Москва как она есть
В прошлом году издательство «За рулем» подготовило и выпустило аналитический сборник, где были впервые собраны и обработаны данные о состоянии российского автопарка, автопрома, автомобильного рынка. Назывался сборник «Россия за рулем-2004». Отдельные материалы из книги публиковались на страницах журнала «За рулем». В этом году продолжение следует: мы предлагаем серию публикаций о состоянии автопарка в ряде ведущих регионов России. Надеемся, что эти своего рода уникальные данные будут интересны не только специалистам, но и многим нашим читателям. Начинаем, естественно, с автомобильного парка столицы.
На 1 января 2005 года на учете в Москве состояло 2 876 194 автомобиля – за год автопарк вырос на 438 175 легковых машин (почти на 18%!). Таких темпов страна не знает. За год парк в Российской Федерации увеличился «всего» на 7,1%. Правда, с чем сравнивать: в европейских странах этот показатель, равный двум процентам, считается успехом.
Столичный парк по-прежнему самый интернациональный: отечественные авто, как и по стране в целом, конечно же превалируют (59,1%), но иномарок вдвое больше, чем в среднем по РФ (40,9%). Оно и понятно – столица. Не на «ладах» же и «волгах» разъезжать чиновникам государственного и городского масштаба. Для этого есть «мерседесы», БМВ, «ауди». О представителях бизнеса и говорить нечего. Но куда показательнее, что и рядовые москвичи все больше делают выбор в пользу иномарок. Во всяком случае, если обратиться к продажам новых автомобилей в 2004 году, то собственно российских марок среди них всего 46,5%. Остальные – иномарки! В денежном же исчислении цифры, видимо, получатся куда более разительными. Средняя цена «нашемарки» пока еще в пределах 6–7 тыс. долл., тогда как иномарки стоят втрое дороже. Так что москвичи, чьи материальные возможности выше, чем в целом по России, свой выбор уже сделали.
Столичный автопарк моложе, чем российский, – свежих автомобилей (до трех лет) здесь около 17%. Причины те же – в регионе самые высокие доходы населения. Весьма любопытно, что отечественных автомобилей возрастом «от трех до семи» – 28%, чуть больше, чем в среднем по России, тогда как совсем новых и тех, что старше семи, – меньше (13,6 и 57% соответственно). Это свидетельство того, что кризис 1998 года в столице прошел значительно болезненнее, чем в регионах. Переключались преимущественно на родные машины, но быстро пришли в себя. В результате в иномарочном парке, соответственно, «молодых» и «старых» чуть больше (19,6 и 59,4%), а средних – меньше (20,1%). Так что по возрастному составу и структуре автопарка можно, оказывается, ставить экономический «диагноз» тому или иному региону!
Если же обратиться к «прибавлению в семействе» за прошлый год, то вырисовывается следующее. Да, парк Москвы вырос на 438 тыс. легковых машин (почти на 18%), но новых из них чуть больше половины – 275 801, остальные – дети вторичного рынка. Малую часть последних привезли из других регионов России, в большинстве же – это только что ввезенный зарубежный «секонд-хэнд». Москвичи его по-прежнему уважают. (Анализ парка подержанных иномарок – отдельная тема, и к ней мы обратимся в одном из номеров.) Среди новых автомобилей впереди по-прежнему АВТОВАЗ (как и по всей стране). В прошлом году в столице продана каждая седьмая из произведенных в Тольятти машин. Далее идет ГАЗ… И все – о «нашемарках» забыли.
Из иномарок (см. табл.) на первом месте «Хёндэ» (москвичи купили почти 40% всех автомобилей южно-корейского концерна, проданных в РФ), далее идут «Форд» (36%), «Ниссан» (49,5%)… По престижным маркам этот процент еще выше: «Мерседес» – 62, «Ауди» – 65,6, «Бентли» – 82,6%… Объяснять почему – не надо. Столица! В прошлом году в РФ было официально продано семь новых «роллс-ройсов», а в Москве таких зарегистрировали… 12. Соответственно «Порше» – 240 и 514! Значит, живы еще «серые» дилеры… Да что там говорить – в Москве поставили на учет «Москвич» 2004 года выпуска, при том что одноименный завод три года как не работает!..
В ближайших номерах мы продолжим знакомство с региональным парком машин.