Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Дешевого бензина не будет

ДЕШЕВОГО БЕНЗИНА НЕ БУДЕТ
Полная версия

В своих оценках, как оказалось, мы были недалеки от истины. В конце весны некоторые «горячие головы» прочили резкий, до 20% скачок цен, но, к счастью, этого не случилось.

СУЕТА ВОКРУГ ПОСЕВОВ

Во многом этому помешало государство, введя высокие пошлины на вывоз сырой нефти.

– Высокие пошлины сейчас заставляют нас искать сбыт внутри России, – говорит вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун. – При этом наша компания больше не будет искусственно сдерживать цены на своих АЗС. Просто станем двигаться вместе с рынком.

Это признание – свидетельство того, что бензиновый бизнес в России можно уже рассматривать как вполне цивилизованный. Сложился баланс спроса и предложения. И дальше, если ничего экстраординарного не произойдет, цены на бензин будут расти в среднем на 1% в месяц, что по темпам совпадает с мировыми тенденциями.

В чем же тогда причина весенней бензиновой лихорадки? Ажиотаж устроили прежде всего… политики. Так, в разгар посевной губернатор Красноярского края Александр Хлопонин заявил, что рост цен на бензин страшнее монетизации:

– Перед началом посевной кампании в сибирских регионах цены на нефтепродукты выросли на 40%, но субъекты федерации не имеют рычагов влияния на эту ситуацию, – заявил губернатор, – сверхдоходы в виде пошлин и акцизов от продажи топлива по завышенным ценам остаются на федеральном уровне. Регионы от этого ничего не имеют… Правда, – добавил он, – посевную кампанию мы пройдем без срывов.

Никакого отношения к собственно ценам на бензозаправках это и ему подобные высказывания не имеют. Если перевести с политического языка на обычный, то это острое желание региональных чиновников зафиксировать цены на топливо для сельхозработ или получить на эти цели субсидии из казны. Независимо от реакции федеральных властей подобные «инициативы» способны раскачать рынок бензина – механизм, надо сказать, весьма чувствительный.

К счастью, в этом году он очередную атаку выдержал. Если бы она удалась, мы в России получили бы ситуацию, схожую с той, что была на Украине. Там «оранжевый» премьер Юлия Тимошенко обвинила российские топливные компании в заговоре против «незалежности», а затем ввела фиксированные цены на бензин. Итог – топливо на украинских АЗС тут же пропало, и впервые за многие годы на заправках возникли очереди.

После нескольких раундов переговоров украинское правительство перед нефтяниками извинилось, цены отпустили (потом, правда, они выросли, но совсем немного – на рубль, в переводе на российские деньги). Конфликт был погашен, бензин у наших соседей снова повсеместно – добраться на своей машине до Крыма этим летом можно без проблем. Но, как говорится в одном анекдоте, «осадочек остался» и выразился в том, что Украину на саммите ЕС не признали страной с рыночной экономикой. Рухнули инвестиционные рейтинги, страна осталась без долгожданных западных вливаний.

ПОДЕШЕВЛЕ ИЛИ ПОЛУЧШЕ?

– Да какое нам дело до политики, посевных и инвестиций! – гневно заметит иной читатель. – Мне надо мой «жигуль» подешевле заправлять, чтобы на дачу доски возить, а с дачи картошку. Нефтяники жируют, государство бездействует, а мы… Доколе!

Справедливо, в общем-то. Государству до забот рядового потребителя бензина АИ-92 формально дела нет. Хотя бы потому, что оно сегодня на бензиновом рынке выступает как игрок, а не контролер. Установленные им высокие акцизы на топливо – одна из причин того, что наши розничные цены превзошли американские. При этом качество бензина находится в весьма странной связи с ценой: чем оно ниже, тем ниже акциз. Например, за бензин марки 80 в казну надо платить 2657 руб. за тонну, за 92-й и выше – уже 3629 руб. Если перевести на литры, то акциз в литре АИ-92 доходит до 2,6–2,7 руб. (около 17% от стоимости). Получается, что правительство подталкивает нечистых на руку дельцов: давайте, ребята, «бодяжьте» – сегодня это выгодно… Минэкономразвития вроде хочет изменить такой порядок вещей: предлагают понизить ставки акцизов для качественных видов топлива. Такое, по расчетам министерства, снизит цены на высокооктановый бензин и даст возможность заводам больше вкладывать в реконструкцию и модернизировать мощности. В чем они крайне нуждаются.

НЕФТИ МНОГО, БЕНЗИНА НЕ ХВАТАЕТ

Россия – страна парадоксов. Добывая миллиарды бочек нефти, мы регулярно испытываем недостаток бензина. Наша нефтепереработка может обеспечить лишь 70% от необходимого количества АИ-92, а нехватку АИ-95 эксперты оценивают в миллион тонн в год. Вообще же сегодня в России из сырой нефти вырабатывается несравненно меньше бензина, чем, скажем, в США. Из тонны нефти в РФ получают 150 литров бензина, а там – 430–450 литров… Нужны комментарии?

ЗАПРАВКА С КОМФОРТОМ

– Когда говорят о цене бензина, упоминают только один аспект его стоимости – нефтяной, – говорит глава пресс-службы «ЛУКойла» Дмитрий Долгов, – но ведь никто не покупает бензин прямо из трубы. На цену бензина влияет еще стоимость строительства, реконструкции и содержания автозаправочных станций. А это немалые суммы.

Мы беседуем с ним на Ленинградском шоссе, возле новенькой станции «ЛУКойла». Слово «бензоколонка» у «ЛУКойла» ныне под запретом. С этого года компания ввела новые стандарты для своих АЗС. Там, между прочим, обязательно должен быть магазин с солидным набором товаров, бар, стойка со свежей прессой, даже стенд для компакт-дисков.

Глупости все это! – скажет кто-то. Но с цифрами не поспоришь. После реконструкции этой АЗС в соответствии с новой концепцией реализация бензина выросла в 1,6 раза, а сопутствующих товаров – в два раза. Выходит, готов российский водитель к цивилизации – только дайте ее!

На наших глазах на АЗС въезжает микроавтобус с надписью «Контроль качества нефтепродуктов». Производят забор пробы из подземной цистерны и тут же в автобусе подвергают анализу. Через несколько минут – результат: бензин АИ-95 соответствует ГОСТу.

Все это замечательно: и нарядные заправщицы, и обходительный персонал, и свежие пончики в кафе. Вот только строительство одной такой АЗС в пределах Московской области обходится в 1–1,5 млн. долларов. Кто же в итоге будет платить за качество и контроль? Ну конечно же мы с вами. Но если уж платить – то хотя бы ощущая свою причастность к цивилизации. Обратной дороги к ржавой бочке у России, видимо, уже нет.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.08.2005
Поделиться: