку – да и вам вместе с ним. А скорее всего – вместо него. А хобби все это или спорт – разберемся потом.

Для начала, если не хотите сложностей, купите пару радиоуправляемых игрушек или двухдорожечную игровую трассу и устраивайте домашние гонки. Но помните: эта штука заразная – один раз попробовав, остановиться действительно будет сложно. Очень скоро вы поймете, что «королевство маленькое – разгуляться негде». Захочется сравнить себя с другими, а затем стать лучше других. Но для этого первым делом нужны настоящие Модели.

Спортивные радиоуправляемые гораздо ближе к своим большим собратьям-автомобилям, чем к игрушкам, и принципиально отличаются от них разве что размерами. Модели могут быть дорожными или внедорожными, на жидком топливе или электротяге. Привод – на одну или обе оси, шасси – из ударопрочного пластика, жизненно важные элементы надежно закрыты. Производители заботятся о низком центре тяжести, характеристиках подвесок, ресурсе механических узлов, легко деформируемом кузове из лексана. На выбор предлагаются различные типы шин, амортизаторов, двигателей – всего не перечислишь. А скорости у машинок нешуточные – до 180 км/ч.

Трассовые модели попроще – они питаются от токонесущих шин, проложенных по трассе. Дифференциалов, подвесок и прочих сложностей у них нет, а вот с центром тяжести борьба ведется за десятые доли миллиметра. Для снижения центробежной силы шасси делают «плавающим» в горизонтальной плоскости! Кстати, скорость этих моделей также достигает трехзначных величин.

Если радиоуправляемая модель управляется с напичканного пульта ДУ – вправо, влево, назад и т.п. – то с трассовой коллегой все проще. Она может ехать только вперед, а поворот не регулируется – за это отвечает паз в трассе: за него модель цепляется специальной направляющей, а для управления остается только скорость. Но кажущаяся простота обманчива – переборщил с газом на входе в поворот – и модель уже в отбойнике, недожал – теряешь драгоценные доли секунды.

Любопытно, что с самими трассами картина по сложности обратная. Скажем, для радиоуправляемых моделей шоссейных классов в простейшем случае достаточно ровной асфальтовой площадки или пола в просторном помещении. Для соревнований внедорожников задача чуть сложнее: нужны мостики и трамплины. А вот трассовым моделям подавай специальный «хайвэй» с токонесущими шинами в полотне. Именно отсутствие таких трасс частенько становится основным препятствием для будущего моделиста.

Да, а деньги? Если вы выбираете серьезный радиомоделизм, то приготовьтесь к расходам, сопоставимым с затратами на содержание настоящего автомобиля: одно шасси с мотором может потянуть на 1000 долларов, а к этому ведь надо прибавить комплект радиоуправления и еще кучу всего. Цена спортивной трассовой модели существенно ниже – она начинается с отметки в 50 условных единиц. Игрушечная трасса с комплектом моделей и пультов также доступна – цены начинаются с 800 рублей. Но если рядом нет нормальной трассы – увы, о заоблачных целях придется забыть.

Что же выбрать? Для начала лучше всего найти ближайший к вам модельный клуб и выяснить, какое направление в нем превалирует. Если оба – то, как говорится, думайте сами. Ну а если в клубе только трассовое или только радиоуправляемое направление – туда вам и прямая дорога. Удачных стартов!

Подпишитесь на «За рулем» в

01.03.2005
Поделиться: