Как быстро все меняется
Одни источники (ЗР в том числе) всегда относили его к иномаркам, другие – плюсовали к продукции АВТОВАЗа, а третьи и вовсе оговаривали: «включая (или исключая) СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ». Чем дальше, тем путаницы могло стать больше, и мы решили оперировать единым списком. Получилась такая вот картина…
По отечественным компаниям мы приводим здесь данные не о производстве, как раньше, а об отгрузке товара дилерам. Иными словами, завод автомобили продал, а вот дошли ли они до конечных покупателей – пока неизвестно. Впрочем, такие же данные в большинстве случаев мы получаем и от иностранных представительств. Все материалы по отечественным производителям – от аналитической службы компании «АСМ-Холдинг», а по зарубежным – от их официальных представительств. Единственное допущение – количество проданных автомобилей «Шевроле Нива»; его мы рассчитали, исходя из цифр выпуска. По необъяснимым причинам руководство СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» дает лишь общее число произведенных и отгруженных автомобилей, отказываясь отделить «нивы» от «вив».
Для «старых» отечественных производителей первое полугодие оказалось крайне неудачным. В январе-апреле продажи практически остановились, и все без исключения автозаводы пошли на вынужденное сокращение рабочих смен и дней, а то и временную остановку производства. Хуже всего дела обстояли на «ИжАвто», где за полгода выпустили 23,3 тыс. автомобилей (в первом полугодии 2004-го – 45,9 тыс.). Сокращение производства составило 50%! В итоге завод вынужден был в июле снять с конвейера свою единственную собственную модель Izh 2126 и все ее модификации.
Крупнейший наш производитель АВТОВАЗ хоть и не ощутил такого спада, сократил выпуск на 4%, а продажи – на 5,3%, и только в начале лета положение стабилизировалось: в июне 2005-го объем продаж в России в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года был увеличен на 10% – до 55 360 штук (при том, что выпущено за этот месяц было 55 084 машины).
Не слишком радужная ситуация сегодня и на СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ». Как там сообщили, за первые шесть месяцев 2005-го выпущено 28 290 автомобилей (на 18% больше, чем за такой же период прошлого года – 23 930 автомобилей), но при этом дилерам отгрузили 22 640 машин. Это на 10% меньше, чем в первом полугодии 2004-го (24 861). Невостребованными пока остаются примерно 5,7 тыс. машин (ежемесячный выпуск 4,7 тыс.).
Если кто и увеличил выпуск (при этом продав все!) – так это новые отечественные сборочные заводы: всеволожский «Форд», таганрогский ТагАЗ, калининградский «Автотор». Московский «Автофрамос» только-только начал производство седанов «Логан», но даже еще не собранные машины проданы – до октября включительно.
Общая картина продаж за шесть месяцев такова: «старые» отечественные производители хоть и занимают более половины рынка, но доля их сокращается: с 73,6% (первое полугодие 2004-го) до 61,9%. За год потерять 11,7% рынка – это серьезный сигнал! А прогноз еще более неутешительный. Единственный, кто держится – это АВТОВАЗ (он такой крупный, что устоит долго), а вот остальные производители могут очень быстро покинуть рынок, как это только что случилось с маркой ИЖ…
В первом полугодии 2005 года на российском рынке было продано примерно 270 тысяч новых иномарок (включая продукцию СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ» и других сборочных предприятий на территории России). Доля автомобилей российской сборки в объеме реализации иномарок по итогам полугодия составила примерно 25%. А средний уровень реализации новых иномарок в начале лета в России превысил месячную планку 50 тысяч штук. Это уже сопоставимо с тем, что «показывает» АВТОВАЗ. Восемь иностранных компаний преодолели психологическую планку в 10 тыс. автомобилей. Это «Хёндэ» (продано 42,4 тыс. шт.), «Шевроле» (с учетом СП – примерно 30,7 тыс. шт.), «Тойота» (29,8 тыс. шт.), «УзДэу» (28,9 тыс. шт.), «Мицубиси» (24,7 тыс. шт.), «Ниссан» (19,8 тыс. шт.), «Форд» (19,7 тыс. шт.) и «Рено» (10,5 тыс.). В спину им дышат КИА (9,7 тыс. шт.) и «Мазда» (9,1 тыс. шт.).
Первая десятка лидеров продает сейчас около 85% иномарок на российском рынке. Причем три корейские («Хёндэ», «Дэу» и КИА) за первые шесть месяцев текущего года суммарно реализовали в России 81 тыс. автомобилей (30% общего объема за полугодие!). Две модели «Хёндэ» собирают в Таганроге, «Дэу» – в Узбекистане, а в августе начинается сборка «КИА Спектра» в Ижевске… Так что корейцы практически уже «взяли» российский авторынок. И невысокой ценой (в первую очередь на машины местной сборки), и широким модельным рядом в сочетании с хорошим качеством автомобилей, и развитой сервисной сетью. За ними идут японцы. Американские и европейские бренды от азиатов сильно отстают. Исключение составляют разве что «Шевроле» и «Форд», имеющие в России собственные производства. Остальные в конце второго десятка списка иностранных фирм на российском рынке. Испанская компания СЕАТ вообще объявила о прекращении своих официальных продаж. Этот факт все же единичный; в целом наш рынок один из самых перспективных. По нашим оценкам, в 2005 году здесь может быть продано около 1,6 млн. новых автомобилей, из них 600–640 тысяч иномарок.