Путешествия
МаршрутыНа выходныеС детьмиЗа границуКараванинг

Слабое звено

СЛАБОЕ ЗВЕНО
Полная версия

Шутка насчет «неучей» кого-то задела: нельзя, дескать, «оскорблять» людей… Но кто такой неуч? Это человек необученный – и только. Мы живем в свободной стране, где каждый волен любить автомобиль, не ведая местонахождения мотора! Ну а конкурс рассчитан на тех, кого этот вопрос не приводит в замешательство – они нам и пишут.

Итак, к делу! По условию задачи, автомобиль был «обычный». Значит, не стоит рассуждать о «вариантах» 2107 с впрыском – ничего похожего под капотом не было. В этом случае внезапная («как отрезало») остановка мотора невозможна из-за казусов с питанием, в предыдущей задаче об этом уже говорили немало. Остается зажигание, газораспределение да тяжелые поломки, вроде неожиданного клина двигателя. Но каждому ясно, что даже великий маг Копперфильд не может в пять минут починить штифт, связывающий распредвал со звездочкой. Или заменить лопнувший ремень привода ГРМ (если на «семерке» почему-то был двигатель 2105). Да мало ли еще работ, которые так легко не сделаешь! Между тем сама вероятность серьезных поломок хорошо собранного и ухоженного двигателя ничтожна.

Гораздо чаще, как отметил ваш остроумный коллега из Тюмени, мотор неожиданно глохнет «из-за ерунды в зажигании»! Ничего себе – ерунда: вы начали обгон длинной фуры, поравнялись с серединой, встречная машина уже близко… и тут глохнет мотор! Такие ошибки лучше изучать, опираясь на чужой опыт. На свой – накладно и опасно…

Классическая система зажигания, в принципе, очень проста, надежна, но и она порой отказывает. Ну-ка, поворошим письма! Вот одна из идей, высказанных читателями из Омска, Хабаровска, Москвы, Тбилиси – наблюдательные умы зацепились за слово «вьюжит». Отсюда… что? Снег под капотом. Вода на распределителе, высоковольтных проводах! Ну и Юра, конечно, все вытер насухо – и завел мотор.

А других неисправностей не могло быть? Предположим, не только не вьюжило, но от зноя трещала голова!

Извольте! Таких ответов – несколько сотен. Наш автомобилист не лыком шит – он в технике разбирается. Большинство заметило: Юра сразу попросил открыть капот, в салоне ничего не делал, стало быть, любые рассуждения насчет дефектов замка зажигания и проводов беспочвенны, да и времени на это могло уйти немало… Нет, весь круг поиска – только под капотом!

А здесь есть давно известные «слабые звенья». Так, при нарушении высоковольтной цепи в распределителе зажигания (перегорел помехоподавительный резистор, пробит высоким напряжением бегунок, разрушился подпружиненный «уголек» в крышке распределителя, не до конца вставлен в гнездо центральный провод!) – мотор заглохнет.

Как эти неполадки устранять? Вот это сообщаем для «необученных»! Центральный провод воткнуть на место (он, кстати, может быть «недовоткнут» и в катушку зажигания!). Сомнительный резистор заменить кусочком провода, полоской фольги и т. п., чтобы устранить разрыв цепи. Пробитый бегунок? Через него ток высокого напряжения убегает на «массу». Получившийся свищ нужно чем-то перекрыть, например, подложив под бегунок несколько слоев полиэтиленовой пленки (какой-нибудь пакет наверняка найдется если не в машине, то за обочиной…). Даже рассыпавшийся уголек можно чем-нибудь временно заменить: его выпиливали из завалявшейся в багажнике щетки электродвигателя, вырезали из простого грифельного карандаша и т. п.

Ну а если сама катушка не вырабатывает высокого напряжения? В этом случае Юра бегло осмотрел бы низковольтную цепь. Не отсоединился ли какой-нибудь провод? (Опытный глаз это видит сразу.) Нет «плюса» на катушке – можно подать напрямую с аккумуляторной батареи. Иногда рвется проводок, подводящий ток к подвижному контакту прерывателя, – это легко «лечится». Кстати, а не исчез ли зазор между контактами? Ослабнет винтик, износится пластмассовая «ножка» – вот и нет зазора. Даже на глазок можно «выставить» примерно полмиллиметра, очистить контакты – и заводи! Правда, судя по условию задачи, Юра и прерывателя не трогал. Кто-то из читателей вспомнил о возможности пробоя конденсатора, но заменить-то все равно нечем!

Каков итог? Скорей всего мотор остановился по вине бегунка или его резистора, что подробно описано и в ответе нашего победителя. Остается поздравить Владимира Яшнова с заслуженной премией в 6000 рублей!

ЗАДАЧА ТРИДЦАТАЯ

Любит завгар заграничные слова! С ними на устах и влетел, улыбаясь, в курилку: на нашей древней «девятке» – чудеса! Недавно заменили радиатор – вот тут и началось! На холостом ходу вроде нормально охлаждается, хотя электровентилятор ревет дольше обычного. На высоких скоростях – без проблем. А вот когда едет со скоростью километров около тридцати-сорока, да при большой нагрузке, – стрелка «градусника» тянется к красной зоне: намедни поднимались по крутой полевой дороге от берега Иртыша, так чуть мотор не запарили, хотя вентилятор ревел во всю мочь!

Завгар доволен. Причину нашел сам, без помощников – теперь нас проверяет. Ну а что скажут читатели ЗР?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 июля 2005 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail:exp@zr.ru. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.06.2005
Поделиться: