За рулем правит балл
Зачем вообще нужна балльная оценка? Какая машина быстрее «по паспорту» – подскажут данные производителя. Подтвердить их на практике или опровергнуть призваны наши измерения, когда все автомобили соревнуются в одинаковых условиях на одной и той же дороге. Кто самый красивый, дают понять фотографии – впрочем, распределять здесь места глупо, о вкусах не спорят.
Однако есть еще многочисленная группа важнейших свойств. Где комфортнее сидеть? Как работает коробка передач? Удобно ли управлять замедлением? А ведь по этим и другим качествам, по их сумме делают вывод, какой автомобиль лучше и насколько. Именно это составляет суть сравнительного теста – расставить по местам, определить победителя, понять отрыв от конкурентов.
Для этих качеств и придумана экспертная оценка. Она напоминает школьную или спортивную: после выполнения автомобилем некоего задания судьи-эксперты проставляют оценки в баллах по тому или иному предмету. Звучит совсем несложно? Подобный способ давно применяют в автомобильной промышленности, оттуда он перекочевал в арсенал коллег-журналистов... Однако попросту заимствовать чей-то опыт оказалось невозможным.
ПЕРВЫЙ БАЛЛ
Во-первых, мы посчитали корректным применять экспертную оценку только при сравнительных тестах. Итоговый балл не является абсолютом, он показывает место машины в данном тесте с конкретными соперниками. Пример из предыдущего материала: «Шевроле Лацетти» получил 7,7 балла и благодаря незначительному перевесу стал лучшим. Но это вовсе не значит, что при сравнении с другими соперниками он также получил бы 7,7 балла: на их фоне оценка наверняка будет иной. И конечно, нынешний балл справедлив только для данной модификации: машина с иным мотором, в другой комплектации заслуживает собственных оценок. Как в спорте: сегодня ты чемпион, но завтра кто-то может оказаться сильнее... И еще – в каждом соревновании свои призеры, потому сравнивать баллы «Мерседеса» и «Самары», полученные в разных тестах, конечно же, некорректно – они могут получить одинаковые оценки, но в своих классах.
Во-вторых, мы сочли, что все свойства автомобиля одинаково важны. Максимальная оценка в каждой категории – 10 баллов. То есть и за багажник десять, и за тормоза. Казалось бы, как можно ставить в один ряд столь разные качества? Можно: для будущего владельца как раз вместимость багажника порой важнее, нежели тонкости срабатывания ABS. Тем более, что от современных автомобилей, которые участвуют в наших тестах, трудно ожидать серьезных ошибок по части той же безопасности. Помимо прочего, единая 10-балльная шкала делает оценку более наглядной: согласитесь, 7 из 10 все-таки понятнее, чем 54 из 70...
В-третьих, выбирая параметры для сравнения, мы не могли обойти вниманием приспособленность автомобилей для России – как себя поведет машина на разнообразных дорогах, насколько доступно обслуживание, что и как можно выполнить самостоятельно? Вообще, все подобные вопросы мы свели в таблицу, из которой понятно, что именно оценивают эксперты.
СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛЛА
В нашем случае это сотрудники редакции, за плечами которых десятки и сотни протестированных машин. После подробного знакомства с тестовыми образцами (осмотры, поездки по дорогам общего пользования и трассам полигона) каждый эксперт заполняет собственную таблицу, руководствуясь опытом и уровнем предложенных машин. Затем судьи (3–5 человек) собираются вместе и, пользуясь такими шпаргалками, выводят оценки коллегиально. 10 баллов – идеал, когда невозможно представить себе лучшее исполнение. 8 – норма, твердое «хорошо» для данного класса. Все, что ниже – хотелось бы улучшить в той или иной степени. Общая оценка – среднее арифметическое от целых баллов, проставленных в отдельных категориях.
Не скажу, что обходится без споров, однако за время подготовки системы оценок и многократных проверок мы научились разрешать противоречия, благо их бывает не так немного.
Пользуясь приведенным здесь наглядным пособием, вы сами можете поставить баллы знакомым автомобилям... Что, не все получается? Предлагаем помощь эксперта. Перед вами лучший из них – журнал «За рулем». Надеемся, баллы сделают его еще удобнее, понятнее и он заработает у читателей... твердую десятку.
РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ
Сиденье
Удобно ли сидеть водителю? Как регулируется сиденье, насколько быстро можно найти свою позу? Не тесно ли за рулем?
Органы управления
Как расположены органы управления? Нужны регулировки руля, педалей, есть ли они? Логично ли работают переключатели? Понятны ли приборы и указатели?
Обзор
Насколько хорошо видно вперед, в стороны, назад? Удобны ли зеркала? Что мешает обзору: стойки кузова, подголовники, малые проемы?
САЛОН
Передняя часть
Удобно ли садиться в машину и выходить из нее? Нравится ли сиденье? Достаточно ли места? Как оформлен и чем оборудован салон?
Задняя часть
Удобно ли садиться на заднее сиденье и выходить из машины? Нравится ли сиденье? Достаточно ли места (2–3 человека)? Как оформлен и чем оборудован салон?
Багажник
Насколько велик багажник? Хороша ли его конфигурация, есть ли дополнительные отделения? Как сложить спинки и сиденья?
ХОДОВЫЕ КАЧЕСТВА
Скорость, динамика
Легко ли тронуться? Насколько энергично можно набрать скорость? Нравится ли эластичность? Устраивает ли работа коробки?
Тормоза
Достаточны ли интенсивность и надежность замедления? Как работает ABS? Устраивает ли усилие и информативность педали?
Поведение на дороге
Стабилен ли автомобиль на траектории? Как проходит различные повороты? Как реагирует на работу рулем? Есть ли склонность к заносу?
КОМФОРТ
Шум
Сильно ли шумит двигатель? Насколько слышна трансмиссия? Нет ли посторонних скрипов и стуков? Как звучит автомобиль в движении и на холостом ходу?
Плавность хода
Насколько комфортна подвеска? Достаточна ли энергоемкость? Нет ли излишней тряски, раскачивания? Есть ли вибрация на органах управления?
Климат
Достаточно ли эффективны отопление и вентиляция? Есть ли кондиционер, климатическая установка? Удобно ли ими пользоваться?
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К РОССИИ
Геометрическая проходимость
Достаточен ли дорожный просвет, углы въезда и съезда? Насколько уязвим автомобиль снизу, предусмотрены ли дополнительные защитные элементы?
Сервис
Как развита инфраструктура – сколько дилеров и СТО? Какова периодичность ТО? Возможны ли проблемы с оригинальными запчастями?
Эксплуатация
Какой инструмент прилагается к автомобилю? Как заменить колесо, какова запаска? Есть ли инструкция на русском языке?