Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Не устраивай мне сцену!

НЕ УСТРАИВАЙ МНЕ СЦЕНУ!
Полная версия

Кстати, мастеров высшего уровня очень мало – человек 150 на весь земной шар. Но большая их часть – наши соотечественники.

О какой сцене идет речь и в чем, вообще говоря, сложности? Дело в том, что идеальный источник звука – это бесконечно малая «точка», содержащая в себе и «мидбасы», и «пищалки». Вот почему с «домашней музыкой» возникает куда меньше проблем, чем с «автомобильной»: колонки стоят далеко от слушателя, а потому их геометрические размеры и взаимное расположение динамиков не оказывают существенного влияния на восприятие музыкальной картины. Сел в кресло и отдыхаешь: скрипочка, виолончель и ударные находятся именно там, где они должны быть: звуковые образы создают перед нами воображаемую звуковую сцену. Но попробуйте придвинуть свое кресло вплотную к одной из колонок – сцена «развалится» немедленно! Более того – вместо музыки вы услышите шум воздуха, скрипы диффузоров… В общем, немедленно захочется все это выключить.

Если в квартире достаточно отодвинуть кресло на место, то в машине квартирная идиллия невозможна по определению. Какая там «точка», когда динамик – вот он, в двери! А если «музыку» устанавливал неопытный радиолюбитель, то будьте уверены: вместо альтов и тарелок вы услышите конкретные «пищалки» и «мидбасы»… А как может быть иначе: ведь даже динамики одного канала разбросаны по разным местам! Казачий хор старается на уровне коленок, а «звон бубенцов» исходит от стойки ветрового стекла. А уж про разницу расстояний между правым и левым каналами вообще думать не хочется – одно расстройство. Чуть откинулся назад – ага, появились «низы»; вернулся обратно – опять пропали… И бороться с этими проблемами очень тяжело. Но можно!

Выстраивание правильной звуковой сцены начинаем с «пищалок» (они же – «твиттеры»). Конечно, выровнять расстояние между правой и левой «пищалками» нам не дано – мы же сидим не в центре! – однако можно поиграть с отраженным звуком и развернуть их в сторону ветрового стекла. Оно хорошо отражает звук, а потому такой прием вполне оправдан. Пути высокочастотных сигналов не станут при этом одинаковыми, но относительная разница между левым и правым существенно уменьшится. А нельзя ли по-простецки перетащить «пищалки» к заднему стеклу? Нет, нельзя – тогда наши уши четко локализуют источник «бубенчиков» с «задней парты», а это никуда не годится: звук должен быть только фронтальным! Кроме того, не надо забывать, что расстояние от уха до «пищалки» и «мидбаса» также по возможности должно быть одинаковым.

В простейших случаях этим можно и ограничиться. Однако современная техника легко позволяет сделать то, что еще десяток лет назад было нереальным. Сегодня уважающая себя «голова» имеет возможность вносить в звуковой сигнал временную поканальную задержку, тем самым выравнивая неравенство между динамиками левого и правого каналов. Ведь очевидно, что в леворульной машине звук правого канала всегда будет запаздывать по отношению к левому – на практике эта величина составляет до полутора миллисекунд! Так вот: умная «голова» может задержать «левый» сигнал на заданную установщиком величину, причем не в ущерб качеству. Входим в меню, «сдвигаем» источник звука и выводим центр звуковой сцены в нужную точку, равноудаленную от её границ. И еще можно чуть-чуть подрегулировать баланс: задержка задержкой, а правому каналу надо немножко добавить громкости: он же дальше от слушателя!

А как же отражение от ветрового стекла? Зачем оно нужно при наличии столь умной «головы»? Оказывается, все равно нужно! Если направить «пищалки» прямо на слушателя, то может получиться то, о чем мы упоминали в начале: вместо музыки вы услышите собственное «дыхание» динамиков – скрипы, шумы и т.п. Так что аккуратно разворачиваем «пищалки» к стеклу и… и вот здесь-то и начинается искусство установщика: на «пищалках» держится практически все! Сцена может получиться узкая, но далекая, или широкая, но близкая – возни хватит надолго.

«Крутые» головные устройства типа «Pioneer P9R» или «Bremen MP74» позволяют вводить задержки по всем динамикам. Если установщику удается выстроить сцену так, что при прослушивании вы четко ощущаете пять музыкальных инструментов, равномерно расположенных по сцене на уровне глаз, то он – молодец. Но, как мы уже говорили, это – искусство высшей пробы: оно дано не всем.

А как же быть с «мидбасами»? «Пищалки» относительно легко двигать «туда-сюда», но как регулировать расположение массивных динамиков? По десять раз переделывать подиумы по принципу «чуть лучше, чуть хуже»? Да – у новичка другого пути нет. Матерый мастер тоже может ошибиться, но ему помогает опыт. Он чувствует, как надо располагать акустику в машине с данной «фигурой», и может безошибочно предугадать, в каком из двух автомобилей звук будет лучше. И конструкцию подиума он обычно угадывает с первого раза – миллиметры, градусы и все такое.

Понятно, что подобного рода занятия недешевы и оправданы лишь в двух случаях: либо как хобби, либо для очень требовательных меломанов, не привыкших слушать абы что. Но важно отметить, что никакая штатная «музыка», будь она установлена даже в очень дорогих авто, сцену не выстроит: там обычно берут не качеством установки, а количеством ватт и динамиков. А чтобы «заболеть» настоящей сценой, нужно, например, посидеть в салоне представленного на фото «Фокуса». И послушать, как звучит «музыка», установленная мастерами…

Подпишитесь на «За рулем» в

Колодочкин Михаил
01.06.2005
Поделиться: