Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

«неси меня, олень»?..

«НЕСИ МЕНЯ, ОЛЕНЬ»?..
Полная версия

Вот в I квартале этого года ГАЗ снизил продажи на 34,7% – до 33 383 автомобилей. За три месяца автозавод через свой торговый дом «Русские машины» продал 9,3 тыс. «волг» и 24 тыс. грузовиков и микроавтобусов (лишь по последним есть рост – 6,3%). Только, кажется, никого это не взволновало.

ГАЗ ПРОДОЛЖАЕТ... НО НЕ ВЫИГРЫВАЕТ!

Внешне вроде бы ничего и не происходит: из ворот цехов строго по графику выезжают новые автомобили – легковушки и грузовики, в том числе и серии «Валдай». Рабочие и ИТР регулярно получают зарплату, даже снижение продаж в I квартале, оказывается, было плановым.

– Да, спад продаж был, но его мы прогнозировали еще в начале года, поэтому сократили производство, – объясняет заместитель генерального директора ТД «Русские машины» Виктор Масленников. – Зато все, что произвели – продали.

Собственно, на этой ноте оптимизм всех, с кем пришлось общаться на ГАЗе, и заканчивался, потому что ситуация на огромном предприятии, где работает 58 тыс. человек, весьма и весьма непростая. Да, продукция расходится, зарплату получают регулярно, но новых легковых моделей как не было, так и нет, а переговоры с потенциальными иностранными инвесторами, хоть и проходят регулярно, заканчиваются ничем.

Но, как выяснилось, на ГАЗе есть не только невеселые новости.

– Сначала о «Волге», – продолжает Виктор Масленников. – Обещанной новинки – GAZ 31107 не будет. Такое решение принято окончательно. На автосалоне в Москве мы покажем очередную модернизацию модели GAZ 31105/">GAZ 31105. В ней место под капотом займет двигатель «Крайслер» объемом 2,4 литра, соответствующий нормам Евро III, а кроме того с помощью немецкой фирмы будет основательно обновлен интерьер. Параллельно дорабатываем мост и коробку – усиливаем надежность, снижаем шумность. При этом машина останется в той же ценовой нише, что и нынешняя. Как только перешагнем порог в 8000 долл., «Волгу» перестанут покупать, а мы пока занимаем с ней 4% рынка и долю свою отдавать не собираемся.

Будущее легкового направления связываем с иностранным партнером. Кто это будет – пока вопрос открытый. Но сами тратиться на разработку не станем – накладно и нет времени. А вот куда мы вкладываем и намерены это делать впредь, так это коммерческий транспорт – наше настоящее и будущее. И город, и село, и коммунальщики, и армия испытывают потребность в небольших грузовиках и микроавтобусах, так что семейство «Газель» – объект нашего особого внимания: будем его совершенствовать. Среди среднетоннажных автомобилей главным игроком становится сегодня «Валдай» – у него очень неплохие перспективы, по крайней мере на ближайшие пять лет. Особенно если появится автобус на его базе.

Дальше разговор свернул на болезненную для ГАЗа тему – о непрекращающейся в печати критике «газелей» с позиций безопасности.

– Какой уж год подряд нас целенаправленно бьют и бьют за это! – горячится В.Масленников. – По весне министр транспорта, говоря сегодняшним языком (сам я не люблю это выражение), «наехал» на «Газель» – требовал вообще убрать наш микроавтобус с рынка. Между тем он отвечает всем требованиям по безопасности для машин этого класса. Участились аварии на дороге? Так в былые времена с начальника автобазы голову сняли, если бы он такую машину и с таким водителем выпустил в рейс, а сейчас контроля в большинстве автопарков вообще нет. Прямо скажу: складывается впечатление, что кто-то лезет из кожи вон, чтобы освободить нашу нишу на рынке для маршруток другого производителя...

НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

С этой антигазелевской кампанией на ГАЗе связывают периодические провалы в сбыте продукции автозавода. Поэтому подстраховываются и все более активно в последние годы работают на внешних рынках. Установили хорошие связи с ЮАР – микроавтобусы «Газель» идут там на ура. В перспективе завод будет отгружать туда до 30 тысяч машин ежегодно! В планах – варианты поставок на Кубу, начался экспорт дизельных «газелей» в Турцию. В прошлом году за рубежом удалось продать 50 тыс. автомобилей, в планах на этот – уже 60.

Между тем всем понятно: легкой жизни у ветерана нашего автомобильного производства не будет. На рынок России выходит могущественный конкурент – автопром Китая.

– Пока китайцы только прощупывают почву, но их экспансия неминуема, – говорит наш собеседник. – Они обязательно постараются пробиться в нашу нишу. А что мы можем противопоставить такому натиску? У них за спиной – целенаправленная поддержка государства экспортных устремлений своих заводов. А у нас? Кто готов защищать национального автопроизводителя? Тот же Китай, вступая в ВТО, вытребовал себе огромные льготы, а наши переговорщики об этом, похоже, забывают. Два года назад приняли знаменитую концепцию развития российского автопрома. Единственное, что там правильно отражено – нынешнее состояние российских автозаводов. А что дальше? Нам все чаще говорят об ответственности бизнеса перед обществом, перед государством, но никто ни разу не слышал об ответственности государства перед бизнесом. Вот ГАЗ. Он создает рабочие места, платит огромные деньги в бюджет в виде налогов, но вопрос выживания, кажется, волнует только нас самих.

Прав наш собеседник или нет – покажет время. Пока олень еще скачет...

Подпишитесь на «За рулем» в

01.06.2005
Поделиться: