Чемоданное настроение
Пока в России таких машин немного (менее 0,5%), но их доля на рынке с каждым годом растет.
Мини-вэн – не маршрутка, поэтому третий ряд сидений владельцы используют крайне редко: с ним места для багажа почти не остается, да и удобство посадки-высадки оставляет желать лучшего (одно из немногих исключений – «Крайслер Гранд Вояджер»). Многие, путешествуя вдвоем, снимают и кресла второго ряда. Тогда в огромный багажный отсек легко поместятся не только чемоданы, но и лыжи, доска для серфинга или разборный катамаран. Некоторые умудряются возить в мини-вэне мото- или гидроцикл.
Покупают в основном подержанные автомобили, новые не многим по карману: самый доступный – «КИА-Карнивал» – в минимальной комплектации стоит около 20 тыс. долларов, цена же «Крайслера-Гранд Вояджер» зашкаливает за полсотни. Мы постараемся уложиться в 16 тысяч.
СО ВСЕГО СВЕТА
Мини-вэны, что колесят по дорогам России, – самого разного происхождения. Меньшинство продано здесь официальными дилерами. Корпоративные «разгонные» машины – обычно со сравнительно слабыми бензиновыми двигателями и механической коробкой передач; для себя же покупатели зачастую выбирали мощные версии с «автоматом».
Основной поток автомобилей – из Европы; в нем попадаются как здешние, так и заморские марки, главным образом японские. Автоматическая коробка передач встречается реже «механики», а дизели куда чаще бензиновых моторов.
Немало мини-вэнов везут из США и Канады. Помимо «крайслеров», «плимутов» и «доджей», встречаются «тойоты», «хонды» и «мазды» (хит сезона – «Mazda MPV»). Несмотря на дорогую растаможку (двигателей объемом до 2,5 л сравнительно немного) и доставку (около $1000), цены остаются вполне конкурентоспособными, в основном благодаря низкой стоимости этих машин там. Среди импорта из Америки практически не встретишь дизелей и «механики». Дотошный покупатель, владеющий английским, сможет проследить судьбу понравившегося «американца» по интернету, для этого достаточно знать VIN.
При заказе из-за границы комплектацию мини-вэна нужно оговаривать детально. Например, при покупке нового автомобиля многие владельцы отказываются от третьего ряда сидений. Если они вам нужны, проще и дешевле попросить перегонщика найти и установить «бэушные» на месте. При заказе в США стоит позаботиться о запчастях и эксплуатационных жидкостях для ТО – в Америке они стоят копейки.
ДИЗЕЛЬНЫЕ НЮАНСЫ
Дизельный двигатель для мини-вэна – «то, что доктор прописал». Устраивать светофорные гонки солидному автомобилю не пристало, а тратить драгоценные литры бензина на пробивание высоким «лбом» воздушного потока – жалко. К тому же самый малый в гамме двигатель нередко оказывается слабоват для груженой машины (пример – «Форд-Гэлакси»), что еще усугубляется неудачным выбором передаточных чисел трансмиссии («Рено-Эспас»). Дизели же отличаются «тракторным» моментом (загрузка не сильно снижает разгонную динамику) и экономичностью (средний расход солярки в полтора раза ниже, чем бензина). Для путешественника такой автомобиль – находка. На одной заправке нередко удается проехать тысячу с лишним километров!
Дизельные версии предлагают почти все производители (среди «отказников» – лишь «Хонда» да некоторые американцы). Но не все из них одинаково хороши для России. Лучший вариант – турбодизель с механическим ТНВД и обычными форсунками, которые и разобрать можно, и заменить недорого. Пример – дизель XUD9 на «Peugeot 806». До 1998 года подобные моторы шли и на «фольксвагенах».
Современные – с насос-форсунками – не менее надежны, но куда дороже в эксплуатации. Забарахлившую форсунку, как правило, приходится менять, а учитывая ее цену (около $900) и качество дизтоплива, к таким расходам нужно быть готовым, особенно если автомобиль уже побегал по России. Впрочем, одновременно форсунки не отказывают, поэтому в дороге за них не стоит беспокоиться. Чаще проблемы возникают из-за неисправности датчика массового расхода воздуха или турбокомпрессора.
Японские дизели в целом надежны, но специалистов по ним мало. Поэтому даже замена ремня ГРМ порой становится проблемой. Итак, если уж решились брать дизель, не скупитесь на тщательную диагностику, ТО и оригинальные запчасти – ремонт дороже выйдет.
ПОБЫСТРЕЕ ИЛИ ПОМЯГЧЕ?
Родоначальник мини-вэнов – «Рено-Эспас» – редкий гость на рынке, хотя отзывы о его надежности неплохие. Оснащение и отделка салона сегодня уже проигрывают многим конкурентам, а пластмассовые крылья и двери (у нас – несомненное достоинство) с 1998 года уступили место металлическим. Чуть выше спрос на французских близняшек – «Peugeot 806» и «Ситроен Эвазьон».
Если «жигулевский» темп разгона и «максималка» 160 км/ч вас устраивают, то стоит присмотреться к проверенному временем вихрекамерному дизелю. Хорошо себя зарекомендовал и наддувный бензиновый мотор. «Хонда Шаттл» и «Одиссей», «Мицубиси Грандис», «Тойота-Превия» в леворульном варианте сравнительно дороги, как и их сервис.
Среди «японских американцев» растущим спросом пользуется «Mazda MPV» последнего поколения. Двигатели объемом до 2,5 л позволяют уложиться в выгодный таможенный тариф. Салон-трансформер и сдвижные двери по обоим бортам делают «Мазду» не только хорошей путешественницей, но и вместительным грузовичком для поездок в супермаркет или на строительный рынок. Правда, подобрать экземпляр с немарким салоном не так-то просто! Пока MPV с трудом вписывается в выбранные нами ценовые рамки (предложения с двухлитровым мотором начинаются с 16 тыс. долларов), но уже появляются машины с пробегом по России – подешевле. Проблема лишь с доставкой запчастей: ждать приходится не одну неделю.
Следующий кандидат – чистокровный «американец». Родные братья «Chrysler Voyager», «Плимут-Вояджер» и «Додж Караван» уже несколько лет пользуются устойчивым спросом. У дизельных двигателей не очень хорошая репутация, зато бензиновые зарекомендовали себя отлично, особенно объемом свыше 2,5 л. Даже у базового (не удлиненного) «Вояджера» действительно семиместный, без всяких скидок, салон – в грузопассажирском варианте объем за спинками передних сидений достигает 4,7 м3.
Поклонников дизелей ждут стройные ряды немецких отпрысков: «Фольксваген Шаран», «Форд-Гэлакси» и «СЕАТ-Альгамбра», варианты по сути одного и того же автомобиля. Проблем с ними почти нет. Двухлитровый «фольксвагеновский» бензиновый мотор фантастически надежен, но тяжелым «вэнам» его маловато. А «Гэлакси» вообще официально продавали только с 2,3-литровым. «Шаран» и «Альгамбру» предлагают и в полноприводном варианте. До 2000 года задние колеса подключались через вискомуфту. После рестайлинга ей на смену пришла быстродействующая муфта «Халдекс» с электронным управлением. На ходу «немцы» заметно плотнее, жестче «американцев». Они отменно управляются и на высоких скоростях. На рынке таких машин очень много; шестилетки из Европы предлагают от 16 тыс. долларов, с пробегом по РФ – за 12–14. Дизельный двигатель поднимает цену примерно на 2 тысячи.
Последний вариант – для тех, кто любит уют старых «диванных» авто и их же простоту и ремонтопригодность. «Понтиак-Транс Спорт», «Шевроле Люмина» и «Олдсмобил-Силуэт» различаются лишь элементами оформления. «Транс Спорт» более спортивен, редкий «Силуэт» более изыскан, а простенькая «Люмина» – «рабочая лошадка». Больше всего на рынке экземпляров 1990–1996 гг. выпуска – с пластиковым кузовом на мощном стальном каркасе. Благодаря такой конструкции многие из них отлично сохранились. Двигатели 3,1 л в паре с «дубовым» трехступенчатым «автоматом» – практически неубиваемые, да и в ремонте несложны. Серьезных проблем с запчастями нет, к тому же многое подходит от… «Опеля» двадцатилетней давности. Стоят «пластмассовые вагончики» не дороже новой «десятки».